В ночь с 3 на 4 апреля по делу об избиении рабочего «Технопарка» Алексея Козлова задержали еще одного противника строительства мусорного полигона на Шиесе, жителя Яренска Андрея Старковского. Его сняли с поезда в Коноше, когда он направлялся из командировки домой.
— Мне повестку на допрос в качестве свидетеля прислали 28 марта на вайбер с незнакомого номера. Предварительно позвонил человек, который представился следователем Николаевым Владимиром Михайловичем. В повестке указано, что я должен явиться на допрос 29 марта в Урдому в 16:00. Физически невозможно бросить все дела, командировку, и быть на допросе, я находился в Вологде, — рассказал Андрей Старковский.
О том, что он не сможет подойти, Старковский уведомил следователя по телефону, а также послал на его имя письмо через онлайн-приемную УМВД.
— Вернувшись из командировки, собирался поехать на допрос. Покупаю билет с Вологды, сажусь в вагон, и тут ко мне подходит сержант полиции и говорит: «Пройдемте! Вы у нас в розыске! Приказано вас снять с поезда!» Объясняю нашей вологодской полиции, что я не могу быть в розыске по простой причине: я не скрываюсь! Показываю им письмо, адресованное следователю Николаеву, и говорю, что очень спешу на допрос, потому что привык слово своё держать. Ребятам-полицейским говорят по телефону: раз сам едет, то пусть едет. На том и расходимся. Вежливо, — рассказал Старковский.
Но в 01:30 на станции Коноша Старковского сняли с поезда. Его увезли в отделение полиции в Яренске. Андрей пояснил, что пока что ему ничего не рассказали, следователь должен показать ориентировку. Также он пояснил, что ночью с 14-го на 15-е непосредственно присутствовал во время столкновения рабочих и активистов.
В распоряжении редакции есть копия постановления, подписанная следователем Владимиром Николаевым, о привлечении в качестве обвиняемого другого задержанного ранее активиста Валерия Дзюбы. В документе сказано, что «материалами уголовного дела в достаточной степени изобличаются Валерий Дзюба, который 14 марта вместе с Вячеславом Григорьянцем и Андреем Старковским, а также неустановленными лицами общим количеством не менее 50 человек» избили рабочих Кузьмина, Брояна и Козлова. Козлову нанесли вред здоровью средней тяжести.
Это уже третий задержанный активист по этому делу. 30 марта задержали жителя Урдомы Валерия Дзюбу, 1 апреля его отпустили с ограничениями — теперь он должен в ночное время находиться дома и не может ближе чем на 1 километр подходить к станции Шиес. В тот же день задержали жителя Котласа Вячеслава Григорьянца. Суд над ним проходит 4 апреля.
В рамках расследования того же дела у активистов в Шиесе изъяли фото- и видеотехнику, ноутбуки и флешки. Когда в полицию пошел разбираться хозяин части изъятой техники, архангелогородец Юрий Чесноков, его тоже задержали из-за двух неоплаченных штрафов за нарушение ПДД в 800 и 1000 рублей. Его ночь продержали в отделении.
В ночь с 14 на 15 марта несколько грузовиков во главе с экскаватором выехали со стройки на Шиесе в сторону поселка Мадмас и наткнулись на вагончик, стоявший на дороге. Алексей Козлов, управлявший экскаватором, снес вагончик активистов. Люди живым щитом встали перед техникой и ждали полицию. Ковшом прижало архангелогородца Владимира Когута. От госпитализации он отказался и 20 марта обратился в полицию. Но полиция отказалась заводить уголовное дело. Заявление Когута «спустили» в Урдому, как утверждают активисты движения «Поморье не помойка».
В больницу Урдомы госпитализировали Козлова. Его вертолетом санавиации доставили в областную клиническую больницу, перед этим случайно уронив с носилок. В соцсетях появилась информация о переломах и разрыве внутренних органов у сотрудника «Технопарка» Козлова. Он самостоятельно покинул областную больницу. По словам главврача Игоря Петчина, у рабочего диагностировали закрытую черепно-мозговую травму и закрытую травму грудной клетки. По подозрению в избиении Алексея Козлова и задерживали Дзюбу, Григорьянца и Старковского. Активисты утверждают, что Дзюба появился на месте ночного происшествия 14–15 марта уже после произошедшего, а Григорьянц той ночью лежал с температурой в вагончике на другом посту активистов, в отдалении от места тех событий.
Ярослав Вареник