8 октября в Архангельске более чем на сутки отключат всю воду. Такое решение принято из-за ремонта возле «тысячника» — участок этого трубопровода перенесут с территории стройплощадки арбитражного суда на проспекте Ломоносова. Роспотребнадзор уже указал, что воду отключают на слишком долгое время, но в администрации города заявляют, что отключение всё равно пройдет. Бывший главный архитектор Архангельска Дмитрий Яскорский рассуждает в этой колонке, насколько законно было начинать строительство нового здания рядом с трубопроводом и из-за чего весной в этом месте произошел легендарный прорыв «тысячника».
Все магистральные коммуникации Архангельска (в том числе и водовод, который называют «тысячником») располагаются в так называемых красных линиях, которые нарисованы на всех градостроительных документах, чертежах и проектах. В их пределах располагаются проезжие части, пешеходные зоны, зеленые зоны, а под ними проходят магистральные сети. Строго говоря, больше никаких объектов капитального строительства в пределах красных линий размещать не допускается. А здание арбитражного суда, как и сам участок его строительства, располагается за пределами красных линий. Поэтому для того, чтобы построить любое здание в этом месте, переносить водопровод не надо.
Кроме того, у любой подобной подземной коммуникации есть нормативные охранные зоны, режим которых нужно выполнять при любых строительных работах: при перемещении тяжелых грузов, забивании свай и так далее. Насколько я помню, охранная зона этого водопровода составляет 10 метров. То есть ближе чем на 10 метров от него нельзя забивать никаких свай. И насколько я знаю, это требование при постройке арбитражного суда тоже выполнено. С точки зрения сохранности магистрального водопровода, я полагаю, все эти требования проектной организацией выполнены в полном объеме.
Другое дело, что есть человеческий фактор. Как были организованы работы, которые привели к известной аварии весной этого года? В этом месте был навал грунта, по нему ездили экскаваторы, которые копали фундамент. Они ездили непосредственно по трассе водопровода, а ведь это же труба, которая прогибается при нагрузке. Это ситуация откровенного разгильдяйства.
Следующий момент — это техническое состояние самого водопровода. Он проложен очень давно, ему не один десяток лет. Я не специалист в этих вопросах, но полагаю, что допустимый безаварийный срок эксплуатации труб когда-то заканчивается, а дальше начинаются последствия неизбежной коррозии металла. Ведь это не современные полимерные трубы, это древняя допотопная технология — стальная труба, которая ржавеет изнутри и снаружи. Поэтому обрывы и прорывы на этих трубопроводах — это наша реальность. В мою бытность главным архитектором города, когда строилась областная налоговая инспекция, этот водопровод рвался несколько раз, хотя это здание стоит очень далеко от проезжей части и от магистрального водопровода. А техническое состояние его примерно одинаково — что у здания налоговой, что у места нового строительства.
Для того чтобы трубу не прорывало, нужно было выбрать место для проезда тяжелой техники, сделать новое дорожное основание. Туда ведь будут завозить сваи, панели перекрытия, подъемные краны: вот для этого надо было изначально договориться с владельцем трубопровода об устройстве временной дороги — например, положить бетонные плиты. Было ли это сделано?
Сейчас, как я понимаю, было принято решение о замене этой трубы. Воду в городе при этом отключат на полтора суток. Будет замечательно, если они уложатся в такие сроки. Главное — правильно всё сделать. Это не авария, не ЧС — люди могут заблаговременно набрать воду, поехать в гости к кому-то в деревню, например, и пережить эту ситуацию спокойно. Предприятия обслуживания тоже могут запастись водой. Так что всё это можно пережить.
Согласны с автором?