После трагедии в Казани, где 19-летний Ильназ Галявиев устроил стрельбу в школе и убил девять человек, мы выяснили, принимаются ли в школах Архангельска какие-то меры по усилению безопасности. Оказалось, что учителя слушают новые инструктажи, а с учениками проводят тематические классные часы.
Мы решили посмотреть, как охраняются городские школы от террористов. Специально для этого заглянули в семь учреждений и попробовали пройти в них незамеченными. Кроме того, нам удалось пообщаться с двумя директорами — они объяснили, какие проблемы им приходится решать, чтобы обезопасить учеников и педагогов.
«Всё это стоит недешево»
Единственная школа из семи, в которой нас на входе встретил охранник, — это гимназия № 3 имени К. П. Гемп. Крупный мужчина в песочно-защитной форме — это буквально первый взрослый человек, которого вы видите в учреждении, мимо не пройти. Перед ним стоит СКУД — система контроля и управления доступом. Грубо говоря — турникеты, через которые, прикладывая электронные ключи, проходят ученики.
Охранник вежливо спрашивает из-за турникета, к кому я пришел. Затем просит надеть маску, проверяет содержимое моего рюкзака и отводит к вахте, откуда, по совету вахтерши, ведет уже к кабинету директора.
Руководитель гимназии Елена Калинина соглашается, что после трагедии в Казани у них мало что изменилось — безопасность организована на прежнем уровне.
— Всё организовано так, как раньше, только ужесточили подход, — рассказывает она. — Сегодня от охранного предприятия пришло письмо: они попросили установить дополнительный монитор. Кроме того, у нас уже была Росгвардия — нам дали инструкции, объяснили порядок действий и сказали, что замечаний нет. Алгоритм действий уже отработан. Но не совсем доработан вопрос: по пожарной безопасности у нас должны быть все двери и ворота открыты, а с точки зрения террористической защищенности они должны быть закрыты. Наверное, у структур должна быть какая-то договоренность.
Выясняется, что охранник относится к частной организации «Ястреб», с которой у учреждения уже второй год заключен контракт. Помимо встречи посетителей на входе, во второй половине дня их сотрудник сменяет вахтершу и сидит на ее месте.
— Сейчас в нашей школе дежурит охранное предприятие, вахтер, дежурный администратор, плюс каждое утро я встречаю ребят, — объясняет Елена Николаевна. — То есть каждое утро у входа стоит где-то по 4–5 человек. У меня, вахтера и дежурного администратора есть тревожная кнопка: коснешься, и буквально через три минуты приезжает группа быстрого реагирования. В школе есть система оповещения. Камеры сейчас в каждом учебном кабинете, в коридорах, в зале… Мы стараемся проявить бдительность на 100%, очень хочется, чтобы всё было хорошо. Но нам действительно нужно дополнительное финансирование, всё это стоит недешево.
Вахтерши, металлоискатели и неразговорчивые директоры
По словам Елены Калининой, сейчас безопасность — это вопрос № 1 не только в 3-й гимназии, но и во всех других школах. Практически у всех есть тревожные кнопки, дежурный вахтер или охранник. Идем в следующие учебные заведения и смотрим, так ли это.
В архангельской гимназии № 6 стоят турникеты во весь проход. Охранников нет, но рядом, за стеклом, сидит совсем не старая женщина-вахтер. Она спрашивает, зачем я пришел, и уходит позвать директора. Тот приходит, слышит мой вопрос, советует обратиться в Министерство образования и тут же уходит.
Следующая, стоящая на Троицком проспекте, школа № 14. Здесь всё намного проще и беднее: на входе стоит только рамка металлодетектора, СКУДа нет, охраны тоже. Поворачиваю в коридор и встречаю старушку-вахтершу, которая понимает, что перед ней кто-то чужой, и спрашивает: «Вы к кому?» Пообщаться с директором здесь тоже не удается — она, сославшись на занятость, отказывается от разговора.
На входе в школу № 1 тоже стоит металлодетектор, но он почему-то не пищит, когда я через него прохожу. Турникеты тоже не установлены, охранников нет, но видно, что присматривают за безопасностью вахтерша и дежурный педагог — они стоят и общаются между собой. Прохожу мимо них, делаю пару шагов дальше по коридору, меня окликают. Объясняю, зачем пришел, но выясняется, что и здесь директор не может дать комментарий без разрешения Минобра.
Не удалось пообщаться и с руководителем соломбальской школы № 50. Несмотря на отсутствие профессиональных охранников, здесь хотя бы установлены турникеты, причем с двух сторон широкого коридора: обойти их не получится, только если перепрыгнуть. Рамки металлоискателей тоже есть.
В привокзальной школе № 33 есть рамка, есть и турникеты, но не по всей ширине коридора. Легко обхожу их и хочу пройти мимо единственной сидящей здесь старушки-вахтерши, но она замечает меня и рассказывает, что директор сейчас в отпуске. Зато рассказывает, что охранников здесь нет, зато есть тревожная кнопка для вызова ГБР.
«Человека, который имеет право досмотра, в школе нет»
Еще одна школа Привокзального района Архангельска — № 20. Здесь на входе есть металлодетектор — правда, только у одной двери из двух. Дальше опять же установлена СКУД. Охраны нет. Рядом за крепкой решеткой сидит вахтер-мужчина. Через него удается связаться с директором школы Юлией Лозиняк. Она объясняет, что в первую очередь они не собираются закрывать на ключ территорию школы, которая для местных жителей стала центром досуга.
— В тамбуре стоят металлодетекторные рамки — они включены, работают, — рассуждает она. — Но есть интересный момент в законодательстве: рамки нам установили, но человека, который имеет право досмотра [личных вещей] и работы с этой рамкой, в школе нет. Дальше у нас есть система контроля удаленного доступа — мимо нее просто не пройдешь: и сотрудники, и ученики пользуются специальными картами. Все родители ожидают детей за турникетами. Камеры есть полностью на первом этаже и на крыльце. Потихоньку продолжаем их устанавливать, насколько позволяют средства. Если бы у нас была для этого какая-то целевая программа — городская, областная или федеральная — было бы идеально. Но приходится выкручиваться самим.
Юлия Сергеевна рассказывает, что в недавнем прошлом школа уже пользовалась услугами частной охранной организации, но та абсолютно не оправдала себя:
— Такое ощущение, что людей брали просто с улицы. Это охрана, которая, мягко говоря, не всегда понимает, зачем она здесь находится. Не все там, конечно, такие, но я была вынуждена разорвать контракт. Сейчас я вынужденно смотрю в сторону Росгвардии — это единственная на данный момент серьезная структура и очень дорогая. Но с большой долей вероятности мы к ним и придем. На данный момент я не вижу больше структур, которые могли бы обеспечить охранную деятельность образовательного учреждения.
По словам директора, всем им было страшно от того, что произошло в Казани, но ситуацию нужно менять на более высоких уровнях, чем руководство школ.
— Мы еще раз ощутили, насколько мы уязвимы, — говорит она. — Но мы не режимный объект, а учреждение социальной сферы, которое открыто для людей. Мое личное убеждение: пока государство не возьмет за себя ответственность централизованно ставить настоящую охрану в школы, а не ЧОПы, такие вещи возможны. А пока ответственность будет лежать на хрупких плечах директоров школ, заведующих детскими садами, главврачей больниц и так далее.
Ранее мы беседовали о произошедшем в Казани с архангельским психологом Марией Климовой и выяснили у нее, как избежать подобного теракта в других городах. Вы можете посмотреть полную запись нашего прямого эфира. А с психиатром-наркологом Анной Еремеевой мы обсудили видео, на котором Галявиев говорит о своих родителях, и выяснили, какими могут быть первопричины такого срыва и жестокости.
О трагедии в Казани также высказался губернатор Архангельской области Александр Цыбульский — он обратился к президенту Татарстана Рустаму Минниханову в телеграмме.