В начале августа в селе Чухчерьма Холмогорского района рухнула часть деревянной церкви Василия Блаженного, построенной в XIX веке. Это здание признано объектом культурного наследия — в следующем году ему исполнится 200 лет. Власти региона заявили, что храм не удалось сохранить, потому что у него не было пользователя. Но его еще можно спасти, уверены общественники. Одно из предприятий Поморья готово выделить древесину, а на реставрацию есть возможность отправить волонтеров. Мы съездили в Чухчерьму, чтобы своими глазами увидеть храм с большой историей, о котором так много говорят в последнее время, и узнать, как здесь живут люди и что они думают о своем «соседе» — ценном для культуры, но, кажется, забытом властями.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.
Добираемся до Чухчерьмы
Чухчерьма — село на правом берегу Северной Двины, состоящее из нескольких небольших деревень. От Архангельска до него можно доехать за полтора часа.
Дорога пролегает через поселок Луковецкий — административный центр для многих сельских поселений здесь. Из соседних деревень (и из Чухчерьмы тоже!) сюда приезжают за медицинский помощью, тут работает школа, а еще живет священник, руководящий Луковецким приходом. В поселке стоит небольшая церквушка, но она не является памятником, как пострадавший храм, и историко-культурной ценности не представляет. Ее построили 10 лет назад, деньги собрали местные.
Жители Луковецкого, конечно, слышали о рухнувшей церкви Василия Блаженного, но, как некоторые из них признаются, давно не видели ее вживую — им в Чухчерьму ездить незачем.
— Знать знаю, что церковь сломалась, но не бывала там сто лет, — говорит пенсионерка Наталья, которую мы встретили по пути. — Если честно, то про нее ничего не знаю. Мы же в атеизме воспитаны были. Но, конечно, государство могло бы и помочь с восстановлением, раз уж это памятник культуры.
Другая старушка в Луковецком говорит, что не раз бывала в Чухчерьме и церковь Василия Блаженного помнит хорошо. По ее словам, это довольно большое село, про которое ходят слухи, будто в нем когда-то останавливались Петр I с Екатериной I. Но сейчас жителей там осталось мало, а дома всё больше скупают дачники.
— У них там клуб, библиотека, мероприятия проводятся. На рыбалку туда ездят, а кроме того, у нас же предприятие «Титан» работает, так они там лес отгружают на баржи. На местную новую церковь мы собирали деньги, а на эту, рухнувшую, — не знаю, будем ли. Тогда мы были молодые, работали, а теперь пенсионеры. В аптеку уже носим пожертвования свои! — смеется она.
От Луковецкого к Чухчерьме ведет грунтовая дорога, по которой вынуждены часто ездить местные жители. Здесь говорят, что скоро ее должны заасфальтировать, тогда добираться до села будет удобнее.
Слабое место церкви
Зимой в селе живет около 10 человек, зато летом приезжают и дачники, и просто отдыхающие. Старые дома в Чухчерьме можно купить и сейчас. Нам даже предложили один из них — за 900 тысяч.
Работы в селе нет, зарабатывать люди ездят в другие населенные пункты. Рядом с берегом на баржи грузят лес, но кто именно там работает, местные не знают. Раньше в селе был совхоз, но его закрыли около 10 лет назад. Людей со временем становилось всё меньше, молодежь уезжала, а здешние храмы постепенно ветшали.
Храм Василия Блаженного стоит на берегу Северной Двины, у самого обрыва. На самом деле деревянное строение с 200-летней историей давно нуждается в поддержке. Еще до последнего обрушения задняя часть церкви — притвор — практически отделилась от основного помещения, сейчас она не имеет потолка. Внутри нет полов, всё заросло травой, местами на стенах отсутствуют доски. Говорят, что раньше у храма еще было крыльцо, но берег постепенно размывало, и однажды оно просто упало.
«Единственное, что осталось от дореволюционного убранства храма — это цепь между четвериком и трапезной»
— Как говорил архитектор, приезжавший к нам, слабым местом крыши оказалась нижняя ее часть, где собиралась влага. В том месте как раз таки и рухнул храм. Клин так и остался стоять, четверик тоже не развалился. Видно, что на кровле не осталось уже рубероида. Доски одни голые, через которые попадает свет, не говоря уже об осадках. Я здесь шесть лет, при мне у притвора уже не было крыши, — рассказывает священник.
Поскольку проводить службы в старинном храме уже давно невозможно, в 2018 году поставили новую часовню — она находится рядом, всего в нескольких метрах.
— Мне один человек так сказал: «Что вы удивляетесь? Мы, люди, живем, стареем, падаем. Она стояла и тоже падает. Смиритесь с этим», — говорит, смотря на церковь, одна из местных жительниц.
«Подумал, это гром»: как падал храм 31 июля
Некоторые селяне застали тот самый момент 31 июля, когда у храма рухнула кровля. Местный житель Андрей говорит, что звук при этом был такой, будто началась гроза.
— Слышу, что-то взгремело — я подумал, что это гром! — вспоминает он. — Потом уже вышел, посмотрел — церковь рухнула. Раньше, кстати, в ней винный склад был. А обрыв, на котором она стоит, был дальше. Раньше прямо по берегу шла дорога, машины подъезжали и выгружали товар в церковь. Если бы ледоколами не выпускали лед на реке, берег бы не осыпался. Как с 2000 года перестали ледоколы ходить, так он и перестал рушиться.
Также с нами согласился пообщаться Сергей, который рос в Чухчерьме, а сейчас регулярно приезжает сюда к матери. Он считает, что церковь просто необходимо восстановить:
— Конечно, нужно [восстановить] — люди в тысяча восемьсот каком-то году построили такое без пилорам, а мы в XXI веке ничего сделать не можем, — говорит он. — Развели бюрократию. Вот так и вся Россия гниет и падает. Просто обидно.
— Тут жители бесправные, — как бы отвечает Сергею еще одна местная жительница. — С этим, наверное, должны разбираться администрация, предпринимательство, депутаты, которые хотят себя прославить.
Настоятель Луковецкого прихода святой отец Алексей Шумилин рассказывает, что местные жители и раньше беспокоились о состоянии церкви.
— О храме говорили всегда, — уверяет он. — Постоянно вопрос поднимает [местный депутат] Валентин Геннадьевич Бугров. Когда к нам кто-то приезжает из власть имущих, он всегда говорит об этом. У людей всегда душа болела за храм. Я когда сюда приезжаю, тоже постоянно спрашивают: «Что с храмом? Когда его будут делать?» Местные говорят, что несколько дней душа не на месте была из-за того, что храм развалился.
По словам священника, последняя авария была для него неожиданной:
— Я был в отъезде, и мне написали сообщение о том, что наша церковка рухнула. Вначале я не подозревал, какой именно храм. А когда увидел фотографию, это был как удар под дых. И такой момент еще: он обрушился вечером 31 июля, а 2 августа здесь День деревни. И как раз на носу 200-летие храма. В самый неподходящий момент произошла такая трагедия, — делится он.
Кроме церкви Василия Блаженного в селе остался еще один памятник — колокольня. На нее нам предлагают забраться, чтобы сфотографировать рухнувший храм с высоты.
— Теперь я даже не знаю, как оценивать состояние колокольни, потому что мы думали, что и храм хорошо стоит. А теперь очень тяжело что-то говорить. Кажется, что стоит хорошо, — замечает отец Алексей.
Как говорят жители Чухчерьмы, раньше на краю, где стоит церковь, располагалось кладбище. Из-за того, что берег обрушался, у реки часто находили останки похороненных людей. По рассказам местных, в село приезжали неизвестные люди с миноискателями и раскапывали могилы со стороны реки.
— Здесь всё в могилах, всё в камнях. Надгробия раньше еще на земле лежали, но сейчас уже заросло всё. Минеров столько приезжает, что всё выкапывают, — говорит местный житель Сергей.
Отец Алексей поясняет, что и они с волонтерами собирают кости по берегу, это происходит каждую весну. Пока что их не захоранивают, а складывают отдельно.
— Целая груда костей уже — потом, когда руки дойдут, закопаем, — объясняет он. — По настоянию начальства я написал заявление в полицию, — говорит священник. — Но лично мое мнение — берег просто осыпался. Я здесь шесть лет, краем уха слышал, конечно, что здесь видели людей с миноискателями, но сам я никого не видел и не слышал, чтобы про местных это рассказывали. Я здесь бываю достаточно часто — и по службе, и не по службе, но кроме рыбаков и купающихся на берегу никого не видел.
К слову, в округе есть и другие старинные храмы, которым нужна помощь. Отец Алексей вспоминает, что в Паленьге стоит такой памятник регионального значения 1890 года, в Нижней Паленьге — храм Ильи Пророка. В Ухтострово — каменный храм, по его словам, в ужасающем состоянии.
«Без проекта ничего нельзя»
Вместе с нами к церкви приехали представители Архангельской епархии — они осмотрели памятник, чтобы понять, какой ему причинен ущерб.
— Он так и останется? Можно ли его убрать? — спрашивают у них местные жительницы.
— Сейчас без проекта ничего делать нельзя, — отвечают им. — Таких часовен и храмов у нас много — десятки по Архангельской области.
Епархиальный архитектор Владимир Никитин рассказывает, что они постоянно проводят мониторинг состояния храмов, которые в том числе не находятся в собственности РПЦ, как в случае с храмом в Чухчерьме.
— Фотографируем, иногда проводим работы по уборке мусора, выкашиваем траву, — поясняет он. — Состояние этого храма — аварийное.
«Кровлю надо восстановить, чтобы храм не упал дальше. Это временная мера, а для постоянной — надо переносить храм, потому что обрушивается берег»
Надежду на восстановление памятника дало Архангельское региональное отделение Императорского православного палестинского общества. Его председатель Владимир Станулевич говорит, что изучал ситуацию и вышел на одно из лесопромышленных предприятий области, которое готово выделить 90 кубометров пиломатериалов для ремонта.
— Церкви, именно этой, инспекция по охране памятников уделяла большое внимание, — уверяет Владимир. — В 2016 году был сделан проект ее реставрации. В Минкульт РФ инспекция направила несколько заявок на реставрацию, последняя была в прошлом году. Минкульт отказал по всем. К сожалению, инспекция не привлекла к противоаварийным работам волонтерские организации «Общее Дело» или «Вереница». И дольше нужного надеялась на реставрацию, хотя после отказов надо было делать недорогую и простую противоаварийку за счет областного бюджета. Хоть памятник федеральный, это разрешено.
Ранее руководитель областной инспекции по охране памятников истории и культуры Наталья Некрасова также подтверждала, что регион ежегодно пытается получить федеральные деньги на храм-памятник в Чухчерьме, но пока безрезультатно.
Как рассказал нам Владимир Станулевич, Наталья Некрасова сообщила ему, что Росимущество, на балансе которого сейчас находится церковь, готовит конкурсные процедуры по заказу проекта противоаварийных работ на церкви. По его мнению, шансы на спасение церкви высоки, но, как и Владимир Никитин, он уверен, что храм необходимо перенести на другое место. Только сделать это по сегодняшнему законодательству невозможно.
— Если церковь не переносить, а закон запрещает перенос, то на берегоукрепление нужно потратить 10 миллионов, это поможет лет на 10, — объясняет Владимир Станулевич. — Потом проблема возникнет снова. Нужно срочно вносить поправки в законодательство об охране памятников и реставрации в сторону максимального упрощения противоаварийных работ. Проект по всем правилам стоит 1 миллион рублей — почти столько же, сколько и сами работы.
Впрочем, когда именно здесь начнутся восстановительные работы, не известно даже в общих чертах.
Редакция продолжит следить за развитием этой темы.
Ранее мы не раз писали о сохранении деревянных храмов в северных деревнях и селах. В Архангельской области много церквей, которые разваливаются на глазах у местных жителей. При этом помочь может не каждый — за самодеятельность можно даже получить срок.
Почитайте также наш большой текст о том, как федеральные власти всерьез думали перенести 23 старинные деревянные церкви и колокольни на новые места и как против этого высказывались местные жители и реставраторы.