Архангелогородцы уже одиннадцать лет ждут расселения из дома, в котором разваливаются печи, нет водоснабжения и невозможно сходить в туалет. Жильцы должны были покинуть лачугу еще в 2018 году, однако до сих пор вынуждены бороться с холодом, таскать воду с ближайшей колонки и ходить по-большому в вёдра. И это в черте города. В ответ на жалобы власти советуют людям «своевременно топить печи» и ждать. Показываем, в каких условиях несколько архангельских семей будут встречать новый, 2024 год.
«Зимой начинается борьба за выживание»: в каких условиях люди ведут быт
Многоквартирный дом по адресу улица Красных Партизан, 4, корпус 2 был построен в 1927 году. Сейчас в ветхом здании проживают всего две семьи. Остальные жильцы дожидаются расселения, которое должно было произойти еще в 2018 году, в других местах. Провести экскурсию согласилась Оксана Шульга, в этом доме подрастает уже четвертое поколение ее семьи.
— Зимой начинается борьба за выживание! Холодина невыносимая, печки в аварийном состоянии. Печника вот в прошлом году вызывала, он сказал, что уже ничего не сделать. Кирпичи падают, трубы разрушены. Одну печку еще удается топить, а та, что на кухне начинает дымить прямо в квартиру. Задохнуться можно. Полы всегда холодные, ходить по ним невозможно.
Еще одна проблема — туалет. Он уже несколько лет переполнен, а откачать его не могут.
— Зайти в туалет невозможно, пользуемся ведерками и пакетами. Все отходы дошли до второго этажа и замерзли. Их не вывозили, не выгребали больше пяти лет. В октябре делали откачку жидкости, но это не помогло. А еще в дом постоянно забираются бомжи. Они залезают в оставленные квартиры и тащат оттуда вещи. Это страшно.
В квартире живет женщина-инвалид
В холодной квартире Оксана живет с несовершеннолетней дочкой и старенькой тетей, она инвалид.
— Она ребенок войны. Инвалидом стала в детстве. Она не работала, не училась. Родилась, когда были сильные бомбежки в Архангельске. У моей бабушки было семь детей. Все в бомбоубежища не влезали, по этому тетю оставляли прямо в этом доме, под столом. Так и пережидала. Это сказалось на ее здоровье — она маленькой очень часто и сильно болела.
Оксана — тоже пенсионер, однако вынуждена работать, чтобы содержать свою семью. Тяжело трудиться приходится и после работы, в доме нужно затопить печи, принести с колонки воду. Такой темп дается женщине тяжело, однако выбора у семьи нет.
— Ехать нам некуда. Куда я поеду? Снимать квартиру у меня тоже нет возможности. Пенсия маленькая. Конечно, есть зарплата, но у меня ребенок еще несовершеннолетний. И за тетей надо ухаживать. Раньше этим моя мама занималась, но она умерла полтора года назад.
Про маневренное жилье
Женщина признаётся, что ей предлагали воспользоваться услугами маневренного фонда. Но она отказалась.
— Квартиры предлагали либо там где аэропорт, либо еще дальше. Они при этом в таком же состоянии, что и наша. Разве что косметический ремонт сделан. Но смысл переезжать за город и в такие же условия? Я не согласна с этим. Почему я должна в такое ужасное жилье идти жить? Нам предлагают по 6 квадрантных метров на человека. Я родилась в Соломбале, прожила тут всю жизнь, у меня здесь мама жила, бабушка и прабабушка. И хотелось бы, чтобы нам дали нормальную квартиру в Соломбале.
«Дождемся расселения или нет, неясно»
Зоя Александровна еще одна жительница ветхого дома. Она вместе со своим 58-летним сыном живет во втором подъезде на первом этаже. Бабушке 84 года, она тоже ребенок войны.
— Живу тут 1977 года. Когда переезжала, дом хороший был. Дети маленькие были. Дети уж вон выросли. А дом совсем плох стал. Всё разворочено. Туалеты переполнены. Трубы все рассыпаются. Тяги нет. Печки не греют. Крыша протекает, — жалуется женщина.
Зоя Александровна боится, что расселения уже не увидит.
— Замерзаем и ждем. Как сосульки. А дождемся или нет, неясно. Некоторые уже не дождались.
Что жильцам говорит администрация
С 2011 года жильцы регулярно обращаются за помощью к администрации города.
— Мы пишем в управление жилищного контроля, государственную жилищную инспекцию, департамент городского хозяйства, в управляющие компании, которые меняются практически каждый год, в администрацию Соломбальского округа. Все они пишут отписки. Вот, например, я писала про печки, что они в аварийном состоянии. Департамент городского хозяйства мне ответил, что мне нужно просто лучше их топить. Начинайте, мол, с вечера, чтобы утром было вставать тепло, — рассказывает Оксана.
Мы изучили документы, предоставленные жильцами, и восстановили хронологию событий. Все упомянутые ниже документы имеются в распоряжении редакции.
В июле 2012 года межведомственная комиссия, назначенная мэром Архангельска, признала, что «жилые помещения дома не соответствуют требованиям предъявленным к жилым помещениям». Тогда же восстановление дома назвали экономически нецелесообразным. По данным комиссии, износ дома и фундамента тогда составлял 70%.
Уже в августе 2012 года в мэрии Архангельска предложили людям на время переехать в маневренный фонд. Тогда же городские власти пообещали предоставить жильцам благоустроенные квартиры в черте Архангельска, равнозначные по площади с теми, что находятся в аварийном доме. Предоставить квартиры пообещали в «разумные сроки». Однако конкретика появилась лишь в сентябре 2014 года. Тогда мэрия города Архангельска обязалась предоставить жильцам квартиры до 1 января 2018 года.
В ноябре 2017 года жильцы за свой счет заказали независимую экспертизу дома в компании «Респект». Она подтвердила, что дом непригоден для проживания: общий износ составляет 69%, несущие конструкции находятся в аварийном состоянии. В декабре 2017 года власти города признали дом аварийным и сообщили, что он подлежит сносу.
1 января 2018 года жильцам не предоставили обещанного жилья. А 16 января 2018 года городская администрация выпустила новое распоряжение, согласно которому переселить жильцов должны до 31 декабря 2021 года.
Уже в октябре 2020 года городская администрация сообщила, что не сможет расселить дом в указанные сроки. Так как «в программу расселения включены дома, признанные в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу в период с 01.01.2012 года по 01.01.2017 года. Данный дом в программу не включен, так как признан аварийным после 01.01.2017 года».
В ноябре жители дома написали в администрацию письмо, в котором жаловались на холод в квартирах и указывали на то, что аварийный дом плохо содержат. Не откачивают отходы и не чинят деревянные мосточки. В своем официальном ответе администрация города сообщила, что жильцы «имеют право обратиться в управление муниципального жилищного контроля и запросить там проверку жилого помещения». Жильцам также объяснили, как правильно топить печи, находящиеся в плачевном состоянии.
— В данном доме предусмотрено печное отопление. Таким образом, для поддержания нормативного температурного режима в жилых помещениях жителям квартир необходимо производить своевременную топку печей, — написали в администрации.
Теперь расселить ветхий дом обещают до 31 декабря 2024 года. В эти слова женщина не верит.
О том, почему жильцов ветхого дома не удалось расселить в 2018 и 2021 годах, мы хотели спросить у городской администрации. На наши звонки там не ответили. Редакция уже направила в пресс-службу горадмина официальный запрос.
Недавно на незаселенные аварийные дома Архангельска обратил внимание Владимир Путин. Об этой проблеме он рассказал на совещании по развитию опорных населенных пунктов Арктической зоны.
Также мы рассказывали, как в Архангельске регулярно топит канализацией «пряничный домик» и как в этих условиях северянки ведут свой быт.
Еще мы показывали дом в Соломбале, который был построен еще в Российской империи, и сейчас в этом здании всё еще живут люди.
Наш фотограф Иван Митюшёв разглядел прекрасное на 3-м Лесозаводе: деревянные кварталы там похожи на одну большую мозаику из множества узоров. Мы решили копнуть немного глубже и с помощью экспертов вспомнили историю застройки этого места, а также пообщались с местными старожилами.
Напомним, что сейчас в Архангельске собираются расселять деревянный жилфонд не только за счет государства, но и за счет частных фирм, которым потом дадут в аренду освободившуюся землю. Более ста домов уже оказались в программе комплексного развития территорий. Снести собираются и неаварийные здания, где жильцы не жалуются на условия, мы побывали в нескольких квартирах и показали, как там живут люди. Всю информацию по теме мы собираем в отдельном сюжете.
Вы можете почитать и про другие деревянные дома Архангельска. Например, мы рассказывали, что самый красивый двор города (который неоднократно оценивало жюри специального конкурса) находится у церкви, которую в советские годы переделали под жилой дом.