СЕЙЧАС -9°С
Все новости
Все новости

Худшие дороги в России — наши. Что про это думают северяне и как собираются решать проблему власти

Посмотрели на многолетнюю беду Поморья с разных сторон

Дороги или всё же «направления»?

Поделиться

Архангельская область в очередной раз заняла последнее место в рейтинге дорог по стране. Для некоторых водителей понятие «дорога» — очень условное, можно сказать — размытое. Скорее направление из точки А в точку Б, чем часть инфраструктуры. Регион большой, многие поселения удалены от областного центра, порой путь в район — это опасное испытание. Одни северяне преодолевают его с юмором, другие ругают власть. Мы собрали аргументы жителей области, а также выслушали администрацию, — оказывается, решить проблему в короткие сроки не так-то просто и у этого есть причины. А еще у власти есть планы по ремонту некоторых дорог в ближайшие годы. Подробнее о проблеме с разных сторон — в этом материале.

Направление на Мезень

Направление на Мезень

Поделиться

Что говорят жители Поморья

Мы запустили в социальных сетях опрос «Какая дорога в Архангельской области самая плохая и почему?» Там, кроме ироничных жалоб на центральные проспекты Архангельска, было озвучено много действительно важных направлений. Среди них маршруты на: Онегу, Каргополь, Мезень, Вельск, Верхнюю Тойму, Выю и Пудож. Подытоживает этот список комментариев банальная, но, кажется, правдивая фраза — «Плохие дороги у нас — везде!»

Лешуконский район

Лешуконский район

Поделиться

Про масштаб проблемы заявил в шуточном видео наш земляк Роман Крапивин, он показал разруху на маршруте Архангельск — Мезень. В плачевном состоянии дорог он обвиняет птеродактилей из пинежских пещер.

Еще чуть-чуть и видео загрузится
Перевернутые грузовики, разбитое покрытие и странные знаки: всё это — дорога Архангельск — Мезень

Видео: Роман Крапивин

Этот народный юмор — идеальный пример защитной реакции. Видимо, только так можно не сойти с ума в мире, где до ближайшей больницы приходится добираться на вертолете, а продукты и лекарства заказывают у знакомых, ведь другими способами их просто не добыть.

Подметили наши читатели и менее острую, но всё же важную проблему — плохие дороги бьют по привлекательности региона.

— Кроме М-8, ни в какую сторону не проехать. О каком развитии туризма говорить? — задает риторический вопрос читательница 29.RU Татьяна Боговая.

Вопрос резонный: совсем недавно мы рассказывали о том, какие туристические направления собираются развивать в Архангельской области. Многие из них завязаны на красоте природы и удаленных от областного центра территориях. Неужели туристов собираются возить по дорогам, от которых в шоке даже закаленные дальнобойщики?

— Мой муж — дальнобойщик, и поездив с ним по всей матушке России, каких только дорог не насмотрелась, — делится опытом еще одна наша читательница Кристина Меленьтева. — Но!

Почему всё так плохо? Ответ власти

Рейтинг, о котором мы уже сказали выше, как видите, иллюстрируют реплики реальных северян и их фото из пути.

«Дорога» до деревни Олема. Лешуконский район. Июнь 2023 года

«Дорога» до деревни Олема. Лешуконский район. Июнь 2023 года

Поделиться

По официальным данным, на начало 2023 года в нормативном состоянии находится всего 13% общего числа дорог области. С прошлого года показатели улучшились на 3%, однако этого все равно не хватает, чтобы нагнать предпоследнюю в рейтинге Кировскую область. У нее 25%.

Шутку уже известного вам северянина Романа Крапивина мы использовали при создании этой инфографики по официальным данным

Шутку уже известного вам северянина Романа Крапивина мы использовали при создании этой инфографики по официальным данным

Поделиться

Почему же мы так сильно отстаем от всех регионов? Когда мы задали власти такой вопрос, то получили просто огромный ответ с причинами. Если коротко, то власти Архангельской области объясняют это так:

  • у нас мало федеральных дорог и много местных;
  • деньги долгое время выделялись на строительство новых дорог, а на ремонт старых — нет;
  • старые дороги не рассчитаны на современные нагрузки;
  • стоимость ремонта дорог в нашей области выше, чем в среднем по России;
  • действующая администрация вынуждена работать с дорогами, которые не ремонтировали много лет.
  • деньги долгое время выделялись на строительство новых дорог, а на ремонт старых — нет;

При этом, по данным областной администрации, за 2022 год на содержание всей сети автомобильных дорог регионального значения протяженностью 7344 км потратили 2 891,1 млн рублей. В этом году запланированный на эти же цели бюджет составляет 3 007,1 млн рублей.

Выходит, что содержание одного километра дорог в Архангельской области стоит примерно 400 тысяч рублей.

В администрации также подчеркивают, что вместе с региональными и муниципальными заказчиками ведется работа по привлечению дополнительных источников финансирования на дорожную деятельность.

Сегодня одна из возможностей решить проблему с бездорожьем — национального проекта «Безопасные качественные дороги». По актуальным данным, в рамках этого проекта проделали укладку асфальтобетонного покрытия на 14-километровом участке региональной автомобильной дороги Усть-Вага — Ядриха. Общая сумма инвестиций составила 770 млн рублей.

— Финансирование направляется в целом на региональные автомобильные дороги в границах района, исходя из необходимых объемов для обеспечения проезда по той или иной дороге. Кроме того, направление объемов средств может меняться из-за погодных условий: неблагоприятное прохождение паводка, большое количество осадков и прочее, — объясняют в администрации.

Особенно не покрытые асфальтом дороги страдают от грузовой техники, однако альтернативного пути для нее зачастую нет

Особенно не покрытые асфальтом дороги страдают от грузовой техники, однако альтернативного пути для нее зачастую нет

Поделиться

Неужели большинству дорог Архангельской области в ближайшее время суждено остаться «направлениями»? Говорить о глобальных изменениях не стоит хотя бы потому, что бюджет Архангельской области на 2023 год — дефицитный.

Доходы региона составляют 126,4 млрд рублей, а расходы — 142,5 млрд. На 1 июля 2023 года госдолг Архангельской области 53,478 миллиарда рублей. В его структуре 94,4% занимают бюджетные кредиты.

На что рассчитывать в ближайшие годы

Однако при этом в администрации сообщают, что темпы работ наращиваются, и даже обращаются к позитивному рейтингу:

— В 2022 году Архангельская область вошла в пятерку лучших регионов России по реализации национального проекта, было приведено в нормативное состояние в общей сложности 400 км дорог общего пользования (федеральных, региональных, местных), и область не собирается останавливаться на достигнутом.

За высокие результаты, достигнутые в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», Поморье впервые удостоено специальной отраслевой награды «Золотой каток».

Мы спросили в администрации, какие крупные работы будут проводиться на дорогах Архангельской области в ближайшие годы. Составили карту приоритетных направлений на основе их ответа.

В этот список, как видите, попала и Мезень, прославившаяся птеродактилями

В этот список, как видите, попала и Мезень, прославившаяся птеродактилями

Поделиться

Итак, в приоритете у власти сейчас:

  • направление на Онегу. К 2026–2027 году всё направление обещают «одеть» в асфальтобетон;
  • направление на Мезень. К 2025 году обещают «одеть» в асфальт всю дорогу до Белогорского, и привести в нормативное состояние все оставшиеся участки дороги до Мезени;
  • направление Долматово Няндома КаргопольПудож. К концу 2023 обещают привести в нормативное состояние все участки дороги до Каргополя.

Также в 2023 году проводится ремонт на направлениях Коноша — Вельск (10,7 км), Коноша — Няндома (22,4 км), М-8 Холмогоры — Котлас, Карпогоры — Сосновка — Нюхча — граница с Республикой Коми, Двинской — Белореченский, Костылево — Тарногский Городок, Вельск — Аргуновский, Ширша — Ширшинский, подъезд к с. Холмогоры, Ватса — Дурницыно — Козьмино.

Увы, бездорожье в Архангельской области — многолетняя проблема, требующая особого внимания власти, решить которую в скорые сроки нереально. Это объясняется и особенностями региона, и необходимостью вложения огромных средств, и, видимо, во многом зависит от заинтересованности чиновников, отвечающих за безопасность и комфорт на дорогах, а также туристическую и инвестиционную привлекательность региона.

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ2
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter