У деревни Орлово, расположенной в Холмогорском районе, интересная история: здешние дома были построены ещё в 1930-е годы репрессированными, которые здесь и жили, — реабилитировали их только спустя 60 лет. Но постепенно люди уезжали, хозяйства оставались никому не нужными, и с 2017 года в Орлово никто официально не прописан. Работы в округе нет, а дома используются только как дачи.
Пустующая зимой летом деревня оживает — сюда приезжают те, кто здесь родился, привозят своих детей и внуков. Один из них — пенсионер Анатолий Нечепуренко, который сейчас проживает в Архангельске. В прошлый раз мы общались с его младшим братом Николаем — он и рассказал об истории деревни. Анатолий же поведал о том, как он добивается отсыпки единственной дороги, ведущей в поселение.
«40 человек со всеми киндерами»
Анатолий Нечепуренко показывает старые фотографии своей семьи: на них и постройки, которых уже нет в Орлово, — например, мельницы, и местные жители, и дети, которые давно стали стариками.
— Вот так все и было, жизнь кипела, а сейчас зимой там вообще никого нет, — говорит он. — Летом, конечно, приезжают — до 40 человек собирается, если со всеми киндерами считать. Отдыхают, на дачах живут, выращивают овощи, ходят в лес, собирают грибы и ягоды. Все в основном — из Архангельска и Северодвинска.
Для тех, кто не забывает родную деревню и регулярно возвращается в неё, пусть даже и только летом, и нужно сделать нормальную дорогу, считает Анатолий. Летом сюда можно спокойно заехать на автомобиле только в сухую погоду, и то «по колдобинам и выбоинам», объясняет он. Рядом есть ещё и старая дорога — по словам пенсионера, по ней ещё Ломоносов ходил в Москву, но ей уже давно никто не пользуется.
Постоянный путь для здешних дачников — это самодельная 300-метровая грунтовка, ведущая от трассы М-8 до Орлово. После дождя она превращается в сплошную грязь, и люди буквально выносят машины на руках. А зимой, по словам владельцев домов, этот путь не чистили от снега буквально до Нового года — делать это начали после публикации 29.RU. При этом дорога стоит на балансе МО «Емецкое», и все автовладельцы исправно платят транспортный налог.
«Пусть найдут хоть один камешек, хоть одну песчинку»
Анатолий рассказывает, что писать по поводу грунтовки начал еще в начале 2010-х годов (при губернаторе Поморья Илье Михальчуке).
— Ответы были: «Сделаем, сделаем всё-всё!». Но так ничего и не сделано, так это всё и тянется с тех пор. И к депутатам обращался, и в «Справедливую Россию», и в прокуратуру областную, и к Медведеву, и даже Путину писал. Всё без толку, присылают сплошные отписки, — рассказывает он и показывает увесистую папку, где собраны все его официальные обращения и ответы на них.
По бумагам видно, что первое письмо он послал в 2012 году в администрацию МО «Зачачьевское», где ему пообещали разобраться с проблемой. «Работа по этому вопросу ведётся», — был официальный ответ, но дело в итоге затянулось. В 2013 году Анатолий обратился уже в областной Минтанс: министр транспорта Вадим Кривов на это заявил, что «строительство участка до деревни Орлово за счёт средств областного бюджета не представляется возможным». В 2016 году по новому его обращению Министерство транспорта предложило администрации района организовать дополнительный съезд с федеральной дороги в Орлово.
— Предложили, а толку мало! — говорит пенсионер. — И в итоге прислали ответ: «В настоящее время вопрос об обустройстве подъезда находится на согласовании с администрации Холмогорского». Но так ничего и не согласовали!
Несколько раз Анатолий получал ответы и от главы МО «Холмогорское» Натальи Большаковой.
— В январе 2017-го Большакова ответила, что в рамках летнего содержания дорог будет проведено грейдирование и частичная подсыпка. Это хорошо, мы этому обрадовались. Но никакой подсыпки не делали, а утверждают, что она была сделана. Пусть найдут хоть один камешек гравия и хоть одну песчинку, где они, по их словам, подсыпали. За все годы грейдирование проводили раза три. Но толку от этого! Загрейдировали, машина прошла — все, сразу же новая колея, — жалуется Анатолий.
Обращение в прокуратуру тоже не принесло никакого результата — ведомство внесло представление главе администрации Емецкого, и на этом все закончилось. А письма, написанные президенту и в правительство РФ, автоматически переправляются в правительство Поморья и снова в региональный Минтранс.
Дорогу испортили «чёрные лесорубы»
При этом, по словам пенсионера, большой работы на этом участке не требуется — нужно отсыпать 300 метров (по документам — 370 метров, но Анатолий и все остальные орловцы согласны и на большее расстояние. — Прим. ред.).
— Грейдирование пользы не даёт, — считает он. — Нужно засыпать колдобины песчано-галичной смесью, чтобы затем укатать её грейдером. Каток к нам можно и не посылать — я понимаю, на это может уйти много денег. Песка насыпать, грейдер пройдёт несколько раз, и всё. Машины потом утрамбуют остатки, и все будет хорошо. А если небольшие колдобины появятся, придёт грейдер ещё через полгода и сравняет. Года три назад я писал Орлову, что у нас в лесах зимой, когда нас в деревне нет, орудуют «чёрные лесорубы». Машины у них сильные, тяжёлые, они на них лес возили по нашей дороге. Такие колдобины сделали! Лес весь вырубили в запретной зоне, где мы по грибы ходили. Сейчас там утонуть можно в канавах из-под колёс, — говорит Анатолий.
В 2020 году в рамках летнего содержания данной дороги запланировано профилирование участка 370 метров. Профилирование — значит всего лишь изучение, сбор информации. Что из этого выйдет — не совсем понятно. Но раз уж на дороге стали убирать снег зимой, может быть, дойдёт дело и до нормальной отсыпки? По крайней мере, на это продолжают надеяться все, кто приезжает в Орлово.
Ещё одна деревня Архангельской области, получившая известность в 2019 году, — Морозилка. Она участвовала в конкурсе на самое интересное название населенного пункта, а кроме того, в ней проживает всего два человека. Также в декабре о своих путешествиях по поморским деревням и любви к глубинке нам рассказывал репортёр канала Euronews Андрей Бородулин.