7 декабря вторник
СЕЙЧАС -18°С
Фото пользователя

Дарья Койбина

Журналист из Архангельска
Фото пользователя

Дарья Койбина

Журналист из Архангельска

«"Давайте подкараулим ее" и мое имя»: мнение о детской ненависти, которая может привести к трагедии

Журналист Дарья Койбина вспоминает, как проявили злость ее ровесники много лет назад, и проводит параллель с «колумбайном» в Казани

Поделиться

Будни детей часто кажутся беззаботными, однако взрослые могут просто не знать, какой жестокой может быть реальность вокруг их ребенка

Будни детей часто кажутся беззаботными, однако взрослые могут просто не знать, какой жестокой может быть реальность вокруг их ребенка

Поделиться

С прошлой недели вся Россия обсуждает резонансное событие — стрельбу в Казанской школе. Убиты школьники и учителя. Стрелявший — 19-летний подросток. Одни говорят про уровень безопасности в учебных учреждениях, другие — про качество психиатрической помощи, третьи снова винят во всех бедах интернет. Журналист Дарья Койбина считает, что главное в этой трагедии — вечная проблема отцов и детей. Она вспоминает последние «школьные» преступления в регионе, буллинг в своем классе и делает выводы, что взрослые часто ничего не знают или не хотят знать о детской жестокости.

В колледже казанского стрелка охарактеризовали как тихого, неконфликтного студента, уважительно относящегося к сокурсникам и преподавателям. В феврале покончила с собой пятиклассница из Северодвинска. Характеристика похожая — благополучная, вежливая девочка.

Один из основных тезисов, звучащих в обсуждении трагедии в Казани, — ужесточение оборота оружия. Однако архангельским школьницам отсутствие ружья не помешало расправиться с одноклассницей — они ее задушили. Мотив — «хотели убить какого-то человека». При этом девушек охарактеризовали как неглупых, но высокомерных и странных.

Когда я читала все эти истории, у меня в голове возникал главный вопрос — где были родители этих ребят? Неужели не замечали, что происходит с их детьми? По некоторым данным, мать и отец казанского убийцы даже сбежали на дачу из-за неадекватного и агрессивного поведения подростка. Значит, все-таки были в курсе происходящего? Почему не решали проблему?

Я не могу залезть ни в головы родителей, ни в головы подростков, но я могу залезть в голову к себе и рассказать о своей школьной жизни.

Всех героев историй выше объединяет характеристика «благополучная семья». Отчасти я сама была ребенком из такой семьи. Родители постоянно работали, старались обеспечивать дитя всем необходимым, компенсируя недостаток внимания игрушками. Я, в свою очередь, хорошо училась и не создавала проблем.

У меня была обычная поселковая школа, но с детской жестокостью я познакомилась еще в начальных классах — столько тумаков, как в это время, никогда больше не получала. В такой среде я и сама была довольно агрессивной. Однажды укусила одноклассника в руку так сильно, что он ушел за пластырем к школьной медсестре. Зачем я это сделала, не могу объяснить себе до сих пор.

Конечно, в классе у меня были и друзья. А «враги» не любили меня в основном из-за лишнего веса и отличной учебы. Нелюбовь некоторых одноклассников не была для меня проблемой — главное, что я получала пятерки и мама была довольна.

Мыслей о мести одноклассникам или учителям никогда не возникало. А вот с их стороны ненависть росла. В третьем классе подруга принесла мне маленькую записку, найденную в классе.

Кто именно из одноклассников это тогда написал и почему, мы так и не узнали.

Через три года уровень агрессии в классе для меня стал невыносимым и мы с подругой перевелись в другой класс. В средней школе ненависти стало меньше, однако разборки периодически возникали. Я уже старалась не влезать в конфликты — меня по-прежнему больше волновали не школьные отношения, а моя учеба.

Несмотря на свои успехи, я не была уверена в себе. В восьмом классе просматривала оценки в четверти и высчитывала, сколько мне нужно пятерок, чтобы стать отличницей. Быть отличницей или не быть совсем — такое было в голове, но сразу оговорюсь: в душе я знала, что никогда не смогу ничего с собой совершить. Я никогда не наносила себе увечий специально и вообще любила себя пожалеть. Однако за мысль зацепилась и в дальнейшем много раз анализировала ее в контексте детско-родительских отношений и ощущения того, что любовь якобы нужно заслужить. В моем случае заслугой была отличная учеба.

Причем за нее меня не шибко хвалили — как потом объясняла мама, боялась меня перехвалить. Поэтому было ощущение, что отличная учеба — норма, а вот уже четверки — серьезное отклонение от образа «хорошей девочки». В те годы я чувствовала себя довольно депрессивно, и мне даже нравилось думать, что «всё будет плохо и никогда не кончится». Я продолжала делать то, что должна, но не получала от этого особой радости.

Стоит ли говорить о том стрессе, который я испытывала в период ЕГЭ, узнавая свои баллы, которые были довольно средними? А от мысли о том, что у меня не золотая медаль, хотелось плакать вплоть до поступления на первый курс института. Только спустя пару лет в университете я начала осознавать, что дорогие игрушки — не замена общению, а оценки — не всегда объективное отражение реальных знаний.

Я не знаю, как живут другие семьи. И я не хочу винить во всех бедах родителей. Они воспитывали и любили нас так, как умели. Как отметила психолог Мария Климова, школу для родителей никто не оканчивал.

Но мне кажется важным следующее: мы — и дети, и родители — должны учиться слышать и слушать друг друга. И это не поздно сделать в любом возрасте.

Пожалуйста, говорите со своими детьми, несмотря на усталость. Создайте традицию: вместо телевизора вечером 15 минут разговоров по душам. Спросите, как прошел день, что нового в школе. Вопросы должны быть не «для галочки» — поверьте, это чувствуется. Вспомните, что вам ранее рассказывал ребенок о своих делах, уточните, чем закончились события. Не обесценивайте его чувства и эмоции. Не учите, а именно послушайте, что думает и чувствует ваш ребенок и есть ли риски непоправимого. Дайте подсказку, как поступить, если он действительно просит совета. Не корите за «неправильные» мысли или действия, а помогайте ему учиться строить причинно-следственные связи, быть эмпатичным по отношению к другим. Хоть мы и одной крови, мы можем быть кардинально разными по темпераменту, скорости понимания, видению мира. Важно уважать мнение друг друга и говорить на равных. Пускай у ребенка еще много наивных мечт и мало опыта, но он имеет право высказать их и не быть осужденным.

Но важно не напирать — если ребенок не хочет говорить, пусть помолчит, возможно, чуть позже он поделится с вами сокровенным. Расскажите о себе, поделитесь своими страхами и переживаниями, которые испытывали в его возрасте. Открытость формирует доверие.

И, пожалуйста, чаще напоминайте, что любите и принимаете любым свое дитя. Не обязательно каждый день ждать от ребенка отличных оценок или хороших новостей. Проблемы — это нормально. И нормально думать над их решением вместе. Вы хотите строить оболочку «идеальной семьи» или искренние отношения между всеми ее членами?

Ребенок — не предмет для гордости, а живой человек. Будущий взрослый, который будет проживать свою самостоятельную жизнь и формировать современное общество. И ваше влияние на него и диалог с ним играют здесь не последнюю, а, возможно, самую главную роль.

Мы не можем в срочном порядке изменить систему, напичкать школы ЧОПами или психологами. Но мы в силах изменить отношения в своей семье в лучшую сторону. Минимальный анализ собственных действий, желаний и их возможных последствий, как я, может быть, наивно думаю, доступен как взрослому, так и школьнику.

Возможно, если мы чаще будем чувствовать искреннюю поддержку и желание понять друг друга, печальная статистика убийств и самоубийств среди детей и подростков уменьшится, а по-настоящему счастливых семей станет больше.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

По теме (11)

Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК3
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ2

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Архангельске? Подпишись на нашу почтовую рассылку