Культура интервью «Умирает деревенская культура»: фотограф из Архангельска о своих поездках и жизни в глубинке

«Умирает деревенская культура»: фотограф из Архангельска о своих поездках и жизни в глубинке

Иван Митюшёв показал 29.RU как живут люди в Пинежском районе

Жители северных деревень стараются, чтобы к этим местам был интерес - хотя бы туристический 

Фотограф Иван Митюшёв уже 10 лет проживает в Архангельске, но регулярно навещает свою родную деревню Сульцу, которая расположена в Пинежском районе, в 120 километрах от Карпогор. Недавно он, уже по работе, побывал в других деревнях района и запечатлел их культурную жизнь на своих фотографиях.

Форма царских времён и украшения чуди


В родные места Ивана позвали представители карпогорского Туристко-информационного центра, организовавшие рекламный тур по местным деревням. Вместе с ним поехали областные туроператоры и представители архангельских школ.

— На самом деле я был немного скептически настроен, потому что мы поехали в тёмное время года, и я сомневался что мы увидим деревни как таковые. Но оказалось интересно, — говорит Иван.

Утром 7 декабря делегация направилась в деревню Церкова, где местные жители организовали дом-музей и гончарную мастерскую — в ней делают сувениры из глины и организуют мастер-классы по лепке. А еще здесь можно послушать сказки и легенды о Церковой горе.

В Пинежском районе 124 деревни и посёлка, во многие можно приехать ради прогулок по старинным улицам 

Затем был переезд в деревню Шардонемь, которую называют «деревней амбаров». Здесь для туристов есть настоящая баня «по-черному» и большой музей в Доме культуры, который расположен в здании бывшей церкви, с которой во времена СССР сняли купола.

Остановку делали и в деревне Городецк — старом поселении, которое до 1933 года называлось Поганец. Здесь до сих пор стоит много домов с конями на крышах. За рекой рядом — село Сура — родина Иоанна Кронштадтского, куда можно добраться по льду зимой.

В деревнях сохранились старые крестьянские наряды 

В Городецке гостям показали старинный дом, которым занимается местная жительница. Старинное двухэтажное здание с поветью превратилось под её началом в настоящий музей.

— Внутри они сделала всё так, как было раньше, — рассказывает фотограф. -

Заходишь на первый этаж, а там нет электричества — просто керосиновые лампы светят.

Это дом её предков, она интересуется ими, рассказывает личные истории. Например, о том, как её прадед ещё в царские времена служил на флоте, ходил на крейсере «Варяг» и даже на царской яхте «Штандарт».

Внутреннюю обстановку в домах тоже сохраняют 

Внутри этого городецкого дома есть и выставки с различными бытовыми вещами и украшениями, которые принадлежали, в том числе, первопоселенцам — «чуди»: монетки, крестики и другие интересные предметы.

Последней частью пути была Веркола — любимая деревня Федора Абрамова. Здесь, помимо посещения музейных выставок, можно услышать старинные деревенские напевы, поиграть в игры и встать в хоровод.

Из маленьких деревень — в большие


Помимо перечисленных деревень Иван бывает в Явзоре, откуда родом его мать. Иногда летом он работает там на сенокосе вместе со своими родственниками.

— Это довольно живописная деревня, она жилая до сих пор, в ней живут круглый год. — объясняет он. — В ней тоже есть музей — его создал Поршнев Григорий Петрович, которому сейчас за 80 лет, но он в этом возрасте в абсолютно светлом здравии. Музей он создал в родительском доме, у него есть старинные книги, представляющие большую историческую ценность.

Григорий Поршнев, владелец собственного музея в Явзоре

По словам фотографа, в северных деревнях сейчас живут плохо — многие деревни вымирают из-за отсутствия работы и дорог. Поэтому те, что стоят у трассы М-8, пока что выживают, а если вспоминать о Пинежском и Лешуконском районах, то там все довольно грустно.

— Люди из маленьких деревень постепенно уезжают в большие, вот как у нас было в Карпогорах, — рассуждает Иван. — Численность населения в Карпогорах не изменилась, а из деревень все просто исчезли. Есть и абсолютно пустые деревни: в пяти километрах от Сульцы стоят большие старые дома, зимой в них может появиться одна-две семьи и всё. До них сложно добираться. Если ты не знаешь, что в той стороне есть деревня, то дорогу туда не найдёшь.

Некоторые посёлки заселены полностью, а некоторые - пустеют

«Во мне много деревенской культуры»


По мнению Ивана, умирание поморских деревень — необратимый процесс. И дело даже не в переезде людей, а в том, что при этом умирает деревенская культура.

Деревни возродить можно — но это будут уже не то, что было раньше. Уклад жизни в них абсолютно изменится.

Например, культура сельского хозяйства: если раньше крестьяне жили какими-то приметами, ценили ручной труд, то сейчас этого уже нет. А если и есть, то работа в деревне максимально механизируется. Никто уже не работает большими семьями. Каждый сам купил себе трактор, купил косилку и стал фермером, но не крестьянином. Этот процесс уже не обратить никак.

Сочетание прошлого, и настоящего - в глубинке работают и на лошадях, и на тракторах

Возможно, из-за ощущения течения времени Ивану интереснее фотографировать людей и моменты, передающие определённое настроение. Он говорит, что это может быть какой-то элемент, оторванный от жизни, но на снимке он будет говорить о том, что происходило в этом месте. Так, например, на его снимках можно увидеть сенокос, предметы быта, живые и мертвые дома.

— На самом деле, я раньше думал — деревня и деревня, ничего особенного, — вспоминает он. — Я приезжаю домой раз в полгода, но обычно гощу у родителей неделю и уезжаю обратно, не погружаясь в деревенскую жизнь. И только в последнюю поездку я понял, насколько во мне много этой деревенской культуры. Когда я приехал туда, я услышал, как разговаривают старики, и у них свой говор, свои рассказы.

Я посмотрел, чем живут люди и почувствовал, что это всё моё. Я понимаю, что это меня питает, и ощущаю себя причастным к этому миру.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления