Этим летом на Красной пристани Архангельска снова пришвартовался теплоход «Коммунар». Год назад он пропал из поля зрения горожан, потому что его отправили на ремонт — у судна заменили часть деталей и обновили его внешний вид. В руководстве Северного морского музея сообщают, что внутри него в ближайшем будущем откроют Музей реки — полноценный выставочный зал, посвященный навигации на Северной Двине. Рассказываем, как еще планируют использовать старый теплоход.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.
Отреставрировали с внешней стороны
Теплоход отработал на Северной Двине с 1940 по 2019 год — за это время он совершил почти 80 навигаций, в которые перевозил пассажиров с берега на берег (не обходилось и без поломок: одна из последних была в 2018 году, когда «Коммунар» перестал работать прямо посреди Северной Двины). Работал он на четырех линиях: Архангельск — Вавчуга, Архангельск — остров Хабарка, Архангельск — Конвейер, Архангельск — остров Кего.
Интересно, что история «Коммунара» началась не в 1940 года, а гораздо раньше. В 1930-е годы в Архангельске еще до теплохода работал пароход «Коммунар». Как сообщают в Северном морском музее, на нем работала паровая машина 1896 года постройки (название у него изначально явно было другим — «Коммунаром» его, скорее всего, прозвали после революции). В итоге и паровую машину, и название перенесли в новый корпус, сделанный на Исакогорском судоремонтном заводе в 1940 году.
Свой последний рейс судно совершило в 2019 году. Позже стало известно о том, что Архангельский речной порт передаст «Коммунара» Северному морскому музею. Так в ноябре 2020-го судно попало на постоянную стоянку у 108-го музейного причала Красной пристани.
В 2022 году его отправили на Архангельскую ремонтно-эксплуатационную базу флота — именно там 83 года назад сделали корпус судна. За год «Коммунару» проварили корпус, сняли слои старой краски и покрасили заново, заменили часть металлических настилов палуб, леерных ограждений, трапов, а также стекла.
После ремонта на судне уже начали проводить мероприятия — первым из них стал концерт живой музыки.
— Сейчас, после завершения основных ремонтных работ, мы планируем использовать палубу музейного теплохода «Коммунар» как музыкальную площадку в весенне-летний сезон, — рассказывает директор Северного морского музея Евгений Тенетов. — Уже состоялся один такой концерт, где выступили архангельские группы «ЛаШу» и «23-я планета». В ближайшее время планируются еще два похожих концерта 15 и 20 августа. Думаю, если позволит погода, концерты пройдут и в сентябре. Сейчас «Коммунар» отреставрирован с внешней стороны и вполне готов к приему таких мероприятий.
«Северная Двина — туристический бренд»
Если внешняя часть теплохода уже приведена в норму, то внутренней еще только предстоит заняться — там сотрудники Севмормузея планируют открыть Музей реки. Пока что они работают над его концепцией и дизайн-проектом. По словам Евгения Тенетова, если всё сложится удачно, то работы с внутренними объемами «Коммунара» начнутся летом 2024 года.
— Архангельск — город с морской историей, один из важнейших центров российского судостроения, а Северная Двина — важная речная артерия страны, — объясняет он. — Общественная жизнь города, особенно летом, сосредоточена вдоль реки, которая объединяет ряд культурных и общественных пространств. Сейчас Северная Двина — не просто важнейший логистический элемент жизни Русского Севера, но и туристический бренд с огромным потенциалом — речные маршруты, яхтинг, регаты и так далее. Музей реки на историческом судне может стать востребованным туристическим и логистическим объектом.
В новом музее собираются рассказывать посетителям об истории речных пассажирских перевозок в Архангельске, о роли пассажирского транспорта и местного судостроения, а также об образе жизни и быте сотрудников речного флота. «Коммунар» в этом плане должен помочь местным жителям заинтересоваться этой темой: множество горожан знают это судно с детства.
— Теплоход «Коммунар» уникален: это один из сохранившихся ярких представителей малых пассажирских судов, выпускавшихся в СССР в первой половине ХХ века, — рассказывает Евгений Тенетов. — За свою 80-летнюю активную жизнь он перевез более миллиона пассажиров. Это не одно поколение северян, четко ассоциирующих свою жизнь с этим судном. Пассажирский речной транспорт всегда играл важную роль в жизни города и региона. Раскрытие этой роли является важнейшей задачей, решение которой возможно с помощью включения в музейную среду речного транспорта.
Директор музея добавляет, что в перспективе на «Коммунаре» не только появится выставочное пространство, но и продолжат проводить палубные мероприятия, концерты и лекции на открытом воздухе.
Кстати, недавно мы рассказывали о деревянном судне «Белуха», на котором пришла в город команда реконструкторов. Они совершили настоящий поход в стиле XVII века — из Вологды в Архангельск. На аутентичное путешествие по рекам они потратили больше месяца — один из них рассказал, с чем они столкнулись за это время.
Еще одно судно, о котором мы писали в последнее время, — «Михаил Сомов». Оно село на мель вечером 24 июля, из-за этого ему на помощь отправился «Профессор Молчанов» с группой водолазов на борту. В итоге научное судно удалось снять с мели 8 августа.