Северодвинка Людмила Булатова одним декабрьским утром 2021 года проснулась и села завтракать — всё было как обычно. Но едва она успела сделать глоток кофе, тело пронзила резкая боль. Всего через несколько часов северянка окажется в Первой городской больнице Архангельска: ей потребуется срочная операция из-за острого расслоения аорты. Как пояснили 29.RU в больнице, подобная ситуация может произойти с кем угодно: у нее множество причин. Рассказываем историю Людмилы подробно — возможно, кому-то ее опыт поможет сберечь свое здоровье.
Расслоение аорты (расслаивающая аневризма аорты) — это заболевание, представляющее серьезную угрозу для жизни, при нем происходит разрыв внутреннего слоя стенки аорты, и кровь течет между внутренним и внешним слоями стенки аорты, приводя к разрыву внешнего слоя.
«Не подозревала, что так может быть»
С Людмилой Булатовой мы познакомились благодаря проекту «Здоровое Поморье». Через него раз в месяц в медучреждениях региона организуют Дни здоровья, когда северяне могут пройти обследования и получить консультации специалистов.
Раньше эти акции были посвящены раннему выявлению онкологических заболеваний, но в августе курс решили сменить — с 22 по 31 августа провериться можно на болезни сердечно-сосудистой системы. Это дает возможность попасть к специалистам без долгого ожидания и платных приемов.
Наша героиня говорит, что в родном Северодвинске ей было сложно записаться к врачам: что до операции, что сейчас. Она считает, что если бы с этим было проще, возможно, о проблеме она узнала бы не так внезапно.
В августе 2021 года Людмила проходила медкомиссию для допуска к работе — на тот момент она работала охранником на заводе. Все показатели, вспоминает она, были около нормы. Только гемоглобин низкий — пришлось поднимать и снова сдавать анализ. Единственное, что периодически беспокоило северянку и раньше — скачки давления. У нее гипертония: из-за этого она даже сидела на больничном.
— Мне выписывали то одни, то другие таблетки. Обследований толком не делали. Но в целом всё было нормально. Я даже не подозревала, что что-то может быть, — говорит Людмила.
Утро, когда произошло расслоение аорты, она вспоминает так:
«Я сделала глоток кофе, и всё — резкая боль. Как штырем пронзили всё тело. Мы вызвали скорую»
— Когда бригада приехала, меня вырвало, поэтому они подумали, что это отравление. Сделали обезболивающее и уехали. Через 20 минут вызвали скорую снова. Приехал мужчина в возрасте: он меня посмотрел, померил давление и сказал, что это сердце.
Сама Людмила думала, что так сильно прихватило желудок. На проблемы с сердечно-сосудистой системой ничто не указывало. На скорой ее увезли в ЦМСЧ-58 в Северодвинске, а оттуда уже отправили в Архангельск, где сделали КТ и экстренно прооперировали, за что Людмила отдельно благодарит врачей в беседе с нами.
«Бывает, немеет рука»: как изменилась жизнь после операции
Людмила Булатова провела в больнице около 16 дней. Говорит, в первое время после операции болело всё тело, особенно грудина — операцию делали открытым способом. А еще открылся сильный кашель: она узнала, что после подобных операций он появляется у многих.
Вернувшись домой, Людмила провела еще какое-то время на больничном. Теперь ей нужно постоянно наблюдаться у кардиолога. Она отмечает, что попасть на прием при этом было непросто.
— Я не могла попасть к кардиологу сначала — никого не было. Потом попала к одной, она сказала просто: «Что назначили, то и пейте, потом запишетесь снова». Через две недели хотела записаться, но она ушла уже работать с ковидом. Я записалась к другому кардиологу, которая меня теперь ведет: если что-то случается, я к ней иду.
Хотя сейчас, в пору летних отпусков, говорит северодвинка, попасть к специалистам опять непросто. Людмила объясняет, что после операции у нее периодически немеет рука. С этой проблемой в июне она обращалась к кардиохирургу в Архангельске. Он назначил обследование, но пройти его, по словам нашей собеседницы, не получается, пока специалисты отдыхают.
Северодвинка рассказывает, что после операции ее жизнь изменилась: она потеряла работу на заводе, так как выходить в ночные смены она больше не могла по здоровью — пришлось написать заявление об уходе.
Сейчас она работает продавцом в магазине. Говорит, после операции стала быстрее уставать.
«Я привыкла быстро ходить, вечно спешить, а тут уже приходится замедляться. Правая рука, бывает, немеет, если что-то зажмет, и сильные боли в ней»
— Бывают скачки давления, но это реакция на погоду и стрессы.
Людмила считает, у того, что она оказалась в операционной, несколько причин: это всё те же стрессы — не так давно у нее умер супруг, поэтому она много работала, чтобы отвлечься, и недообследованность. Если бы было легче попасть к специалистам, возможно, она поняла, что нужно быть внимательнее к себе, раньше.
— Думаю, обследования нужны. Но бывает легче записаться в Архангельск или Санкт-Петербург, чем у нас в городе. У меня сердце в принципе было здоровое, а вот с сосудами, как оказалось, есть проблема, — рассуждает Людмила Булатова.
Может ли ситуация повториться: ответ врача
О том, часто ли в медицинской практике встречаются подобные случаи, мы спросили у Германа Иванова, кардиохирурга Первой городской больницы им Е. Е. Волосевич, где в декабре и прооперировали Людмилу.
По его словам, расслоение аорты — одна из самых острых ситуаций, которые могут развиваться спонтанно (как в случае нашей героини), но действовать, чтобы спасти жизнь пациента, хирургам при этом надо быстро. При этом таких операций, говорит врач, бывает не так уж и много: в прошлом году в больнице прооперировали 9 пациентов с расслоением, в 2022-м был один случай, но человека даже не успели довезти до операционной.
«Это может развиться в любом возрасте у любого человека. Избежать этого можно, если адекватно проводить лечение»
— Причин расслоения аорты может быть очень много. Некоторые люди предрасположены к этому: у них тяжелый атеросклероз, аневризма аорты в анамнезе, то есть она уже есть, но пациент с ней ничего не делает, не контролирует артериальное давление, — объясняет Герман Иванов. — На первом месте [среди факторов риска] стоят атеросклероз и артериальная гипертензия, как было у Людмилы. В ее случае это было предпосылкой: гипертензия существовала длительное время, и она не совсем добросовестно корректировалась. На фоне высокого давления бляшка в аорте становится нестабильной и рвет ее.
Врач добавляет, что расслоение аорты может возникать и при некоторых инфекционных процессах, при сифилисе, врожденных пороках развития аорты, травмах груди и брюшной полости, генетических заболеваниях — но всё это бывает редко. В случаях, когда стенки аорты рвутся полностью, начинается сильное кровотечение, более 90% пациентов при этом погибают.
В случае Людмилы кардиохирурги сделали реконструкцию корня и восходящей аорты, а также поставили протез аортального клапана — это операция методом Бенталла — де Боно. Наш собеседник ответил, что риски нового расслоения аорты очень невысоки. Но следить за сердечно-сосудистой системой теперь нужно постоянно.
— Из-за установленного механического клапана ей всю оставшуюся жизнь необходимо принимать антикоагулянт варфарин и, конечно же, контролировать цифры артериального давления, уровень холестерина, раз в год выполнять эхокардиографию, — пояснил кардиохирург.
Ранее мы опубликовали видео с кардиохирургами Первой городской больницы имени Е. Е. Волосевич, в котором они рассказали, как уберечься от болезней сердечно-сосудистой системы.
Напомним, что ранее мы подробно беседовали про артериальную гипертензию (или гипертонию) с главным внештатным специалистом-кардиологом Минздрава Архангельской области Ксенией Костиной. Врач рассказала, как много северян стоят на учете из-за этой болезни и почему она стремительно молодеет.