Уже несколько дней северяне следят за судьбой научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов». Оно село на мель у Земли Франца Иосифа в Арктике. На борту — не только экипаж, но и ученые, участники экспедиции «Арктического плавучего университета». Собрали несколько фактов о судне. В его истории масса интересного: оно трижды побывало в ледовом плену, благодаря чему попало на киноэкраны.
В работе — 48 лет
По своим техническим характеристикам «Михаил Сомов» — это дизель-электроход, который часто используется и при ледовых плаваниях при толщине сплошного льда до 70 сантиметров. В этом году судну исполняется 48 лет. Оно было построено на Херсонском судостроительном заводе Минстроя СССР и спущено на воду в феврале 1975 года. После судно передали Ленинградскому Арктическому и антарктическому научно-исследовательскому институту. В первый свой рейс «Михаил Сомов» отправился 2 сентября 1975 года.
Судну дали имя Михаила Михайловича Сомова — знаменитого полярника, руководителя полярной станции «Северный полюс-2», главы первой Советской Антарктической экспедиции.
Всего «Сомов» участвовал в 21 советской и российской Антарктических экспедициях. В 1977 году его модернизировали на Херсонской судоверфи: установили лабораторный блок для исследований и оборудовали вертолетную площадку. После этого судно по праву стало научно-экспедиционным.
Легендарный дрейф, который попал в кино
В истории «Михаила Сомова» было три антарктических дрейфа: в 1977, 1985 и 1991 годах. Самый известный из них случился в 1985-м, он продолжался 133 дня.
«Михаил Сомов» должен был доставить новый состав зимовщиков, топливо и продукты на советскую антарктическую станцию «Русская». Она расположена в тихоокеанском секторе Антарктиды, у моря Росса. «Сомов» шел с опозданием, поэтому к станции приблизился, когда уже наступала антарктическая зима. 15 марта его заблокировала льдами. Когда стало понятно, что «Сомов» оказался в плену надолго, часть людей с него эвакуировали вертолетами на стоявший относительно недалеко корабль «Павел Корчагин». На «Сомове» остались несколько десятков человек во главе с капитаном Валентином Родченко.
В июне к «Сомову» отправилась спасательная экспедиция на ледоколе «Владивосток». К слову, руководил экспедицией небезызвестный и сегодня Артур Чилингаров — ученый-океанолог, депутат Госдумы РФ. До места «Владивосток» добрался к концу июля, в августе пленника удалось освободить и выйти в чистые воды.
По мотивам этого дрейфа снят российский фильм-катастрофа «Ледокол». Он вышел в 2016 году. Главные роли исполнили известные актеры Петр Федоров и Сергей Пускепалис. Картина лишь частично повторила реальные события. Любопытно, что роль самого судна (в фильме оно названо ледоколом «Михаил Громов») сыграл атомный ледокол «Ленин». Съемки проходили в Мурманске, Санкт-Петербурге, Севастополе и в горах Кольского полуострова.
Арктика, наука и экспедиции
Северному УГМС «Михаила Сомова» передали в мае 2000 года. С тех пор он множеств раз возил в Арктику снабжение для российских научных экспедиций, оборудование, припасы, персонал на научные станции, на территории нацпарков. С 2005 года на «Михаиле Сомове» работала Морская арктическая комплексная экспедиция Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева. Ее возглавлял почетный полярник Петр Боярский.
В публикации «НЭС «Михаил Сомов» — 40 лет в строю на службе погоды» на сайте Росгидромета сообщается, что с 2011 года по госзаданию он проводил «северный завоз», то есть обеспечивал труднодоступные станции по всей трассе Северного морского пути.
Периодически на «Михаиле Сомове» ездят в Арктику экспедиции участники плавучего университета САФУ. Одну из них — в 2021 году — редакция 29.RU провожала в Соломбальском терминале. Тогда на судне-легенде отправлялись 55 ученых.
К слову, в том же 2021 году, как сообщали СМИ, исследовательскому судну пришлось противостоять ледовому плену. В ноябре сразу несколько кораблей попали в сложную ситуацию во льдах на Северном морском пути, в районе пролива Вилькицкого. Проходивший неподалеку газовоз расчистил путь, но вскоре льды остановили «Михаила Сомова» снова. На борту тогда находилась северная группа комплексной экспедиции «РоссиЯ-2021» (проект Русского географического общества, Федерации спортивного туризма и Министерства просвещения России).
«Послужит свое»: про настоящее «Сомова»
Несколько лет назад шли разговоры о том, что «Сомову» пора на покой. Еще в 2018 году он получил звание «Морское наследие России». Вскоре после этого мы спросили в Северном УГМС, ждать ли морскому достоянию пенсии и может ли он стать музеем.
— Сделают ли из «Михаила Сомова» музей? Бабушка надвое сказала! Зависит от финансирования. Это ведь огромные деньги. Кто-то где-то предложил, пусть за это отвечает. Пока для УГМС это судно действующее, и будет ходить в рейсы еще лет пять. В этом году на «Красной кузнице» его отремонтировали, и хоть оно старое, еще послужит свое. Чтобы сделать из «Михаила Сомова» культурный объект, надо спроектировать судно на замену, а потом и построить его, — никакие деньги на это никто пока не выделял, — ответил тогда Юрий Катин, начальник отдела фонда данных о состоянии природной среды и научно-технической информации.
Как видим, работать «Сомов» продолжает и сегодня. Буквально весной 2023 года его вновь «подлатали» на «Красной Кузнице».
— Доковый ремонт судна проходил в течение двух с половиной месяцев на стапеле плавучего дока. По результатам дефектации была проведена замена части набора корпуса и наружной обшивки в носовой части правого борта. В ходе работ восстановлено почти двести погонных метров сварных швов. Также корабелами «Красной Кузницы» выполнены демонтаж, ремонт и монтаж оборудования винто-рулевого комплекса — гребного и промежуточного валов, пера руля, заменены дейдвудные подшипники, осуществлен ремонт более восьмидесяти единиц оборудования донно-бортовой арматуры, судовых трубопроводов, — сообщала в марте пресс-служба Объединенной судостроительной корпорации.
В свой летний рейс в Арктику судно отправилось в начале июля. Вернуться должно было до 10 августа. На мель оно село, как сообщили в Северном УГМС, на обратном пути. Сейчас экипаж и участники экспедиции продолжают работу на борту и ждут помощи от НИС «Профессор Мочанов». Он должен выйти из Архангельска завтра утром — с группой водолазов на борту. Водолазы осмотрят подводную часть судна, тогда уже будет принято решение, что делать дальше.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.