Не в каждом дворе можно припарковаться, где захочешь. Даже на пустых площадках встать иногда невозможно — если жильцы ближайших домов оградили их цепями или парковочными барьерами. Так некоторые архангелогородцы «захватывают» парковку, чтобы была своя личная. Мы выяснили, законно ли это, что может грозить нарушителю и к кому обращаться, чтобы общественное место было таким для всех, а не для самых предприимчивых.
Споры за место и автоподставы
Двор дома № 12 на улице Суворова мало чем отличается от других в Архангельске: скамейки и высаженные цветы у подъездов, гаражи, а по вечерам — много припаркованных автомобилей. По утрам жильцы уезжают на работу, а чтобы «их место» никто не занял, перекрывают въезд на него цепью или веревкой — чтобы их натянуть, в землю рядом вбиты столбики.
Всего, таким образом, свои машины ограждает около семи человек. Жительница дома Екатерина Иванова говорит, что раньше таких автолюбителей было ещё больше — борьбу с «захватом» общественной земли она ведет уже несколько лет. По её словам, если поставить на «их» место свою машину, ей могут специально перекрыть выезд, да и вообще из-за парковок между жильцами вспыхивают конфликты.
— Например, была автоподстава, — рассказывает Екатерина. — 17 июля я приезжаю, встаю сюда, цепь была опущена. Потом выходит женщина и говорит: «Задержитесь, потому что вы нашу машину испортили». Вы представляете — их цепями я испортила их машину? Я сказала, что вообще-то эти цепи незаконны, и я ничего не портила. ГИБДД приехали, разобрались, не стали даже протокол составлять, справку сделали — там и повреждений-то нет. Просто решили меня заткнуть.
«У европейца будет переворот сознания»
Рядом с двором Екатерины есть большая грунтовая стоянка для служащих Архангельскгеолдобычи, которая днём полностью заполнена, а вечером — свободна, то есть, по идее, автомобили можно ставить там. Но жильцы предпочитают иметь постоянное место для своего автомобиля. Некоторые даже выстилают его плиткой или строительным мусором для красоты. Кстати, место возле подъездов огорожено по периметру белыми лентами — один из жильцов дома боится, что машины могут поставить и туда тоже.
— Я не понимаю такого, — поражается женщина. — В силу профессии я много где побывала: сюда европейца приведи — у него просто будет переворот сознания. Они люди культурные и вежливые. А это — просто варварство какое-то. Люди возмущаются, в соседнем дворе то же самое творится. Нужно, чтобы все поняли, что они не имеют права этого делать.
Екатерина говорит, что уже публиковала информацию о проблеме двора в соцсетях, и другие пользователи рекомендовали ей вызвать администрацию города или управляющую компанию, чтобы они срезали цепи. На это она возражает, что после хозяева установят новые, а за проблемой должна следить полиция. В прошлом году она обращалась в МВД, но никакой реакции, по её словам, не последовало.
— Местный участковый не работает, как нужно, — говорит она. — Год назад он на два моих заявления ничего сделать не смог. Его коллега мне ответила, что он все передал в администрацию, он мне позже сказал, что передал все своему сотруднику.
Этим летом Екатерина снова обратилась в полицию, но пока что результата нет. На запрос 29.RU в УМВД России по Архангельску ответили, что заявлений, поступивших к ним от имени Екатерины Ивановой, проживающей в доме на Суворова, 12, не было зарегистрировано.
«Огораживание является правонарушением»
Суворова — не единственная улица города, где можно встретить парковочные барьеры и столбики с цепями. В администрации Архангельска нам ответили, что департамент городского хозяйства не контролирует появление во дворах жилых домов самодельных автомобильных стоянок и не располагает данными о количестве устраненных в городе подобных нарушений.
— Принятие решения о способе использования земельного участка, в том числе размещение личного автомобильного транспорта отнесено к компетенции общего собрания собственников, — ответила исполняющая обязанности заместителя начальника пресс-службы Архангельска Татьяна Королёва.
А вот в областном МВД сообщают, что придомовая территория является муниципальной собственностью, поэтому огораживание отдельного места для индивидуальной парковки автомобиля действительно является правонарушением.
— Сотрудниками полиции совместно с представителями администрации городских округов на постоянной основе проводятся рейды по выявлению незаконных сооружений, используемых гражданами для обозначения индивидуального парковочного места и препятствующих парковке других автомобилей. После проведения соответствующей проверки данные сооружения демонтируются, — утверждает начальник отдела информации и общественных связей УМВД по Архангельской области Иван Распутин.
Куда обращаться?
Схема для влияния на водителей-нарушителей выглядит так: вы обращаетесь в полицию, её сотрудники фиксируют нарушение, привлекают виновных к ответственности, копии материалов направляют в администрацию города, которая уже занимается демонтажем незаконной конструкции. В случае если вы встали на «чужое» место и вам в ответ перекрыли проезд, — смело вызывайте ГИБДД, тогда виновника можно будет привлечь к ответственности вплоть до выплаты штрафа и задержания автомобиля.
— Если во дворе жилого дома автовладелец огородил часть общей территории для парковки своей машины, жильцы могут обратиться с заявлением в администрацию муниципального образования или в ближайший отдел полиции, — объясняет Иван Распутин. — В заявлении указывается место расположения огороженного участка, марка машины и государственный регистрационный знак. К заявлению можно приложить фотографию, зафиксировавшую факт огораживания территории для конкретного автомобиля.
Совсем другая проблема у архангелогородцев, живущих в доме № 15 на улице Воскресенской, — возле их дома уже почти 10 лет пытаются построить многоуровневую парковку, но дальше вырытого котлована дело не сдвинулось. Также посмотрите, как в городе идёт работа благоустройства общественных пространств — часть из них должны были открыть 1 сентября, но работы не выполнены и наполовину. А ещё собрали мнения северян о новых оградках у дорог Архангельска — многим они не понравились.