Перевозчики ТКО по области заявили, что находятся на грани банкротства и, если врио губернатора не примет меры, с 16 мая они перестанут работать. Один из тех, кто поддерживает это обращение, — Юрий Сазонов. Пока еще директор ООО «Спецавтохозяйство по уборке города» (ООО «САХ»). Почему пока? Потому что совсем скоро он может покинуть должность из-за конфликтов с администрацией города и региональным оператором. Сейчас предприятие полностью принадлежит администрации Архангельска и находится в предбанкротном состоянии. Как говорит сам Сазонов, ему предложили уйти по собственному желанию, но он решил побороться. Приводим цитаты из интервью с ним, которые объясняют, что волнует перевозчиков не только в городе, но и по области.
- Что изменилось с приходом мусорной реформы для местных перевозчиков?
- Сколько и за что платят жители Архангельской области? Насколько это адекватная цена?
- В чем после начала мусорной реформы заключается основная сложность для перевозчиков?
- Почему вообще подписали контракт с «ЭкоПрофи», раз он убыточный?
- До мусорной реформы какие суммы были, насколько это прибыльный бизнес?
- Как пандемия ударила по предприятию, что-то изменилось в работе?
- Вам звонили из администрации Архангельска, и собираются увольнять 12 мая. Как с этим дела обстоят?
- Про вас писали анонимные каналы, что вы выписали себе огромные премии. Это правда?
- Как можете оценить мусорную реформу?
Что изменилось с приходом мусорной реформы для местных перевозчиков?
— До первого января мы заключали напрямую договора с юридическими лицами, с управляющими компаниями, и на основании этих договоров вывозили мусор от домов и от организаций на полигон.
Потом появился региональный оператор, который занимается сбором денежных средств с населения и юридических лиц. Теоретически должен был заключить договоры вместе с нами, перевозчиками, на перевозку ТКО, оплачивать нам эти услуги. Он пошел по другому пути. Выбрал генерального перевозчика, «ЭкоПрофи», с которым заключил договор и который, в свою очередь, заключил договор с перевозчиками, которые работали ранее на этом рынке. В настоящий момент мы понимаем, что этот договор не работоспособный. Мы направили в адрес «ЭкоПрофи» и в адрес «ЭкоИнтегратора» свои варианты договора, но нам ответа не поступило, все заняли позицию ожидания.
Сколько и за что платят жители Архангельской области? Насколько это адекватная цена?
— Жители многоквартирных домов платят 120 рублей 3 копейки за вывоз мусора с человека. То есть если семья из 4 человек, это уже 480 рублей. Я считаю, это очень большая цифра. Она была получена расчетным путем исходя из объема накопления ТКО за год, это 2,77 куба с жителя. На самом деле тут два варианта существуют. Если бы эти деньги реально доходили до перевозчиков в том объеме, в котором платят жители, то наш город был бы идеально чистым. Я всегда ставлю в пример такие города как Москва и Санкт-Петербург, Калининград. Там очень чисто, потому что там убирают, там нет проблем с перевозчиками, которые у нас возникли, что нам не платят деньги и, соответственно, уборка происходит не так качественно, как хотелось бы. Но как платят, так и производится уборка. Для того чтобы качественно убирать, нужна техника, нужны силы, нужны средства.
Второй вариант — исходя из сложившихся реалий, я считаю, что данная сумма для жителей Архангельска и других населенных пунктов области может быть снижена. То есть если мы не будем платить какую-то дельту «ЭкоПрофи», которую он себе забирает, на эту сумму как минимум тариф может быть снижен. Я полагаю, речь может идти о 90 рублях, на мой взгляд, точно.
В чем после начала мусорной реформы заключается основная сложность для перевозчиков?
— Региональный оператор и «ЭкоПрофи» заходили в регион как инвесторы. Если инвесторы заходят на какой-то рынок, у них должен быть какой-то первоначальный капитал, чтобы покрыть кассовый разрыв, который возникает между началом деятельности и тем моментом, когда денежные средства с потребителей будут собраны.
Получилось как обычно в России — зашел региональный оператор, зашел «ЭкоПрофи», своей техники нет, своих средств нет. Изначально собрали деньги с населения и юридических лиц Архангельска и области. Прошло три месяца, не платили в должном объеме перевозчикам. Сейчас речь идет не только про «САХ», но и обо всех перевозчиках области. Довели всех перевозчиков до предбанкротного состояния.
У всех перевозчиков очень большие долги именно за вывоз ТКО, и когда они будут оплачены, и будут ли вообще оплачены, неизвестно. Эти долги образовались из-за условий договора: оплачивались не фактически вывезенные кубы ТКО, а процент от собираемости средств, которые регоператор собрал с населения.
Почему вообще подписали контракт с «ЭкоПрофи», раз он убыточный?
— Это правильный и резонный вопрос, но нужно понимать, что договор был представлен нам на подписание в самом конце 2019 года. Подписывался он буквально под бой новогодних курантов 31 декабря. На его рассмотрение предоставили очень малое количество времени. И было два момента, которым воспользовались наши так называемые партнеры. Во-первых, их монопольное положение на рынке. Мы направляли к этому договору разногласия, всего более 30 документов было направлено в адрес «ЭкоПрофи», что мы не согласны с такими условиями, мы понимаем, что это приведет к нестабильному положению нашего предприятия, на все наши предложения было отвечено — не хотите, не подписывайте договор.
То есть как монополисты поступают: «Вот у нас такой договор, вы его либо подписывайте, либо не подписывайте, мы менять ничего не будем». С другой стороны, администрация Архангельска оказывала на нас давление, понимая, что мы крупнейший перевозчик в городе, и если бы «САХ» не подписал этот договор, то на каком основании он бы выехал 1 января на уборку улиц? Выполнять работу, за которую не заплатят вообще ничего, бессмысленно. Устроить мусорный коллапс на новогодние праздники в Архангельске было бы недопустимо. Поэтому мы оказались меж двух огней — с одной стороны монополист, с другой стороны администрация, владелец нашего предприятия.
До мусорной реформы какие суммы были, насколько это прибыльный бизнес?
— До Нового года мы напрямую заключали договоры с управляющими компаниями и юридическими лицами на вывоз и утилизацию ТКО. Стоимость вывоза 1 кубометра — 200 рублей для бюджетных организаций, для некоммерческих организаций — 250 рублей. В ноябре и в декабре, когда я работал, у нас валовая выручка составила 22–23 миллиона рублей ежемесячно. После 1 января что у нас произошло. Поскольку в январе нам фактически ничего не заплатили, только 86 600 рублей, которые мы получили только в апреле. Дотянули до апреля и заплатили 86 600.
То есть январь, февраль, март мы денег не получали. Основная сумма в апреле поступила. Когда уже ситуация стала нестерпимой, и я вопросы начал поднимать на уровне городской думы, нам начали поступать платежи. За январь поступило 86 600, за февраль поступило 7 142 000 рублей при себестоимости 12 миллионов рублей. За март нам деньги еще не поступили. Они ориентировочно должны поступить 25 мая. По всем фактам просрочки у нас направлены претензионные письма в адрес регоператора. Направлен расчет прений, которые они должны нам заплатить за просрочку платежа. Но мы прекрасно понимаем, что это всё будет решаться в суде, потому что добровольно никто не хочет эти вопросы решать. Только через суд. А суды сейчас в связи с коронавирусом работают нестабильно.
Как пандемия ударила по предприятию, что-то изменилось в работе?
— Слава богу, у нас нет зараженных коронавирусом. У нас есть медицинский осмотр предрейсовый у водителей. Мы всех работников перевели на медицинский осмотр. У нас еще задолго до того, как появился указ губернатора о режиме повышенной готовности, были проведены меры по профилактике. Во-первых, у нас все мерили температуру дистанционным методом. Мы приобрели пирометр, который за секунду измеряет температуру тела человека. Если бы у человека была температура, его бы отстранили от работы, направили в поликлинику, чтобы он проходил обследование. У нас помимо этого врач измеряет давление и состояние человека, болеет или не болеет. У нас 100 % персонала проходило этот осмотр. Когда вышел указ губернатора, что нужно переводить на дистанционную работу, мы административно-управленческий персонал перевели на дистанционную работу. У нас на работу выходят водители мусоровозов, диспетчерская служба, ремонтные бригады, которые занимаются ремонтом, руководство еще. Остальные все на дистанционной работе.
Вам звонили из администрации Архангельска, и собираются увольнять 12 мая. Как с этим дела обстоят?
— Отдельные сотрудники администрации заняли такую позицию ввиду того, что я их обвинил, что они оказывают давление на заключение договора, решили таким образом со мной рассчитаться, то есть уволить меня с должности директора «Спецавтохозяйства». Хотя на должности я нахожусь с 12 ноября 2019 года, не так давно работаю там. Видимо, моя позиция, когда я встал поперек горла региональному оператору и еще отдельным руководителям, не дает им покоя и пытаются меня всячески убрать с этой должности. Почему 12 числа это было сделано? Еще 3 апреля меня вызывал к себе заместитель главы по городскому хозяйству Виталий Акишин и прямым текстом мне сказал: «Юрий Юрьевич, вам нужно написать заявление по собственному желанию». Я говорю: «На каком основании?» Он говорит: «Вы не нравитесь учредителям регионального оператора, вы заявляете громкую позицию, что вам не платят, это вредит их имиджу, поэтому вас нужно уволить». Я говорю: «Вы чиновник мэрии, должны поддерживать городское предприятие, а говорите мне наоборот, чтобы я не поддерживал городское предприятие, как это стыкуется?» Наш разговор закончился, и чтобы меня не уволили, а меня можно уволить просто по решению работодателя в соответствии с заключенным трудовым контрактом между мной и мэрией, я ушел в отпуск, потому что, находясь в отпуске, меня нельзя уволить.
В понедельник, 6 апреля, моего заместителя Лемке Евгения Эриковича, который был исполняющим обязанности директора вместо меня, вызвал Владимир Шадрин, начальник департамента городского хозяйства, и говорит: «Юрий Юрьевич ушел в отпуск, пытается сыграть обходные пути, вам нужно ввести своим приказом в должность третьего заместителя, придет человек, вы человеку передадите бразды правления и он дальше будет осуществлять управление «Спецавтохозяйством».
Этот человек приходил к нам, фамилия у него Труков. Он принес трудовую книжку, и там есть очень интересная запись, последнее место его работы — «заместитель генерального директора "ЭкоПрофи" по связям с общественностью». Почему 12 числа меня хотели уволить? Я был по 30 апреля в отпуске, у меня был больничный лист с 21 по 30 число, 8 дней, и, видимо, департамент муниципальной службы кадров мэрии, которому поставили задачу меня уволить, посчитал, что, раз у меня отпуск продлевается до 8 мая, дальше выходные дни, 12 первый рабочий день, я выхожу и меня увольняют. Был даже подготовлен приказ о моем увольнении. Но, к сожалению, немного просчитались, я до сих пор в отпуске нахожусь, поэтому еще оказываю противодействие моему увольнению.
Про вас писали анонимные каналы, что вы выписали себе огромные премии. Это правда?
— Якобы я перед уходом в отпуск выписал себе премию в размере годовой заработной платы. Зарплату мне устанавливает администрация Архангельска. Она же начисляет мне премии. Сам себе премию я никак не мог выписать. Даже если бы я сильно захотел, просто бы бухгалтерия «Спецавтохозяйства» не выполнила бы этот приказ, потому что единственная, кто может выписать мне премию, это администрация Архангельска. Поэтому все заявления, что я сам себе выписал многомиллионное требование, это из пальца высосано. Я работаю с 12 ноября, мне ни разу не выписывали премию.
Бывший директор нашего предприятия перед своим уходом выписал премии своим заместителям в размере 550 тысяч каждому, то есть 1 100 000 на двоих. Также выписал премии ряду других работников, это были начальники отделов, там премии варьировались от 70 до 250 тысяч рублей. По данному поводу было написано заявление в правоохранительные органы, не превысил ли директор предыдущий своих полномочий. Было проведено расследование и поступил ответ, что он действовал в рамках полномочий и мог такие суммы выписывать. Нужно понимать, что за весь период его финансово-хозяйственной деятельности такие суммы никогда не выплачивались работникам предприятия. Это было сделано в последний день его исполнения обязанностей в качестве директора. По-русски это называется «золотой парашют», эти люди уволились и получили хорошую денежную компенсацию.
Как можете оценить мусорную реформу?
— Сама идея мусорной реформы, на мой взгляд, правильная. Как это реализуется в Архангельской области и ряде других областей и регионах Российской Федерации, — это не реформа. Есть хорошая поговорка: «Хотели как лучше, получилось как всегда». У нас в Архангельске получилось «как всегда». Если бы региональный оператор заключил прямые договоры со всеми существующими перевозчиками: со «Спецавтохозяйством», со «Спецавтохозяйством» Северодвинска, «Спецавтохозяйствами» в других городах, с коммерческими перевозчиками на тех условиях, которые он заключил с «ЭкоПрофи», то был бы повод спросить с перевозчиков за качество уборки тех же самых контейнерных площадок. За эти деньги, которые предусмотрены на оплату вывоза мусора, 420 рублей кубометр ТКО, наш город можно превратить в идеальный образцово-показательный город, у нас на улицах не было бы ни пылинки, ни соринки. Но когда тебе платят из 420 рублей 50, вот мы посчитали, сколько нам заплатили за первый квартал, получилось, что за первый квартал заплатили 53 рубля за кубометр. А в 2019 году у нас было 200–250 рублей. То есть в 4–5 раз меньше заплатили, чем было, и в 8 раз меньше, чем платит регоператор «ЭкоПрофи».
Сами понимаете, нельзя поддерживать свою базу в нормальном состоянии, производить ремонт техники, производить закупку необходимых запчастей, чтобы техника-то ездила, а ведь напрямую зависит уборка улиц от того, как на неё выезжает техника. Мы даже не говорим про развитие своей технической базы, мы даже не можем купить новые автомобили, в чем меня, кстати, тоже упрекают, что мы ничего не можем сделать. Но, извините, когда тебе платят 3 копейки и требуют на 3 рубля, такого в жизни не бывает.
Редакция 29.RU направила информационные запросы по конфликтным моментам в администрацию города, а также в приемную регионального оператора, следите за обновлениями сайта, — мы продолжим тему.