После завершения реконструкции аэропорта в Архангельск снова возобновили полеты авиакомпаний, которые на полгода прекращали сотрудничество. Дело в том, что Васьково технически не мог принимать некоторые модели самолетов — в том числе компаний Boeing и Airbus. В этом тексте мы расскажем, какая именно техника задействована в городе для пассажирских перевозок — от авиалайнеров до кукурузников.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.
- Airbus A320
- Airbus A319
- Boeing 737–700
- Boeing 737–800
- Bombardier CRJ200
- Sukhoi Superjet 100 (RRJ 95)
- Let L-410 Turbolet
- Ан-2
- Ан-24
- Як-40
- Як-42
- Что еще почитать об авиаперевозках в Архангельске
Airbus A320
Airbus — одна из крупнейших авиастроительных компаний в мире. Она появилась в Европе в конце 1960-х годов путем слияния нескольких европейских авиапроизводителей. Штаб-квартира фирмы находится во Франции. Airbus производит не только пассажирские, но и грузовые, и военно-транспортные самолеты.
Airbus А320 — среднемагистральный пассажирский самолет, оснащенный двумя турбореактивными двигателями. Первый аэроплан этого семейства был выпущен в 1988 году и стал первым пассажирским летательным аппаратом, на котором появилась электродистанционная система управления (до этого она была чисто механической — от штурвалов и педалей к рулям тянулись тросы и трубчатые тяги).
«Аэробус» — узкофюзеляжный самолет. В его салоне есть один центральный проход, четыре пассажирских входа и четыре аварийных выхода. Внутри могут разместиться 180 пассажиров. Если же его делят внутри на бизнес-класс и экономкласс, то влезает 150 пассажиров.
Как указывают в компании «Аэрофлот», крейсерская скорость самолета — 830 км/ч, максимальная высота полета — 12 000 м, а дальность полета — 5500 км.
Самолет также имеет улучшенную версию A320neo. Эта аббревиатура означает New Engine Option, то есть «новый вариант двигателя». Имеются в виду двигатели CFM International LEAP-X и Pratt & Whitney PW1000G — считается, что они на 16% экономичнее и повышают дальность полета на 950 км. Также у этой версии модифицировали крыло.
А320 есть у нескольких компаний, которые сотрудничают с аэропортом Архангельск: SmartAvia, «Аэрофлот», «Россия», «Уральские авиалинии» и S7 Airlines.
Airbus A319
А319 — член того же семейства среднемагистральных двухдвигательных реактивных авиалайнеров. Это модификация предыдущего A320 с укороченным фюзеляжем — без четырех шпангоутов в носовой части и трех шпангоутов в области крыла. Без них самолет стал на 3,73 метра короче.
Количество пассажирских кресел из-за этого уменьшилось на два ряда — эта модель рассчитана на 116 пассажиров (впрочем, заказчикам предлагается также вариант с увеличенной вместимостью до 158 кресел).
Выпущен данный «Аэробус» был в 1995 году. Дальность полета — 6940 км, высота полета — 11 899 м, максимальная крейсерская скорость — около 820 км/ч (разные источники сообщают разные данные).
У A319 есть также три модификации. Это A319LR с дополнительными топливными баками, увеличивающими дальность полёта до 8300 км. Еще одна — A319ACJ, бизнес-самолет, перевозящий 39 пассажиров на расстояние до 12 000 км. И третья — A319CJ, бизнес-самолет с увеличенной дальностью полета.
Из тех компаний, что сотрудничают с аэропортом Архангельск, А319 есть у «России» и «Уральских авиалиний».
Boeing 737–700
Главный конкурент «Аэробусов», о которых мы писали выше, — американская The Boeing Company, которая производит не только авиационную, но и космическую, и военную технику. Boeing 737 — это большое семейство узкофюзеляжных самолетов, которые производят с 1967 года. Причем в него входят не только пассажирские, а еще и транспортные аэропланы. Но изначально 737-й был разработан для рынка пассажирских самолетов малой вместимости и малой дальности.
Boeing 737–700 относится к поколению Next Generation, самолеты которой производятся с 1997 года. По сути, это ответ компании на выпущенный Airbus A320 (а конкретно для 700-го «Боинга» конкурентом стал A319). На самолетах удлинили крыло на 5,5 метра, заменили хвостовое оперение, а также усовершенствованные двигатели.
Самолет вмещает 137 пассажиров при наличии бизнес-класса и экономкласса, а если салон сделан только под эконом — в нем 149 мест. Крейсерская скорость — 850 км/ч, максимальная высота полета — 12 500 м, дальность полета — 4500 км.
Также у него существуют две модификации: 737–700 °С для перевозки грузов, и 737–700ER для полетов повышенной дальности (до 10 200 км).
Такой «Боинг» тоже довольно часто прилетает в Архангельск — с ним работают компания SmartAvia.
Boeing 737–800
Boeing 737–800, как можно судить по иллюстрации, стал удлиненным вариантом 737–700. Первый самолет был выпущен в 1998 году. 800-й вмещает 162 пассажира в двухклассном салоне или 189 — в салоне полностью экономкласса. Основной конкурент — европейский Airbus A320.
Крейсерская скорость модели — 850 км/ч. Максимальная высота полета — 12 500 м, дальность полета — 5700 км.
737–800 используется для пассажирских перевозок в Архангельск чаще, чем предыдущий самолет. Он есть у компаний SmartAvia, «Аэрофлот», «Россия», Nordwind Airlines, Utair, AZUR air, Royal Flight и S7 Airlines.
Bombardier CRJ200
А это уже самолет из Канады. Bombardier CRJ100 и CRJ200 — семейство региональных среднемагистральных самолётов, производимых компанией Bombardier и основанных на бизнес-джете Canadair Challenger. Первый полет аэроплан совершил в 1991 году.
Конкретно на CRJ200 поставили новые, более экономичные двигатели General Electric CF-34–3B1. Он способен выполнять полеты в сложных метеорологических условиях и в условиях высокогорных аэродромов.
Максимальная скорость — 859 км/ч, дальность полета — 3045 км, а высота — 12 495 м.
Пятидесятиместный комфортабельный салон можно переоборудовать в полный экономкласс или же смешанный — с бизнес-классом и экономклассом. Есть также модификации для перевозок грузов — CRJ200ER и CRJ200LR.
В Архангельске на таких самолетах перевозят пассажиров компания RusLine.
Sukhoi Superjet 100 (RRJ 95)
Российский узкофюзеляжный ближнемагистральный региональный пассажирский самолет. Разработан компанией «Гражданские самолеты Сухого» при участии иностранных компаний: французских Thales и PowerJet, а также B/E Aerospace из США. RRJ 95 — первый крупносерийный пассажирский самолет, разработанный после распада СССР. Первый полет был совершен в 2008 году, а первые поставки начались в 2011-м.
Sukhoi Superjet 100 предназначен для перевозки от 87 до 108 пассажиров на дальность 3050 или 4600 км в зависимости от модификации. Он достигает максимальной скорости 981 км/ч и поднимается на высоту 12 200 м.
Кстати, он стал первым российским серийным гражданским пассажирским самолетом не с привычным штурвалом, а с боковой ручкой управления.
В Архангельск такие самолеты прилетают от компаний «Россия» и «Северсталь».
Let L-410 Turbolet
Let L-410 «Turbolet» (Л-410УВП) — легкий пассажирский и транспортный самолет, предназначенный для перевозки пассажиров или груза. Его разработало в конце 1960-х конструкторское бюро чехословацкого авиационного завода Let Kunovice.
Способен перевезти до 19 пассажиров или 1800 кг груза на расстояние до 1500 км. Представляет собой двухдвигательный цельнометаллический высокоплан с однокилевым оперением и трехстоечным шасси. Кабина негерметичная, вентиляционного типа. На самолете есть два турбовинтовых двигателя чехословацкого производства «Вальтер М-601Е».
Максимальная скорость — 400 км/ч. Дальность полета — 1500 км, высота полета — 4200 м.
В Архангельске такой самолет есть у 2-го Архангельского объединенного авиаотряда.
Ан-2
Советский легкий многоцелевой самолет, который был создан еще в 1947 году. В народе его называют «Аннушка» или кукурузник. Это поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом. Такие аэропланы используются и как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, учебный и даже военный самолет.
Самолет может перевозить до 12 пассажиров. Его максимальная скорость — 236 км/ч. Дальность полета на высоте 1000 м с коммерческой нагрузкой 500 кг — 900 км.
В Архангельске такие самолеты обслуживает 2-й Архангельский объединенный авиаотряд, а кроме того, в город на них летают пассажиры компаний «Арктика» и АО «Вологодское авиационное предприятие».
Ан-24
Турбовинтовой пассажирский самолет для линий малой и средней протяженности. Оснащен двумя турбовинтовыми двигателями с воздушным винтом. Ан-24 выпускался с 1959 по 1979 год. Разработчик самолета — АНТК им. Антонова, а делали его в Киеве, Иркутске и Улан-Удэ. Срок эксплуатации Ан-24 продлен до 60 лет — их можно продолжать безопасно эксплуатировать до 2030-х годов.
Пассажировместимость такого воздушного суда от 48 до 52 человек, а грузоподъемность — 6500 кг. Максимально допустимая скорость — 460 км/ч. Максимальная высота полета — 7700 м.
В Архангельск летают подобные самолеты компании Utair.
Як-40
Российский Як-40 считается первым в мире трехдвигательным турбореактивным пассажирским самолетом 3-го класса. Он был разработан в СССР в 1960-е годы в ОКБ Яковлева (отсюда и сокращенное название). Производил их Саратовский авиационный завод в 1966–1981 годах.
Это ближнемагистральный самолет, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов. В хвостовой части расположены три турбореактивных двигателя и вспомогательная силовая установка.
Як-40 может переводить от 27 до 40 человек, в зависимости от варианта компоновки сидений. Максимальная скорость самолета — 546 км/ч, высота — 6000 м.
В Архангельск на таких самолетах можно попасть на рейсах авиакомпании «Вологодское авиационное предприятие».
Як-42
Еще один среднемагистральный трехдвигательный пассажирский самолет, разработанный ОКБ им. Яковлева — уже 1970-х годах. Им в свое время заменили устаревший Ту-134. Производили их в Саратове и Смоленске, всего было построено 183 экземпляра. Серийное производство Як-42 началось в 1977 году. Пассажирские перевозки на самолете Як-42 были начаты в «Аэрофлоте» в конце 1980 года.
Максимальная скорость аэроплана — 810 км/ч. Дальность полета — 2790 км, а высота полета — 9100–10 100 м.
В Архангельск прилетают Як-42 компании «Арктика».
Что еще почитать об авиаперевозках в Архангельске
Недавно после семи месяцев реконструкции в Архангельске открыли аэропорт. Его закрывали, чтобы обновить взлетно-посадочную полосу, но некоторые изменения коснулись и здания, где находится зал ожидания. Мы показали, как он теперь выглядит изнутри. Также мы рассказывали, куда можно будет улететь из обновленного аэропорта, и пообщались с первыми пассажирами.
Ранее сообщалось, что аэропорт начнет работу с 1 декабря, однако это случилось даже раньше. Зампредседателя правительства Архангельской области Дмитрий Рожин сообщил, что аэродром соответствует всем требованиям и нормам, безопасен и готов принимать воздушные суда без ограничения по взлетной массе.
В августе стало известно, что при реконструкции аэропорта Архангельск было совершено мошенничество и бюджету причинен ущерб на 7 миллионов 300 тысяч рублей. Однако, как сообщили в правительстве области, аэропорт уже получил сертификат соответствия Росавиации.
Также мы рассказывали, сколько стоят билеты на самолет из Архангельска в новогодние праздники.