![От американских лайнеров до кукурузников: на каких самолетах можно улететь из Архангельска С декабря количество рейсов из Архангельска увеличилось | Источник: Иван Митюшёв, Кристина Полевая](https://n1s1.hsmedia.ru/96/58/3b/96583bb702938e659058079219541922/656x438_1:5653_5b09b153d0ae3442cec50e90a84b100d@1200x800_0xjERBx1MA_8886123837588183068.jpg.webp)
После завершения реконструкции аэропорта в Архангельск снова возобновили полеты авиакомпаний, которые на полгода прекращали сотрудничество. Дело в том, что Васьково технически не мог принимать некоторые модели самолетов — в том числе компаний Boeing и Airbus. В этом тексте мы расскажем, какая именно техника задействована в городе для пассажирских перевозок — от авиалайнеров до кукурузников.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.
- Airbus A320
- Airbus A319
- Boeing 737–700
- Boeing 737–800
- Bombardier CRJ200
- Sukhoi Superjet 100 (RRJ 95)
- Let L-410 Turbolet
- Ан-2
- Ан-24
- Як-40
- Як-42
- Что еще почитать об авиаперевозках в Архангельске
Airbus A320
Airbus — одна из крупнейших авиастроительных компаний в мире. Она появилась в Европе в конце 1960-х годов путем слияния нескольких европейских авиапроизводителей. Штаб-квартира фирмы находится во Франции. Airbus производит не только пассажирские, но и грузовые, и военно-транспортные самолеты.
Airbus А320 — среднемагистральный пассажирский самолет, оснащенный двумя турбореактивными двигателями. Первый аэроплан этого семейства был выпущен в 1988 году и стал первым пассажирским летательным аппаратом, на котором появилась электродистанционная система управления (до этого она была чисто механической — от штурвалов и педалей к рулям тянулись тросы и трубчатые тяги).
![Европейский самолет часто используют для перелетов по России | Источник: airbus.com](https://n1s1.hsmedia.ru/56/33/92/563392e95bec666ebfb964d37cd526c9/656x437_1_884b2fa1f44704df357c95ac3a25a8a9@1090x726_0xEFOZ5MDk_4959351336910064575.jpg.webp)
«Аэробус» — узкофюзеляжный самолет. В его салоне есть один центральный проход, четыре пассажирских входа и четыре аварийных выхода. Внутри могут разместиться 180 пассажиров. Если же его делят внутри на бизнес-класс и экономкласс, то влезает 150 пассажиров.
Как указывают в компании «Аэрофлот», крейсерская скорость самолета — 830 км/ч, максимальная высота полета — 12 000 м, а дальность полета — 5500 км.
![Источник: airbus.com](https://n1s1.hsmedia.ru/e1/a4/63/e1a463b32ee251f8948da32f8592027c/656x328_1_563bc4fb808083c6f4d7a308f9f20929@1445x721_0xer7PQfF8_5315223484352994887.jpg.webp)
Самолет также имеет улучшенную версию A320neo. Эта аббревиатура означает New Engine Option, то есть «новый вариант двигателя». Имеются в виду двигатели CFM International LEAP-X и Pratt & Whitney PW1000G — считается, что они на 16% экономичнее и повышают дальность полета на 950 км. Также у этой версии модифицировали крыло.
А320 есть у нескольких компаний, которые сотрудничают с аэропортом Архангельск: SmartAvia, «Аэрофлот», «Россия», «Уральские авиалинии» и S7 Airlines.
Airbus A319
![Еще одна модель «Аэробуса» | Источник: airbus.com](https://n1s1.hsmedia.ru/ef/ce/47/efce47e50e0178cdd562e3411fde6fb9/656x438_1_e2d5608a498913f4e6a9abe5d8a36d3b@1118x745_0xzHXrnX25_2421983049560545122.jpg.webp)
А319 — член того же семейства среднемагистральных двухдвигательных реактивных авиалайнеров. Это модификация предыдущего A320 с укороченным фюзеляжем — без четырех шпангоутов в носовой части и трех шпангоутов в области крыла. Без них самолет стал на 3,73 метра короче.
Количество пассажирских кресел из-за этого уменьшилось на два ряда — эта модель рассчитана на 116 пассажиров (впрочем, заказчикам предлагается также вариант с увеличенной вместимостью до 158 кресел).
![Источник: airbus.com](https://n1s1.hsmedia.ru/4f/4c/ef/4f4cefae14c16c115c7dc8025f92a6b6/656x326_1_0b0d9ae60b916f6d68d81dde557834fd@1450x720_0x1HSBW7uK_8953779490733954416.jpg.webp)
Выпущен данный «Аэробус» был в 1995 году. Дальность полета — 6940 км, высота полета — 11 899 м, максимальная крейсерская скорость — около 820 км/ч (разные источники сообщают разные данные).
У A319 есть также три модификации. Это A319LR с дополнительными топливными баками, увеличивающими дальность полёта до 8300 км. Еще одна — A319ACJ, бизнес-самолет, перевозящий 39 пассажиров на расстояние до 12 000 км. И третья — A319CJ, бизнес-самолет с увеличенной дальностью полета.
Из тех компаний, что сотрудничают с аэропортом Архангельск, А319 есть у «России» и «Уральских авиалиний».
Boeing 737–700
![Конкурент «Аэробусов» — знаменитый «Боинг» | Источник: boeing.com](https://n1s1.hsmedia.ru/0d/45/0a/0d450a91cf641479b3db1b1c91f51715/656x307_1_c7835c46a9acf906e8430a52e1be3fc6@1400x655_0xTbqpUdwf_9401413060270430289.jpg.webp)
Главный конкурент «Аэробусов», о которых мы писали выше, — американская The Boeing Company, которая производит не только авиационную, но и космическую, и военную технику. Boeing 737 — это большое семейство узкофюзеляжных самолетов, которые производят с 1967 года. Причем в него входят не только пассажирские, а еще и транспортные аэропланы. Но изначально 737-й был разработан для рынка пассажирских самолетов малой вместимости и малой дальности.
Boeing 737–700 относится к поколению Next Generation, самолеты которой производятся с 1997 года. По сути, это ответ компании на выпущенный Airbus A320 (а конкретно для 700-го «Боинга» конкурентом стал A319). На самолетах удлинили крыло на 5,5 метра, заменили хвостовое оперение, а также усовершенствованные двигатели.
Самолет вмещает 137 пассажиров при наличии бизнес-класса и экономкласса, а если салон сделан только под эконом — в нем 149 мест. Крейсерская скорость — 850 км/ч, максимальная высота полета — 12 500 м, дальность полета — 4500 км.
Также у него существуют две модификации: 737–700 °С для перевозки грузов, и 737–700ER для полетов повышенной дальности (до 10 200 км).
Такой «Боинг» тоже довольно часто прилетает в Архангельск — с ним работают компания SmartAvia.
Boeing 737–800
![Сравните размеры модификаций | Источник: boeing.com](https://n1s1.hsmedia.ru/e6/63/c2/e663c240e2f67253ff3c03e9ad21cfb3/656x345_1_b5c8058ca5f92a04baed0290a79b67d4@1425x748_0xnUnlkdqa_2764409556584225982.jpg.webp)
Boeing 737–800, как можно судить по иллюстрации, стал удлиненным вариантом 737–700. Первый самолет был выпущен в 1998 году. 800-й вмещает 162 пассажира в двухклассном салоне или 189 — в салоне полностью экономкласса. Основной конкурент — европейский Airbus A320.
Крейсерская скорость модели — 850 км/ч. Максимальная высота полета — 12 500 м, дальность полета — 5700 км.
737–800 используется для пассажирских перевозок в Архангельск чаще, чем предыдущий самолет. Он есть у компаний SmartAvia, «Аэрофлот», «Россия», Nordwind Airlines, Utair, AZUR air, Royal Flight и S7 Airlines.
Bombardier CRJ200
![Так выглядит «Бомбардир» компании RusLine | Источник: rusline.aero](https://n1s1.hsmedia.ru/ac/15/9f/ac159f862620e9da652e5992d8f35270/656x326_1_cb320ef4082775fd45d9583135b7eb71@900x446_0xVKvzlTWx_6238754422651944996.jpg.webp)
А это уже самолет из Канады. Bombardier CRJ100 и CRJ200 — семейство региональных среднемагистральных самолётов, производимых компанией Bombardier и основанных на бизнес-джете Canadair Challenger. Первый полет аэроплан совершил в 1991 году.
Конкретно на CRJ200 поставили новые, более экономичные двигатели General Electric CF-34–3B1. Он способен выполнять полеты в сложных метеорологических условиях и в условиях высокогорных аэродромов.
Максимальная скорость — 859 км/ч, дальность полета — 3045 км, а высота — 12 495 м.
![Схема мест для пассажиров | Источник: rusline.aero](https://n1s1.hsmedia.ru/1f/59/52/1f595201012174cf022d49f233005284/656x284_1_09634e34204abee6c03e85dfd75b9572@900x389_0xGVcl0HVJ_3413792269883905766.jpg.webp)
Пятидесятиместный комфортабельный салон можно переоборудовать в полный экономкласс или же смешанный — с бизнес-классом и экономклассом. Есть также модификации для перевозок грузов — CRJ200ER и CRJ200LR.
В Архангельске на таких самолетах перевозят пассажиров компания RusLine.
Sukhoi Superjet 100 (RRJ 95)
![Летать на таком самолете начали относительно недавно — в 2008 году | Источник: uacrussia.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/5a/88/a2/5a88a2003094b168fc107cbb41c55888/656x438_1_5b01c4db5d2d15890c69a8c1bb951606@3000x2000_0xaIEuPwko_1902520536452011252.jpg.webp)
Российский узкофюзеляжный ближнемагистральный региональный пассажирский самолет. Разработан компанией «Гражданские самолеты Сухого» при участии иностранных компаний: французских Thales и PowerJet, а также B/E Aerospace из США. RRJ 95 — первый крупносерийный пассажирский самолет, разработанный после распада СССР. Первый полет был совершен в 2008 году, а первые поставки начались в 2011-м.
Sukhoi Superjet 100 предназначен для перевозки от 87 до 108 пассажиров на дальность 3050 или 4600 км в зависимости от модификации. Он достигает максимальной скорости 981 км/ч и поднимается на высоту 12 200 м.
![Расположение мест | Источник: severstal-avia.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/aa/c0/d1/aac0d14fa5c8c7f37eae8e06f38236c6/656x208_1_44cb4f04b75074f3d9ab9f69a12063a3@940x298_0xIfo7iFZu_7449618868394429787.jpg.webp)
Кстати, он стал первым российским серийным гражданским пассажирским самолетом не с привычным штурвалом, а с боковой ручкой управления.
В Архангельск такие самолеты прилетают от компаний «Россия» и «Северсталь».
Let L-410 Turbolet
![Схема самолета с сайта конструкторского бюро | Источник: let.cz](https://n1s1.hsmedia.ru/07/df/3e/07df3e47fcd59605c5e75223f3224be7/656x361_1_c459408506e53833161f47a3fafacf04@1449x797_0xphI00V7l_0695875331169805420.jpg.webp)
Let L-410 «Turbolet» (Л-410УВП) — легкий пассажирский и транспортный самолет, предназначенный для перевозки пассажиров или груза. Его разработало в конце 1960-х конструкторское бюро чехословацкого авиационного завода Let Kunovice.
Способен перевезти до 19 пассажиров или 1800 кг груза на расстояние до 1500 км. Представляет собой двухдвигательный цельнометаллический высокоплан с однокилевым оперением и трехстоечным шасси. Кабина негерметичная, вентиляционного типа. На самолете есть два турбовинтовых двигателя чехословацкого производства «Вальтер М-601Е».
Максимальная скорость — 400 км/ч. Дальность полета — 1500 км, высота полета — 4200 м.
В Архангельске такой самолет есть у 2-го Архангельского объединенного авиаотряда.
Ан-2
![Такие самолеты производили в СССР и продолжают на них летать сегодня | Источник: Елена Латыпова / NGS55.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/09/61/d5/0961d5008cf446706df5efae5ea4a0c2/656x438_1:5603_546caa608367b62e70ee35e19100ca4c@2500x1667_0xKbhTqw0J_6181404639445617219.jpg.webp)
Советский легкий многоцелевой самолет, который был создан еще в 1947 году. В народе его называют «Аннушка» или кукурузник. Это поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом. Такие аэропланы используются и как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, учебный и даже военный самолет.
Самолет может перевозить до 12 пассажиров. Его максимальная скорость — 236 км/ч. Дальность полета на высоте 1000 м с коммерческой нагрузкой 500 кг — 900 км.
![Разумеется, старые самолеты ремонтируют под современные нужды | Источник: Артём Устюжанин / E1.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/0c/6d/06/0c6d06b91d581d9617bdd2486c05557f/656x438_1:5523_9526abf7b421673460f2c2dfa56d1a57@1920x1280_0xmqR7sBe9_9959688202249433272.jpg.webp)
В Архангельске такие самолеты обслуживает 2-й Архангельский объединенный авиаотряд, а кроме того, в город на них летают пассажиры компаний «Арктика» и АО «Вологодское авиационное предприятие».
Ан-24
![Ан-24 — уже не кукурузник | Источник: Олег Фёдоров / CHITA.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/fd/fb/39/fdfb3989b4eff31c9ea79d1cdd4a41be/656x438_1:5513_a667db70c8ef9ccf08ff23253fdfa696@1789x1192_0xv6WH0W1v_3438431222336713433.jpg.webp)
Турбовинтовой пассажирский самолет для линий малой и средней протяженности. Оснащен двумя турбовинтовыми двигателями с воздушным винтом. Ан-24 выпускался с 1959 по 1979 год. Разработчик самолета — АНТК им. Антонова, а делали его в Киеве, Иркутске и Улан-Удэ. Срок эксплуатации Ан-24 продлен до 60 лет — их можно продолжать безопасно эксплуатировать до 2030-х годов.
Пассажировместимость такого воздушного суда от 48 до 52 человек, а грузоподъемность — 6500 кг. Максимально допустимая скорость — 460 км/ч. Максимальная высота полета — 7700 м.
![Такой самолет запечатлели наши коллеги из Новосибирска | Источник: Станислав Соколов / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/27/11/b7/2711b7faca11f743dbffb730c1c7d032/656x438_1:5593_07134b12d3cc435c2f078198ad3d7e59@2816x1880_0x92Acsrqs_9059643503423522676.jpg.webp)
В Архангельск летают подобные самолеты компании Utair.
Як-40
![Як-40 заходит на посадку | Источник: Артем Устюжанин / E1.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/13/ab/34/13ab34b592ac55d4f9f589a49f59f70e/656x438_1:5523_0e05a5cf19f09d25200b16b71bbfd3a4@1536x1024_0xKwlVZzRP_3404314751026621291.jpg.webp)
Российский Як-40 считается первым в мире трехдвигательным турбореактивным пассажирским самолетом 3-го класса. Он был разработан в СССР в 1960-е годы в ОКБ Яковлева (отсюда и сокращенное название). Производил их Саратовский авиационный завод в 1966–1981 годах.
Это ближнемагистральный самолет, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов. В хвостовой части расположены три турбореактивных двигателя и вспомогательная силовая установка.
Як-40 может переводить от 27 до 40 человек, в зависимости от варианта компоновки сидений. Максимальная скорость самолета — 546 км/ч, высота — 6000 м.
В Архангельск на таких самолетах можно попасть на рейсах авиакомпании «Вологодское авиационное предприятие».
Як-42
![Такой Як-42 устанавливали в Москве — он украшал каток на ВДНХ | Источник: Артём Устюжанин / MSK1.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/b4/e4/9f/b4e49f43392eff7e62bf4342ef40979b/656x438_1:5553_36184741c96e4cb926e680f1b728cff8@3000x2000_0x4AzW272E_1809001212638536220.jpg.webp)
Еще один среднемагистральный трехдвигательный пассажирский самолет, разработанный ОКБ им. Яковлева — уже 1970-х годах. Им в свое время заменили устаревший Ту-134. Производили их в Саратове и Смоленске, всего было построено 183 экземпляра. Серийное производство Як-42 началось в 1977 году. Пассажирские перевозки на самолете Як-42 были начаты в «Аэрофлоте» в конце 1980 года.
Максимальная скорость аэроплана — 810 км/ч. Дальность полета — 2790 км, а высота полета — 9100–10 100 м.
В Архангельск прилетают Як-42 компании «Арктика».
Что еще почитать об авиаперевозках в Архангельске
Недавно после семи месяцев реконструкции в Архангельске открыли аэропорт. Его закрывали, чтобы обновить взлетно-посадочную полосу, но некоторые изменения коснулись и здания, где находится зал ожидания. Мы показали, как он теперь выглядит изнутри. Также мы рассказывали, куда можно будет улететь из обновленного аэропорта, и пообщались с первыми пассажирами.
Ранее сообщалось, что аэропорт начнет работу с 1 декабря, однако это случилось даже раньше. Зампредседателя правительства Архангельской области Дмитрий Рожин сообщил, что аэродром соответствует всем требованиям и нормам, безопасен и готов принимать воздушные суда без ограничения по взлетной массе.
В августе стало известно, что при реконструкции аэропорта Архангельск было совершено мошенничество и бюджету причинен ущерб на 7 миллионов 300 тысяч рублей. Однако, как сообщили в правительстве области, аэропорт уже получил сертификат соответствия Росавиации.
Также мы рассказывали, сколько стоят билеты на самолет из Архангельска в новогодние праздники.