В ближайшие годы в центре Архангельска появится новый жилой комплекс «Кленовые аллеи» — его хотят построить на участке, где была предусмотрена новая школа, между областным судом и налоговой. Теперь образовательного учреждения здесь не будет: правительство региона одобрило инвестиционный проект застройщика.
Пока что на этом месте среди деревьев остается одинокая деревяшка. Дом № 172 к. 1 на проспекте Ломоносова сошел со свай еще в августе 2021 года, но в нем всё еще живут люди. Мы побывали внутри него, пообщались с жильцами и убедились, что в некоторых помещениях обустраивать быт просто невозможно.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.
«Хозяина сейчас дома нет»
Издалека может показаться, что двухэтажка у здания суда не жилая — мало ли в Архангельске таких расселенных домов. Но если присмотреться, то заметны протоптанные к нему дорожки, а у подъездов расчищен снег. Несколько окон явно показывают, что внутри живут люди. Другие, впрочем, наоборот, говорят о том, что внутри очень холодно — промерзли стекла.
По данным ГИС ЖКХ, сошедший со свай дом был построен в 1931 году. 4 августа 2021 года он сдвинулся на 0,5 метра в сторону и осел на землю — жильцы были вынуждены покинуть квартиры, но затем часть из них вернулась. Еще до этого случая он был признан аварийным.
— Экстренная медицинская помощь никому не понадобилась, — сообщали тогда в МЧС. — Под контролем спасателей жильцы дома вынесли личные ценные вещи и документы. На место обрушения были вызваны необходимые коммунальные службы, представители управляющей компании, а также администрация округа.
Первый подъезд выглядит получше, его практически не перекосило. Внутри это типичная архангельская деревяшка: ничем не покрытые бревна стен, почтовые ящики, есть освещение. Разве что на полу накопился мусор и грязь, которую никто не убирает.
Стучимся в одну из квартир на первом этаже, где явно кто-то живет. Женский голос интересуется, что нам нужно. Узнав, что это журналисты, отказывается общаться.
— Я не хозяйка, — объясняет она через дверь. — Хозяина сейчас дома нет, может быть позже будет. Мне сейчас некогда.
«Остальные дома снесли, а его — нет»
Другая сторона дома выглядит намного хуже — именно она опустилась вниз. Это хорошо видно по входу в подъезд: крыльцо осталось на месте, но, чтобы зайти внутрь, нужно пригнуться.
Рядом мы встречаем мужчину среднего возраста, который одет в рваную засаленную куртку. Он представляется Сергеем Березиным и говорит, что никуда не уезжал с тех пор, как дом съехал со свай.
— Свет нам дают, — рассказывает он. — Правда, печки не восстановили, полы так и открыты. Внутри даже, наверное, холоднее, чем на улице. А летом бывает даже жарко.
По словам Сергея, в доме остаются заселены две или три квартиры. В одну из них, по его словам, иногда приходит и живет соседка, которой предоставили другое жилье.
Также он вспоминает, что за несколько дней до того, как дом рухнул, жильцы составляли заявление, что здание находится в опасном состоянии.
— Даже кто-то приезжал, какие-то люди ходили, смотрели, — говорит он. — Мне кажется, посмотрели и сказали: «Нормально всё». После схода не все [жильцы] сразу уехали. Он случился летом, а зима в 2021 году была еще не очень холодной. А вот в 2022-м и сейчас уже холоднее. Почему-то мы не в очереди: остальные дома здесь снесли, а его — нет.
«Обогреватель включить не можем»
Мы просим у Сергея разрешения посмотреть, как сейчас выглядит его квартира изнутри. Он соглашается и ведет нас в подъезд.
— Как-то стыдно показывать… — говорит он, заходя внутрь.
Внутри квартиры пол идет волнами — некоторые доски остались на прежнем уровне, а сам дом опустился ниже. Вокруг холодно и очень грязно. Печка у Сергея не работает. На кухне стоит много грязных кастрюль, в углу — небольшой холмик снега. У розетки в углу стоит небольшая электроплитка с одной конфоркой — на ней хозяин готовит себе еду.
— А как вы отапливаетесь? — спрашиваем у Сергея.
— Да никак, — признается он. — Обогреватель включить не можем, проводка не держит.
— А вода идет?
— Нет, уже три года нет. У соседей, в другом подъезде, кажется, есть. А у нас нет.
— А как же вы моетесь?
— В баню ходим, здесь недалеко, на Логинова, — говорит Сергей.
Туалет в квартире работает, свет в нем горит, но общий дух запустения царит и тут. Состояние других комнат тоже плачевное — кривой пол, мусор и холод. Хорошо, что обходится без крыс — Сергей и сам удивляется, почему они здесь не живут. Бывает, появляются полевые мыши, но за ними охотится пушистая кошка, которая живет с хозяином вместе уже 10 лет. При этом у нее до сих пор нет имени.
— Я ее Безгрешной просто называю. Почему? Потому что все животные — безгрешны, — объясняет он.
«Побывал в маневренном фонде, больше не захотел»
Сергей Березин признается, что он — человек социально не адаптированный. Сейчас он нигде не работает (он замечает — «пока что»), ему помогает материально брат. Между тем, даже за такую квартиру ему приходится платить. В месяц по всем квиткам выходит около 8 тысяч рублей.
На вопрос почему некоторые жильцы так и не уехали из аварийного дома, он отвечает, что некоторые жили здесь почти 50 лет, и им просто привычно оставаться.
— Мы ходили в мэрию, чтобы нам предоставили жилье, но оно нас не устроило — оно в Соломбале находится. Даже не в Соломбале, дальше. Там света даже нет. Туда ехать не хочется. Да и там люди живут пьющие, каждый день скандалы устраивают. Я там побывал один раз, больше не захотел, — рассказывает он.
На вопрос о том, что будет, когда дом все-таки начнут сносить, Сергей задумывается.
— Не знаю… Общежитие, может быть, предоставят, — тихо произносит он.
Редакция 29.RU направила официальный запрос в администрацию Архангельска с просьбой рассказать о статусе этого дома и о том, почему он до сих пор не расселен.
Что известно о строительстве ЖК «Кленовые аллеи»
Для строительства дома собираются отдать участок в 14 513 квадратных метров. На нем хотят возвести один многоэтажный дом с подземной парковкой. Не менее 30 квартир планируют передать в государственную собственность для переселенцев из аварийного фонда и детей-сирот.
Планируемый объем строительства составляет около 29 тыс. квадратных метров, в том числе, от 20 до 23 тыс. квадратных метров жилых помещений. Дополнительно будут выполнены работы по благоустройству территории вдоль проспекта Ломоносова. Общая стоимость составляет 1,36 млрд рублей.
Инициатором проекта является АО «СЗ «Дельта-Строй»». Компания зарегистрирована в сентябре 2023 года в Архангельске. Учредитель — Владимир Водовозов. Гендиректор — Александр Толочко, которому принадлежит еще несколько компаний: «Альфа-Строй», «Бета-строй» и «Строй-Комплекс». Последняя стала известна в Архангельске из-за скандала с расселением переулка Водников, где жильцы недовольны выплатами за их квартиры. Всего в городе «Строй-Комплекс» заключил три договора на развитие территорий.
В Минэкономразвития указывают, что инвестиционный проект признали соответствующим критериям областного законодательства. Строительство будут вести полностью за счет средств инвестора. Ввести в эксплуатацию новый ЖК планируют в конце декабря 2027 года.