В ближайшие дни в Новодвинском городском суде начнут рассматривать уголовное дело сразу о шести убийствах, совершенных на территории Поморья в период с 2003 по 2006 год. Одно из них связано со смертью депутата Архангельского областного собрания Юрия Медуницина, которого застрелили еще в 2005 году. Мы обратились в региональный Следственный комитет и узнали детали этого уголовного дела. А также — как именно совершались остальные убийства, как к ним готовились преступники и почему они устраняли в том числе и друг друга.
С учетом того, что следствием продолжается работа по установлению всех обстоятельств преступлений, личностей неустановленных заказчиков убийств, данные о личности фигурантов уголовного дела остаются не раскрытыми Следственным комитетом. В этом тексте редакция 29.RU называет имена двух из них, опираясь на личные источники.
Киллер согласился на сотрудничество
Все рассматриваемые в суде убийства совершались в 2003–2006 годах на севере Архангельской области, но долгое время для завершения расследования по ним не хватало объективных доказательств. Только в 2022 году нужные для следствия факты всё же стали известны, когда главный подозреваемый начал сотрудничать со следствием.
— В 2022 году у нас был достигнут контакт с одним из обвиняемых — основным исполнителем, который уже отбывал к тому времени наказание, — комментируют в Следственном комитете. — Он рассказал, при каких обстоятельствах совершалась эта серия из шести убийств. Мы начали с ним работу, проверяли полученную информацию, допрашивали ранее неизвестных свидетелей, проводили необходимые экспертизы, и преступление за преступлением начали раскрываться. А поскольку все они были взаимосвязаны, то в рамках одного дела их и заканчивали. В процессе появились и другие обвиняемые, которых мы брали под стражу.
Как удалось узнать 29.RU из личных источников, речь идет о 44-летнем жителе Новодвинска Александре Павлове — мы уже писали об этом в наших предыдущих материалах. Сейчас он отбывает наказание в колонии за несколько других убийств.
Главный подозреваемый с молодости близко общался с участниками организованных преступных групп своего города, а также Архангельска, так что у него было много связей в местном криминале. По информации следкома, сам он также входил в одну из новодвинских группировок, где занимал одну из лидирующих позиций. В интересах этих групп он и устранял неудобных для преступников людей. Часть этих преступлений раскрыта: в 2010 году северянина задержали, а в 2011-м — осудили на 24 года за тройное убийство, покушение на убийство, подстрекательство к убийству и незаконный оборот огнестрельного оружия. Вместе с ним получили сроки еще два сообщника.
Выйти на свободу северянин должен в 2035 году. Но этот срок может быть отодвинут из-за нового уголовного дела.
Маскировка под алкоголика и выстрел в сообщника
По версии следствия, в большинстве случаев новодвинец был именно исполнителем убийств, которые ему заказывали неустановленные лица. Первое из расследованных убийств было организовано в Коноше. В местном автосервисе был застрелен предприниматель, которого лица из криминальной среды поселка Коноша подозревали в причастности к покушению на убийство их друга. Преступление было тщательно подготовлено главным подозреваемым и его сообщниками.
Как и во время ряда других убийств, новодвинец замаскировал свою внешность. В тот день он прикинулся алкоголиком: надел грязную и рваную одежду, облил себя водкой, сделал накладные усы, нашел через подельников автомобильный карбюратор, под предлогом продажи которого он и пришел в автосервис. Внутри находилось шестеро человек, в том числе и жертва — они начали рассматривать карбюратор, и в этот момент обвиняемый достал пистолет и выстрелил три раза в голову бизнесмена.
Интересно, что в тот день пострадал еще один человек: после выстрелов навстречу киллеру вскочил один из свидетелей — он тут же получил пулю в ногу. Как потом выяснят следователи, это был соучастник убийцы, от которого таким образом хотели отвести подозрения.
Как поясняют в Следственном комитете, новодвинец и его соучастники тщательно готовились к этому преступлению. Незаконно приобрели оружие — пистолет ТТ, договорились с автосервисом, чтобы жертва поставила свою машину на ремонт именно туда и в конкретный день. Подыскали наиболее удобные пути подхода и отхода к автосервису, с целью остаться незамеченными. В день убийства один из соучастников был внутри автосервиса и сел за стол, чтобы поужинать вместе с работниками. Но перед этим он вышел и сказал обвиняемому по рации, чтобы тот заходил. Чуть позже убийца прострелил ему ногу — они шли на любой риск, чтобы довести преступление до конца и не быть найденными.
В 2005 году, как полагает следствие, обвиняемый совершил еще одно убийство: вместе с подельниками похитил наркодилера в Новодвинске, чтобы забрать у него крупную сумму денег. Тот несколько раз сообщал им недостоверную информацию о местонахождении «схрона», и в итоге деньги так и не были найдены. Понимая, что потерпевшего отпускать будет нельзя, так как тот может изобличить их в похищении, вымогательстве и других противоправных действиях, вместе с одним из подельников киллер задушил жертву в гараже. Труп они утопили в реке Мечке — тело до сих пор не найдено.
В том же году, по версии следствия, обвиняемый расстреливает одного из криминальных авторитетов в Соломбале. В жертву выстрелили 14 раз, но тот выжил, потому что подобранные для убийства пистолеты были переделанными из газовых под боевые патроны — их убойность была не такая высокая, как у табельного оружия. Кроме того, пострадавший был одет в плотную дубленку.
«Выстрелил в депутата через пакет»
Еще одной жертвой, по информации следкома, стал другой киллер из Новодвинска, которому вначале заказали устранить депутата областного собрания депутатов Юрия Медуницина.
— Юрий Медуницин не был связан с криминалом, он, наоборот, боролся с ним, — комментируют в Следственном комитете. — Он был связан с Соломбальским ЛДК, через который проходили большие деньги. Этот комбинат контролировали преступные группировки, а Медуницин пытался с этим бороться. Поэтому, по версии следствия, неустановленные лица заказали подыскать исполнителей его убийства криминальным элементам из Архангельска.
Между главным обвиняемым и заказчиками, как правило, было еще одно звено — посредник в организации убийств, который как раз и подбирал киллеров для разных дел. В том числе он занимался и заказом по устранению депутата.
29.RU удалось узнать из личных источников, о ком идет речь: посредником был Павел Зубов, через которого в начале 2000-х проходили практически все основные заказы на убийства в Архангельске. На данный момент его нет в живых — предполагается, что заказчиком его убийства был Александр Павлов.
В 2005 году подрядчик передал информацию подысканному киллеру, но тот начал рассказывать некоторым из своих знакомых, что его наняли для убийства высокопоставленного чиновника. Чтобы не допустить распространения этой информации в криминальных кругах, а тем более, чтобы она не стала доступна для правоохранительных органов и самого Медуницина, было принято убрать киллера. Утверждается, что главный обвиняемый привез его в гараж, где ударил его несколько раз молотком по голове. Затем он утопил труп в Северной Двине.
После этого посредник решил доверить убийство Медуницина именно обвиняемому. Данное преступление также рассматривается в суде как заказное и совершенное в составе организованной преступной группы: готовился к нему не только сам киллер, но и другие его подельники.
— Преступление тщательно планировали: изучали график депутата, маршрут его передвижений, — объясняют в Следственном комитете. — Следили за Медунициным посредник со своими людьми.
«Они выбрали наиболее оптимальное время — с утра, когда депутат выходил гулять с собакой без охраны»
— Оружие для исполнения также нашел посредник — это были два пистолета с глушителями. Обвиняемый работал исключительно с пистолетами, в том числе — переделанными из газовых в боевые. Но в этот раз выстрелы были произведены только из одного — один был запасной. В Медуницина стреляли из пистолета ИЖ-79 боевыми патронами 9 мм.
Перед убийством киллер, как он всегда делал, замаскировал свою внешность: отрастил щетину, натер лицо калькой, чтобы сделать кожу темнее, надел очки. Планировалось как можно меньше попасть на камеру, но момент убийства всё равно попал в объектив. Правда, из-за того, что камера находилась вдалеке, стрелявшего было очень тяжело распознать.
— Медуницин идет по двору своего дома, убийца подходит сзади, — рассказывают в следкоме. — Пистолет находится у него в пакете. Он стреляет в депутата прямо через пакет: производит в тело, в голову не менее шести выстрелов. Сразу же после этого он скрывается. Причем на это преступление его привез специально подысканный человек — один из близких знакомых, которого последний зачастую привлекал на заказные убийства в качестве личного водителя. Он ожидал его в соседних дворах. Сейчас установлено, кто им был, этот человек находится в международном розыске.
После убийства киллер переоделся и отдал одежду и оружие своему посреднику, который должен был уничтожить эти вещи. Но в 2006 году следователи нашли этот пистолет во время обысков у одного криминального лица. Правда, хранивший его человек уже умер, а объективные доказательства, что это именно то самое оружие получено только в настоящее время.
Устранение подельников
После этого убийства новодвинец стал опасаться, что его, как участника многих заказных убийств, тоже могут устранить. В 2006 году он решает избавиться от посредника, который давал ему заказы. При этом не собирался убивать его самостоятельно — для этого он нанимает своего знакомого из Новодвинска и жителя Ярославля.
— Посреднику были нужны киллеры для устранения лидеров других противоборствующих преступных группировок, — рассказывают в Следственном комитете. — Он предложил сделать это обвиняемому, но тот отказался и отправил к нему убийц, которые, по его словам, готовы были взять заказ. После этого он нашел оружие и передал его нанятым мужчинам, а те устранили посредника и еще одного северянина, находившего вместе с тем в машине. В феврале 2006 года их застрелили в автомобиле во время встречи: каждый получил по два выстрела в голову сзади. Трупы вывезли к пансионату «Беломорье», где их нашли только в апреле.
Осложнялось расследование всех перечисленных убийств и тем, что в деле оказалось много погибших свидетелей. Обвиняемый же оставлял мало следов, а свою внешность гримировал — его не могли опознать как исполнителя.
— Сообщников обвиняемого, которые участвовали в этих преступлениях, никто не привлекал — они были на свободе, но после его показаний были взяты под стражу, — добавляют в следкоме. — Один из них принимал участие в убийстве наркодилера, а потом он был нанят на убийство посредника. А второе лицо — еще один житель Новодвинска, который имел связи с криминалом. Его давно знали и даже привлекали следить за Медунициным.
Когда закончились заказные убийства
В Следственном комитете Архангельской области поясняют, что середина нулевых стала пиком по количеству заказных убийств в регионе. После эти преступления совершались гораздо реже.
— В те годы преступники хотели контролировать разную деятельность — не только лесную промышленность, но и игорный бизнес, распространение наркотиков, крышевание предпринимателей. Кто-то контролировал рынки, а кто-то — крупные предприятия. Но после 2006 года было уже меньше заказных убийств, связанных с этой деятельностью.
«Общество поменялось, криминал прогрессировал, и все преступления переходили в область коммерции, компьютерных технологий»
Что касается главного обвиняемого, то с учетом старых и новых уголовных дел ему могут назначить максимальное наказание до 25 лет лишения свободы. Пожизненный срок ему не грозит, так как по ряду преступлений уже истекли сроки давности.
Ранее областной Следственный комитет опубликовал видео с обвиняемыми по перечисленным убийствам — они показали, как совершали преступления и прятали трупы. Также мы рассказывали, чем был известен в регионе Юрий Медуницин.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.