К 2025 году в Архангельске должна преобразиться площадь Профсоюзов. Ее хотят сделать более открытой для пешеходов, но пока что неизвестно, как конкретно она будет выглядеть и что на ней появится. Сейчас в городе идет предпроектный анализ этой территории, которым занимается петербургско-парижская архитектурная студия Orchestra Design. Сам проект они будут реализовывать с краснодарской компанией «Феррум-97».
Для того чтобы понять, что именно жители Архангельска хотят видеть на площади, специалисты запустили онлайн-опрос, на который может ответить любой желающий. Свои пожелания можно оставить и на сайте проекта. Кроме того, в городе уже провели семинар, на котором горожане также делились своими мыслями о благоустройстве площади, а в ближайшем будущем планируется провести еще и уличный опрос.
Площадь как транзитная зона
Пока что, по словам организаторов, более 30% жителей, ответивших в онлайн-формате, воспринимают Профсоюзную площадь как транзитную зону для прохода из одного места города в другое. Причем по ней больше ездят, чем ходят пешком — 44% опрошенных говорят, что проезжают ее, когда добираются до другого пункта. При этом более 25% жителей осознают историческую значимость этого места.
— В ноябре мы запустили градостроительный анализ площади и параллельно проводили историко-культурный анализ территории — общались с экспертами в области культурологии, краеведения, истории и пытались выявить ту идентичность площади, которая была утрачена, — рассказывает Наталья Воробьева, менеджер социокультурных проектов студии Orchestra Design. — Сегодня площадь не воспринимается жителями в едином образе, и мы ставим одной из целей нашего проекта поиск этой идентичности.
По словам Натальи, они используют и уже наработанные материалы — свои концепции по переделке площади уже представляли архитектор Дмитрий Яскорский, КБ «Стрелка» и советник главы Архангельска по развитию городской среды Михаил Трещёв.
— Мы активно анализируем разные точки зрения для того, чтобы разработать наиболее компромиссные решения и учитывать интересы всех горожан и всех сообществ, — объясняет Наталья Воробьева. — Пока что негативных предложений мы не услышали — горожане, возможно, не так быстро вовлекаются в проект, как хотелось бы. Для нас очень важно сохранить исторический облик площади, не нарушать вид на памятники культуры и градостроительства.
Советник главы Архангельска Михаил Трещёв говорит, что подобные проекты всегда в первую очередь разрабатываются для пешеходов, ведь даже автомобилист, выйдя из машины, становится им.
— Главный тезис проекта — вернуть пешеходам площадь, которая сегодня недоступна вообще ни для кого, — поясняет он. — Если мы посмотрим на эту асфальтовую пустыню, то там и ездить нельзя, и ходить нельзя. А место это с огромным потенциалом, и его нужно раскрывать. Поэтому я в первую очередь хочу вернуть туда пешеходов и создать место для всех целевых групп населения.
«Хочется, чтобы люди на ней задерживались»
Сами горожане говорят, что посередине площади можно было бы сделать место для прогулок вместо того, чтобы ставить там машины.
— Мы бы хотели видеть там общественную тихую зону, где можно было бы отдохнуть, — говорит архангелогородец Григорий Брызгунов. — Мне кажется, что этого не хватает. Сейчас площадь фактически является большой парковкой. Хотелось бы, чтобы люди на ней задерживались — добавить для этого озеленение и малые архитектурные формы.
Кстати, автомобилисты говорят, что на площади действительно можно было бы ограничить проезд только Троицким проспектом, а со стороны набережной сделать пешеходную часть. Так, например, считает архангелогородка Ирина Кысина.
— Я сама езжу на машине: живу в одной части города, а моя мама живет в другой, поэтому как транзит меня это место устраивает, от этого сложно отказаться, — объясняет она. — Площадь мне нравится тем, что это большое пространство, в котором много света, много воздуха. Но если бы в центре нее было какое-то безопасное пространство для времяпрепровождения людей — скамейки, световые инсталляции, какое-то подобие сквера или кафе — для меня это было бы классно.
«Любоваться архитектурой неудобно»
Житель Архангельска Дмитрий Пименов считает, что из-за беспрерывного движения по площади мало кто обращает внимание на ее архитектуру. По его словам, сейчас все достопримечательности разобщены и не представляют из себя цельной картины, а пешеходы стараются поскорее их пройти.
— Точки притяжения там есть, но ими даже любоваться неудобно, — считает он. — Например, есть отличное здание Сурского подворья. Это прекрасный памятник начала XX века, но, к сожалению, он в очень плачевном состоянии: у него разбиты окна, развалился балкон, отсутствуют купола. Оно было доминантным на этой части площади, но сейчас к нему даже никак не подойти — тротуары очень узкие.
Помимо водителей и тех, кто ходит по городу пешком, на площади появляются и велосипедисты — у них свои претензии к этой территории:
— Кататься там неудобно и непонятно как — вроде бы не хочется заезжать на тротуар, где много людей, а вроде и по ямам ехать не хочется, — говорит Анастасия Пименова. — Там всегда лужи, и ездить по проезжей части неприятно. В любом случае потом заезжаешь на тротуар. Нужны велодорожки. Всё это большое пространство используется не полностью, что очень неудобно.
«Набережная должна длиться через весь берег»
Глава архангельского отделения движения «Городские проекты» Илья Чугунов обращает внимание на доступ с площади к реке — сейчас в некоторых местах подойти к Северной Двине неудобно, а в некоторых местах практически невозможно.
— Я бы хотел, чтобы люди могли больше проводить время у воды, — объясняет он. — Сейчас там, грубо говоря, полупромзона: стоят суда, нет никаких развлечений для отдыха, нет скамеек. Всё это есть левее, там, где новая набережная, и есть правее. Было бы идеально соединить эти части, но для этого нужно что-то сделать у самой воды. Набережная должна длиться полностью через весь берег, чтобы люди пришли туда и гуляли по ней весь день. А на самой площади нужно больше места пешеходам, нужны деревья, скамейки… Сейчас это поле асфальта используется максимально неэффективно.
Эти мысли поддерживает и сотрудник Архангельского краеведческого музея Дмитрий Иванов. Он говорит, что часть улицы — от здания на Набережной Северной Двины, 56 до Морского речного вокзала — можно сделать продолжением набережной и таким образом объединить ее с частью, которая тянется от железнодорожного моста.
— Еще, на мой взгляд, необходимо наложить мораторий на установку каких-либо новых архитектурных объектов, памятников и прочего, — добавляет Дмитрий. — То есть принципиально запретить на 30–40 лет установку здесь каких-то подобных объектов. Например, пограничники воткнули здесь камень, на месте которого появится памятник в виде пограничного столба. Ну и такого бреда много.
«Забор здесь совершенно не нужен»
Еще один момент, который предлагают горожане — демонтировать забор, установленный вокруг Михаило-Архангельского кафедрального собора.
— Здесь он совершенно не нужен, — уверен Дмитрий Иванов. — Это общегородское пространство, оно должно быть открыто для горожан. Все-таки проекты по зонированию, огораживанию, паркингам и прочим нужно согласовывать с людьми. Это мое убежденное мнение как горожанина.
Дмитрий Пименов тоже считает, что храм не должны отгораживать от пешеходов:
— На площади построили собор, но он стоит на ней сам по себе, никак на нее не влияет. Он огорожен забором, у него своя обустроенная территория. Он просто есть, и всё, стоит как украшение, оторванный от остального пространства.
Кстати, строительство собора на площади Профсоюзов планируют закончить в 2022 году. А кроме того, ведутся разговоры о том, чтобы преобразовать неработающий Морской-речной вокзал в Морской культурный центр. В 2020 году руководство Северного морского музея разработало дорожную карту проекта реновации этого здания, известного всей стране по 500-рублевой купюре.