Пока в Архангельске жильцы сошедших со свай домов решают, где им жить, и переезжают в маневренное жильё, в других регионах за дома воюют и члены семьи. Вот случай из Нижнего Новгорода, где старый деревянный домик стал яблоком раздора для мачехи и падчерицы. Бревенчатое сооружение, разделенное на три квартиры, вряд ли похоже на сказочный дворец, куда обычно стремятся подобные персонажи — жена отца и приемная дочь. Но в жизни вообще всё гораздо прозаичнее, а герои способны на такие козни, какие их сказочным коллегам даже не снились. С такой историей столкнулись журналисты из NN.RU.
Одна большая семья
Елена Моталова — многодетная мать. В 2015 году она купила на материнский капитал квартиру по соседству со своей мачехой Людмилой Т., но теперь родственница устроила ей настоящий ад. Пока женщина не приезжала в дом, скитаясь по съемным квартирам и больницам, мачеха снесла лестницу между этажами и обустроила себе на ее месте кухню и санузел.
— Людмила — бывшая любовница моего отца. Она раньше работала в СИЗО, там они с папой и познакомились. Он бросил нас и ушел к ней, а ведь нас было пятеро, — рассказала NN.RU Елена. — Много лет мы не общались. А вот когда я родила второго ребенка, Людмила, видимо, сообразила, что я теперь получу маткапитал, и стала пытаться помириться.
Женщина пригласила падчерицу на юбилей отца, и семейные отношения возобновились. Моталовы стали часто приезжать в гости, праздники отмечали одной большой семьей. А потом Людмила предложила: мол, соседи сверху решили продать квартиру — не хотите ли купить?
Квартира была совсем крохотная: чуть больше 20 квадратных метров и без каких-либо коммунальных удобств. Зато, если отдать в качестве первого взноса маткапитал, получалась вполне подъемная ипотека. Да и место удобное — от центра города недалеко, совсем рядом пляж и канал.
— И стоило только нам подписать договор купли-продажи, как отношение Людмилы к нам резко изменилось. Папу она из дома выгнала. Нам тоже сказала, чтобы мы здесь не появлялись, — рассказывает Елена.
Моталовы на эти слова обиделись и несколько лет действительно не приезжали в дом. Жили в съемных квартирах, да еще возникли проблемы со здоровьем одного из детей.
— В больницах пришлось полежать, не до споров по поводу квартиры было. Потом жили у свекрови, пока проходили реабилитацию. Но стало уже как-то стыдно — взрослые люди, а живем у родителей на шее. И при этом недвижимость-то есть! — объясняет Елена.
Хитрый план
В 2019 году Моталовы приехали к дому в Слободе Печеры, но внутрь попасть не смогли. Там, где раньше был подъезд с лестницей на второй этаж, Людмила установила металлическую дверь, лестницу снесла, а для прохода на второй этаж устроила небольшой лаз. При этом в квартире на втором этаже жила внучка женщины вместе с ее молодым человеком.
— Тогда мы решили попробовать приехать как-нибудь летом, когда окна будут открыты. Приставили какую-то лестницу, муж залез. Вот так мы тут и поселились, — разводит руками Елена.
Бывшая мачеха появлению новых соседей, мягко говоря, не обрадовалась. Лестницу, по которой Моталовы влезали в окно, пригрозила унести и сжечь. «Учитесь летать», — заявила она многодетной семье.
— Мы потом уже только поняли — это, по-видимому, был такой хитрый план. Чтобы мы купили эту квартиру — у самой-то Людмилы денег на это нет. А потом бы она нас отсюда выжила и забрала ее себе, — говорит Елена Моталова.
Сейчас заходить через окно Елене и ее семье, к счастью, больше не приходится — сосед из третьей квартиры в доме пошел ей навстречу и разрешил пользоваться своим крыльцом. Которое, надо сказать, тоже дышит на ладан и вот-вот развалится.
— Пришлось прорубить новый вход через стену, потому что раньше от этого крыльца доступа к нашей квартире не было, там глухая стена. Пока ходим тут — при условии, что потом вернем все, как было, — показывает Елена.
Однако так продолжаться до бесконечности тоже не может: сосед планирует скоро снести старое крыльцо. Как тогда попадать в квартиру, Елена просто не представляет.
— Единственный вариант — прорубить дверь на месте того окна, через которое мы лазили, и сделать там отдельное крыльцо. Но где мы тогда будем спать? Получается, вместо спальни у нас будет прихожая, — переживает Елена Моталова.
Юридический казус
Людмила Т. с корреспондентами NN.RU сначала общаться наотрез отказалась. Но потом начала резко высказываться в отношении падчерицы Елены Моталовой.
— Оставьте меня в покое, мне плохо с сердцем. Я инвалид, а она хочет, чтобы я умерла. Это длинная история. Ленка — аферистка. Она хочет, чтобы ей построили лестницу за чужой счет. Они сюда въехали, они ничего не сделали для благоустройства своего жилья, а теперь она за чужой счет хочет, чтобы ее кто-то спонсировал. У нее ни мать, ни отец не имеют жилья, никто. Семья очень непорядочная! Сколько я ей добра сделала! Мясо ей покупали, с детьми ее возились, и все это вон чем кончилось, — заявила пенсионерка.
— Судя по документам, семья Моталовых имеет право собственности именно на второй этаж. А вот подъезд и лестница как общедомовое имущество в бумагах не обозначены. И получается, что чисто юридически Елена имеет право только на ту часть подъезда, что находится на втором этаже. Но это не подтверждает ее право собственности на лестницу на первом этаже. Просто обычно в подобных ситуациях лестница по умолчанию используется всеми квартирами. А здесь добавляется бытовой конфликт, и поэтому решить этот вопрос мирно у соседей не получается. Это возможно только через суд, но это потребует немало времени и денег, — прокомментировал ситуацию юрист Тимур Валияров.
В пресс-службе ГУ МВД России по Нижегородской области NN.RU сообщили, что проводят проверку по заявлению Елены Моталовой, поданному 28 июля 2021 года. Правда, женщина уверяет, что и до этого неоднократно подавала заявления в полицию, но на них не было никакой реакции.
Кстати, на расселение аварийных домов Архангельска выделили еще 20 миллионов рублей. А пока жильцам не предоставили новые дома, им приходится жить у родственников или перебираться в маневренный фонд — в основном это неблагоустроенные деревянные дома на окраинах Архангельска.
На руководителей управляющих компаний, которые обслуживали дома, сошедшие со свай, завели уголовные дела. Деревянные здания в Архангельске сходят со свай регулярно — 12 июля это произошло на Бревеннике, 27 июня — на Суфтина, 23 июня — на Титова.