Встречи с волками оказались одним из самых частых событий в новостной повестке Архангельска этой зимой. Только за февраль можно насчитать более десятка точек, где жители Архангельска и ближайших к нему населенных пунктов видели волков. Ранее судья-эксперт кинологической службы МЧС России Константин Болтуцкий рассказывал о том, почему эти хищники выходят близко к местам жительства людей и как избежать нападения с их стороны. Еще одно мнение о том, почему в Архангельской области люди начали встречать волков так часто, высказал ученый из Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики Уральского отделения РАН Владимир Ануфриев. По его мнению, волки выходят к населенным пунктам региона из-за погодных условий — в стойкие морозы им сложно охотиться в естественной среде.
Владимир Ануфриев — заведующий лабораторией биоресурсов и этнографии Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики Уральского отделения Российской академии наук.
Зима-2021 в Архангельской области выдалась действительно весьма суровой. Так, синоптики Северного УГМС подводят итоги февраля и называют его самым холодным за последние 10 лет — отклонение от температурной нормы составило 20 градусов. Волкам к затянувшимся морозам тоже сложно приспособиться.
Как отмечает Владимир Ануфриев, сильные, стойкие морозы без оттепели и обильный снег усложнили хищникам охоту в естественной среде обитания. Волк не может эффективно преследовать добычу на глубоком, рыхлом снегу — без оттепели снег не оседает и не уплотняется. Для 40–60-килограммовых хищников это представляет проблему.
Основным кормовым объектом волка в Архангельской области, по словам ученого, является лось. Это животное, кстати, тоже реагирует на суровую погоду и питаются иначе: при сильных морозах лоси ищут можжевельник, содержащий эфирные масла, не замерзающие при низких температурах. А вот убежать от волка и не стать его пищей в мороз лосю легче — длинные ноги помогают ему преодолевать глубокий снег.
Как отмечают ученые Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики РАН, сегодня регулировать численность волков удается не очень эффективно. Причины, по мнению ученых, таковы. В советское время членские взносы в общество охотников служили формой сбора средств для организации биотехнических мероприятий, регулирования численности волка в том числе. Система позволяла в случае необходимости привлекать опытных охотников из других регионов страны. В 1990-е годы законы изменились. Сейчас конституционное право на охоту не зависит от членства в общественной организации. Гражданин может получить охотничий билет, заплатив небольшую госпошлину. Общества охотников стали прекращать свою деятельность. Поэтому сейчас борьба с хищниками не ведется на регулярной профессиональной основе.
— Функционирует государственная организация — региональное министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса, — в зоне ответственности которой находится этот вопрос. Но проблема не может решаться эффективно при существующем уровне финансирования. Например, один охотовед и два инспектора на архангельском участке Приморского района просто не в состоянии промышлять на том уровне, которого требует решение проблемы, — говорит Владимир Ануфриев.
Он уточняет, что чаще всего охотники добывают волка в доступных местах — возле свалок, населенных пунктов и скотоводческих ферм. Но туда, как правило, выходят молодые и ослабленные звери, имеющие не столь развитые охотничьи навыки. Наиболее приспособленные и сильные хищники находятся в естественной среде обитания в лесу и ведут стайный образ жизни. В стаях волки могут избавляться от «лишних ртов» — выгонять из стаи слабого, который идет охотиться рядом с жилыми поселками, а его ловят. В результате получается обратный эффект: жизнеспособность популяции повышается.
— Пока мы не повлияем на воспроизводственное ядро, на самых матерых хищников, проблема не будет решена. Нужно применять другие методы охоты, например, изъятие щенков хищника на логовах, охоту на вабу (подвывку), охоту с флажками. Нужны средства на проведение семинаров для охотников и разработку программы по эффективному регулированию численности волка, — считает ученый.
По его словам, при отсутствии охотничьих обществ должны действовать иные законодательные механизмы: 44-й и 223-й федеральные законы — «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц».
— Нужно объявлять конкурс (государственную закупку) на разработку и реализацию программы эффективных мер по регулированию численности волка. Это задача регионального Минприроды и ЛПК. Ученые готовы войти в состав рабочей группы для решения этих вопросов, — резюмирует Владимир Ануфриев.
Добавим, что в середине февраля по информации от Региональной диспетчерской службы мы отмечали на карте улицы Архангельска и деревни в Приморском районе, где жители замечали хищных зверей. У некоторых волки загрызли собак. Ранее жительница Исакогорки рассказывала, что на нее накинулся волк, когда она гуляла с собакой. Затем зверя видели в Майской Горке и на Варавино-Фактории. Случаи нападения волков на домашних животных и людей в Архангельске и окрестностях были и в прошлом году. Тогда мы публиковали правила поведения в том случае, если вам пришлось столкнуться со зверем лицом к лицу.