Правительство России утвердило комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года. Как отметил глава Архангельска Дмитрий Морев, впереди большая стройка. Северяне уже не раз слышали реплики про глобальные планы на город-порт, которые перевернут экономику региона, однако довольно большая их часть оставалась на бумаге и в обещаниях. Вот что про новые надежды и громкие слова градоначальника думает депутат областного собрания Александр Гревцов.
Человеку свойственно верить в сказки.
Скажут ему, что люди через 50 лет смогут летать в космос, как сегодня в Москву, он и поверит. Скажут ему, что будет построена железнодорожная магистраль «Белкомур», он и в ладоши захлопает от радости. Скажут ему, что через 15 лет Архангельск станет «городом-портом, каких свет не видывал», он тоже поверит и еще на полном серьезе начнет убеждать всех, что так оно и будет.
А когда пройдут эти 15 лет, никто и не вспомнит, что обещали северянам в 2023 году. А если и вспомнит, то… «обещалкиных» к тому времени и след простынет.
«Вспомните хотя бы "Белкомур", как его еще губернатор Ефремов продвигал, обещал… А сегодня уже официально: проект "Белкомур" — банкрот»
Сейчас же модно городам и областям «задавать вектор» развития. Осваивать бюджетные миллионы. Рисовать стратегии. Разрабатывать пессимистические, оптимистические и базовые сценарии. Но за всю историю Архангельска был только один документ, который оказал определяющее влияние на развитие города. Он был принят в далеком 1963 году и именовался «Постановление Совета министров СССР "О развитии городов Архангельска и Мурманска"». Никаких «сценариев развития», а просто четкие конкретные задачи.
В нем не было «прожектов». В нем советское правительство сказало, сколько жилья должно быть построено, какие предприятия должны быть введены в эксплуатацию, какие социальные объекты (школы, кинотеатры, детские сады и пр.) должны появиться на карте города. Было там и многое другое.
Но, что самое главное, была в том постановлении строчка о том, что Совет министров и Госплан обязаны предусмотреть финансирование выполняемых работ. Никаких инвесторов. Оно и понятно — государство в то время было социалистическим, а экономика плановой. А потом и был реализован тот план, город изменил свой облик, стал современным и комфортным.
«Новый же проект развития порта в Архангельске напоминает, скорее, фантазийную картинку»
Причем ни правительство, ни губернатор ее не рисовали сами. Они просто подняли прошлые стратегии, подняли еще советские идеи и теперь выдают как нечто уникальное. Да нет, господа, всё это уже давно было предложено, и не раз. Ибо стратегии, которые пишутся сегодня, всего лишь попытка реализовать планы, которые не успела воплотить в реальность советская власть.
Вопрос только в том, что советская власть думала именно о развитии территории, а не о прибыли. Потому и строились «планово-убыточные» заводы в тех краях, где у людей нет работы, чтобы закрепить человека на Севере.
Сегодняшний «инвестор» думает только об одном: как быстро отобьются «инвестиции». Если они отобьются, он будет вкладываться и в строительство порта, и в строительство мостов и железнодорожной станции. А если не отобьются, то искать инвестора можно будет вечность.
Или посчитает инвестор, что выгоднее ему вложиться в Мурманский незамерзающий (а значит, не такой дорогой как Архангельск) порт, вот и будет он вкладываться в его развитие.
Так что власти сегодня можно только посоветовать определиться, что для нее важнее: коммерческая выгода или будущее страны. Если главное — деньги, никакого развития не будет. А если мы говорим о будущем, тогда нужно уходить от рыночной экономики к плановой и заниматься именно развитием территорий, а не художественным оформлением стратегий, которые не имеют ничего общего с реальностью.
И еще немаловажный фактор. Сегодня все мы находимся в ожидании «главных выборов».
«А перед выборами, как известно, властям свойственно завышать свои планы»
Так что вполне вероятно, что 18 марта 2024 года все правительственные «прожекты» превратятся в…
Ну вы помните сказку про «Золушку»…
Согласны с автором?
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.