Сегодня, 14 августа, президент России Владимир Путин по видео-конференц-связи поговорил с врио губернатора Архангельской области Александром Цыбульским. Для тех, кто пропустил этот разговор, в формате удобных карточек мы рассказываем о тех темах и нуждах Поморья, которые обсуждались на этой онлайн-встрече.
- О темпах ввода нового жилья
- О расселении людей из аварийного жилья
- О строительстве дороги Архангельск — Онега
- О строительстве фондохранилища для музеев
- О притоке инвестиций и создании рабочих мест
О темпах ввода нового жилья
Президент начал беседу с вопроса о темпах жилищного строительства и отметил, что для Архангельской области это «одна из наиболее актуальных тем». Он попросил Александра Цыбульского прокомментировать, почему в Архангельской области темпы ввода нового жилья за последнее полугодие снизились на 23% — это больше, чем в целом по стране, в два с лишним раза (по России, по словам президента, темпы снизились на 11%).
— Мы предполагаем, что здесь объективным фактором была, как вы правильно сказали, ситуация с распространением коронавируса. Это первое, что повлияло на наших застройщиков, и в первую очередь на коммерческий сектор. Я при этом хочу отметить, что мы полностью выполним обязательства в рамках национального проекта, касающиеся переселения ветхого и аварийного жилья, но, по всей видимости, не достигнем показателей, установленных нам в части ввода коммерческого жилья. У нас, с одной стороны, действительно есть разрывы по поставкам стройматериалов и другие объективные факторы, связанные с коронавирусом, с другой стороны, у нас 12,5% сегодня сданного квартирного фонда коммерческой застройки до сих пор является невостребованным на рынке, то есть мы фиксируем в определенной степени спад спроса на жилье, и это тоже, конечно, не стимулирует коммерческих застройщиков к сильному увеличению объемов строительства, — ответил Александр Цыбульский.
О расселении людей из аварийного жилья
Александр Цыбульский обратился к президенту с просьбой помочь решить проблему переселения людей из ветхого и аварийного жилья. Конкретно он попросил у президента выделить средства на строительство десяти многоквартирных домов для переселения людей из тех зданий, которые сошли со свай после 2017 года и не попали в действующую до 2025 года нацпрограмму.
— Я, Владимир Владимирович, хотел на это обратить внимание, потому что это явление, которое в довольно массовом порядке происходит в Архангельской области и в городе Архангельске, в столице региона, на мой взгляд, эта ситуация не менее страшная, чем подтопление или пожар. Потому что фактически до 3 тысяч людей в этих 120 домах могут у нас оказаться на улице, и у нас сегодня нет возможности в рамках программы и нацпроекта переселить их в новое жильё. Потому что те 474 тысячи квадратных метров, которые мы должны переселить в рамках проекта обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, — это дома, которые признаны аварийными до 1 января 2017 года. Вместе с тем все дома, которые у нас сегодня приходят в негодность, — это дома, которые были признаны аварийными после 1 января 2017 года. В связи с этим я бы хотел, Владимир Владимирович, к вам обратиться. Я считаю, что нам просто крайне необходимо построить до 10 многоквартирных домов за рамками проекта для того, чтобы, собственно говоря, не портить ту очередь, которая уже сегодня сложилась, и не вызывать социальное напряжение у людей и чувство социальной несправедливости, но в то же время и забыть про тех людей, которые у нас оказываются на улице, мы не можем. Если бы не ситуация с коронавирусом, которая в определенной степени сократила доходы нашего бюджета и сократила довольно существенно — на 13%, 10,5 миллиарда практически у нас выпадающие доходы, — мы бы, конечно, что называется, затянули пояса, нашли бы собственные резервы, но сегодня у нас просто такой возможности нет, — сказал Цыбульский.
Он пояснил, что уже обсуждал проблему с министром строительства Владимиром Якушевым, и он поддержал врио губернатора, однако без поручения Путина у него нет возможности найти дополнительные средства.
— Хорошо, договорились. Согласен, — ответил Владимир Путин на просьбу Цыбульского.
О строительстве дороги Архангельск — Онега
Цыбульский также рассказал президенту, что 115 из 160 километров дороги из Архангельска в моногород Онегу «находятся в абсолютно ненормативном состоянии», и попросил выделить на ремонт участка 5,7 миллиарда рублей из бюджета.
— Я лично по ней ездил и скажу вам, что в период осадков или межсезонье это практически отрезанная от Архангельска территория. Почему важна эта дорога? У нас в своё время решением правительства город Онега как моногород стал территорией опережающего социально-экономического развития. Хороший инструмент развития территории, вместе с тем без дороги использовать сегодня его преимущества фактически невозможно. Потому что даже тех инвесторов, которые готовы вкладываться и в инфраструктуру туристско-рекреационного плана, там есть предприятия, занимающиеся глубокой переработкой древесины, это всё существенным образом ограничивает. И по сути северо-западная часть области у нас остаётся экономически слаборазвитой. Одновременно эта дорога связала бы Архангельскую область с Мурманском, сократив на 500 километров дорогу от Мурманска до Архангельска. В дальнейшем она могла бы выйти до Надвоиц. Это было бы первым этапом строительства дороги для соединения с Карелией. И, если брать ещё и в международной перспективе, это был бы выход на Финляндию, что тоже могло бы для наших экспортёров быть существенным подспорьем, — пояснил врио губернатора.
Путин уточнил, в течение какого времени предполагается вести строительство. Цыбульский ответил, что в течение 4–5 лет.
— Хорошо, такое поручение Минтрансу будет дано, а вы с ними проработаете детали, — сказал Владимир Путин.
О строительстве фондохранилища для музеев
Кроме того, врио губернатора в беседе с президентом сказал, что государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» не имеет собственного места для хранения своих фондов — все экспонаты находятся в приспособленных для этого помещениях по всему городу, некоторые из которых не подходят для хранения музейных ценностей. По его словам, под строительство фондохранилища уже выделен земельный участок и подготовлена проектно-сметная документация, по которой на работы нужны 509 миллионов рублей. Правительство региона со своей стороны готово на софинансирование этого проекта.
— Соответствующее поручение, безусловно, будет дано Министерству культуры. Оно будет требовать от Минфина дополнительных денег либо найдёт эти средства, имея в виду приоритетность этого вопроса, а он, безусловно, является одним из приоритетных в рамках имеющегося у него финансирования. Поработаем тоже на этот счёт, — пообещал Путин.
О притоке инвестиций и создании рабочих мест
Наконец к финалу разговора и Владимир Путин о чем-то попросил Александра Цыбульского — он ждал ответа на вопрос о том, почему в Архангельской области уже не первый год сокращаются инвестиции в основной капитал. Цыбульский предположил, что тенденцию можно объяснить закрытием в области части деревообрабатывающих производств — по его словам, часть компаний выпадает с рынка. При этом он пообещал, что с этого или следующего года инвестиции будут расти.
— Я бы сейчас не рассматривал это как большую проблему с учётом того, что происходит, на мой взгляд, большая систематизация этой отрасли экономики. Кроме всего прочего, у нас большой заказ на наших оборонных предприятиях. В этом смысле я не вижу здесь рисков тоже, и до 2027 года «Севмаш», «Звёздочка» у нас полностью обеспечены заказами, — ответил он президенту.
Путин выразил надежду, что рост инвестиций отразится на рынке труда — для создания новых рабочих мест.
— В Архангельске [уровень безработицы] подрос чуть больше, чем в среднем по стране, — сказал он. — Поэтому до тех пор, пока эти новые рабочие места не созданы, нужно обратить внимание на тех людей, которые оказались без работы временно. А предпосылки для того, чтобы эффективно решать эти вопросы, безусловно, есть, потому что у вас и ВРП темпами большими, чем в среднем по России, и промышленное производство растёт, и сельское хозяйство растёт. В целом ситуация неплохо выглядит и по финансам, так что база неплохая, она имеется, и её нужно эффективно использовать.