Житель Холмогор Сергей Бусулаев с осени добивается установки пандусов в своем подъезде. Он передвигается на кресле-коляске, но живет на втором этаже кирпичного дома. Из-за невозможности спуститься на улицу Сергей редко выходит из дома и все время проводит в квартире. Мы узнали, почему возникла сложность с помощью холмогорцу, что говорят об этом соседи, прокуратура, и что делают власти.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — по каналу в Telegram.
«Мы тебе не дадим пандусы ставить»
Мы уже рассказывали историю жизни Сергея Бусулаева — мужчина пролежал без сознания три года и очнулся, когда на это уже никто не надеялся. Последние пару лет он посещает реабилитационные центры и восстанавливает свои мышцы, чтобы снова начать ходить и пользоваться руками в полную силу. Друзья помогли ему сделать ремонт в квартире, где во время его болезни был настоящий притон. Жить теперь здесь можно с комфортом, но вот забираться на второй этаж самостоятельно Сергей не может.
— Сейчас меня поднимают и опускают друзья, — рассказывает он. — Это происходит не каждый день, а когда я собираюсь на реабилитацию. А так я все время провожу дома. Однажды ребята выносят меня, и один из соседей проходит мимо. Я говорю: «Помоги, пожалуйста». Он улыбнулся и прошел мимо.
Северянин рассказывает, что в сентябре 2023 года он обратился к частной фирме, которая устанавливает откидные пандусы. Предполагалось, что их установят на трех лестничных пролетах, которые ведут к квартире. На крыльце ничего делать не нужно — заехать в подъезд удается и так. В итоге, рабочие приехали делать замеры, но дальше этого дело не пошло.
— Меня сосед уводит в сторону, и говорит: «Мы тебе не дадим пандусы ставить. Они будут мешать, разрешения нет», — вспоминает Сергей. — Ему сказали, что пандус будет откидываться к стене. «Нет, — говорит. — Всё равно мы вам не дадим ставить». И рабочие уехали.
Сергей обратился с проблемой в прокуратуру, а также к властям Холмогорского округа. Но пока что ситуация никак не изменилось.
— Как я понял, в этот год я могу быть не зачислен в списки тех, кому устанавливают пандусы, — рассуждает Сергей. — На другой год продлевать будут что ли? Мне местные власти вначале говорили: «Сергей, ты вернешься домой, и тогда будем разбираться [с установкой пандусов]. Пока тебя нет дома, мы не можем рассмотреть [этот вопрос]». Я приехал, и толку? Ощущение, что они ждут, пока я не встану на ноги.
«Он не сможет этим пользоваться, он просто убъется»
Об отношении соседей к установке пандусов 29.RU рассказала Евгения Шубина, управляющая дома. Мнения их по этому поводу расходятся:
— Жильцы — кто-то за, а кто-то против, — объясняет она. — Потому что у нас такой размер коридора: если поставят пандус, будет не пройти. Конечно, нас бы не спросили, если устанавливали, всё-таки человек — колясочник, милосердие должно быть. Но так как комиссия приехала и определила, что это невозможно, мы все успокоились. Спуск просто не позволяет это делать — он может убиться. Его невозможно будет удержать при таком крутом спуске.
Комиссия, о которой упоминает жительница Холмогор, действительно появлялась в доме в прошлом году. В администрации Холмогорского округа не смогли оперативно ответить на запрос 29.RU, но ситуацию подробно объяснили в местной прокуратуре.
— Администрация округа провела соответствующую работу с привлечением региональной общественной организации инвалидов «Доступный мир», — поясняет прокурор Холмогорского округа Наталья Джамалатдинова. — 17 октября эта организация выдала экспертное заключение по оценке состояния доступности жилого дома, и пришла к выводу, что сделать выход их подъезда беспрепятственным технически невозможно.
В заключении «Доступного мира» сказано, что использовать накладные и откидные конструкции на трех лестничных пролетах очень травмоопасно из-за высокого угла наклона лестницы. Ширина лестничных пролетов на второй этаж меньше 1,35 метра, что не соответствует требованиям пожарной безопасности — использование конструкций будет мешать перемещению по лестнице другим жильцам. При этом в подъезде нельзя установить и автоматический подъемник — опять же, из-за узости лестничных пролетов. Вертикальный подъемник на улице тоже не установить, уже из-за узкой балконной двери и большой высоты.
Заместитель председателя организации «Доступный Мир» Ирина Кю Деффо в разговоре с 29.RU подтвердила, что результаты проверки подъезда не сочетаются с желанием Сергея поставить пандус.
— Чтобы сделать выход на улицу, нужно оборудовать три пандуса на лестничных пролетах. Но это невозможно по технологии, потому что уклон лестницы очень большой. Даже если сделать накладной пандус на эти ступени, это будет очень травмоопасно. Он не сможет этим пользоваться, он просто убъется. Если бы он жил на первом этаже — это было бы не беда, но у него второй этаж, — пояснила она.
«Реконструкция или капремонт»
Прокуратура также провела собственную проверку, но, по их мнению, в этой ситуации отсутствуют основания для принятия мер реагирования. Вначале нужно понять окончательно, можно ли оборудовать подъезд пандусами. Теоретически, власти еще могут прийти к решению реконструировать подъезд, но будет ли это сделано практически — пока что не известно.
— Администрация округа 31 октября составила акт обследования общего имущества в доме, чтобы понять, можно ли обеспечить такие условия доступности, — сообщает прокурор Холмогорского округа Наталья Джамалатдинова. — В акте указано, что отсутствует возможность для устройства пандуса без существенных изменений путем реконструкции или капитального ремонта. Необходимо проведение проверки экономической целесообразности [ремонта или реконструкции].
В ноябре всю информация о подъезде направили в министерство строительства и архитектуры Архангельской области. На данный момент решения все еще нет.
— Насколько нам известно, в ближайшее время представитель министерства должен приехать в Холмогоры, чтобы воочию убедиться, возможно или нет установить пандусы, и целесообразно ли это экономически, — говорит прокурор. — Мы ждем этого решения. — Если будет принято решение о том, что реконструировать подъезд не целесообразно, мы будем рассматривать варианты, каким образом можно заявителю обеспечить доступность.
Ступенькоход? Волонтеры? Смена жилья?
Еще один вариант, о котором говорят в прокуратуре, — это предоставление другого жилья. Правда, самому Сергею он не очень нравится — его квартиру только недавно отремонтировали.
— Насколько мне известно, Сергей Борисович не хочет новое жилое помещение, но время идет, возможно этот вопрос будет решен. Квартиры была предоставлена по договору социального найма в 2010 году, когда у него не было заболевания. Но без его согласия ему ничего не может быть предоставлено. Эта ситуация на контроле, думаю, свое решение она найдет. Пока что мы ждем решения министерства, чтобы понимать, в каком направлении действовать дальше, — говорит Наталья Джамалатдинова.
Заместитель председателя организации «Доступный Мир» Ирина Кю Деффо предлагает еще один путь решения вопроса — покупку ступенькохода, на котором можно самостоятельно подниматься по лестнице. Правда, стоят они около 700 тысяч рублей.
— Я, как эксперт, вижу несколько вариантов: либо шагоход, который можно купить на деньги со сбора, либо помощь друзей. Но они ведь тоже не все время могут помогать. Либо договориться с кем-то, чтобы по его звонку приходили волонтеры и помогали ему. Либо радикальная мера — менять жилье. Я предлагала совершить обмен: чтобы кто-то с первого этажа переехал в квартиру Сергея, а его пустили на первый. Но он сказал, что там живут такие люди, которые на обмен не пойдут, — поясняет она.
Проблема оборудования домов для нужд людей с инвалидностью есть не только в Холмогорах. Ирина рассказывает, что даже в Архангельске не удается оборудовать каждый подъезд для колясочников.
— На самом деле мы уже не один такой проект изучили, и в 90% случаев рекомендация — менять жилье на более доступное. В Холмогорах, как я понимаю, такого жилья нет. Да и много где нет его. В Архангельске мы обследовали больше 30 квартир, и только в двух случаях нашли возможность адаптации. Во всех других вариантах — только смена жилья, — говорит она.
Редакция 29.RU обратилась с официальным запросом к властям Холмогорского округа, чтобы узнать, как они собираются решать проблему, а также есть ли возможность привлечь волонтеров или предоставить другое помещение в Холмогорах.
Что еще почитать по теме
Архангелогородка Елена Пузанова с рождения живет с диагнозом ДЦП. Недавно мы побывали в гостях у поэтессы и узнали, с какими трудностями ей еще приходится сталкиваться.
Школьница из Архангельской области перенесла инсульт в 16 лет: почему это случилось и как ее спасают.
Архангелогородец устроился пешим курьером. Парень с ДЦП трудится не из-за нужды — для него очень важно приносить пользу.