Деревянные дома — и бренд, и проклятие Архангельска. Одними резными домиками восхищаются туристы, а в других кривых и горевших — буквально выживают горожане. Старые деревянные дома постепенно исчезают, на их месте активно растут многоэтажки. При этом Владимир Путин предложил переселять людей из ветхого жилья в новое — деревянное. Каким оно должно быть? И что делать с тем жилфондом, в котором, к удивлению гостей города, есть жильцы? Поговорили об этом с опытным архитектором Дмитрием Яскорским.
Дмитрий Яскорский родился и вырос в Баку, учился в вузе в Волгограде. В 1985 году переехал в Архангельск. Работал в ООО «Гражданпроект», занимающемся проектированием зданий. В 1990 году получил должность главного художника Архангельска, а затем в течение 10 лет работал главным архитектором города. С 2000 по 2019 год — главный архитектор Архангельской области. Спроектировал и следил за постройкой Михаило-Архангельского кафедрального собора, возведение которого называл делом всей своей жизни.
«Отказываться от деревянных домов Архангельску нельзя»
Деревянные дома могут ассоциироваться с пережитком прошлого и неустроенностью. Часто в них нет водопровода, канализации и центрального отопления. Быт в таких условиях похож на деревенский и отнимает у горожан много времени. К тому же дерево гниет и хорошо горит. При таких вводных, кажется, что заменять деревяшки комфортабельными новостройками — это правильная мысль. Однако опытный архитектор Дмитрий Яскорский считает, что деревянные дома в Архангельске нужно не только сохранять, но и строить.
— Деревянные дома — это наша история, и они в Архангельске обязательно должны оставаться. Отказываться от них — это нонсенс. Дерево — это местный строительный материал, и им нужно пользоваться. На той же Кубани деревянные дома являются большой редкостью, потому что лес там хоть и растет, но не в таком количестве как у нас на северо-западе. Там другие местные строительные материалы.
По словам архитектора, главной проблемой деревянных домов является фундамент, который при желании можно довести до ума. Тогда жилища будут безопасными и долговечными.
— Просто нужно понимать, что главной проблемой деревянных домов в Архангельске всегда были именно несущие конструкции, гниющие деревянные сваи, из-за которых со временем дома «падали». Но, если деревянные дома стоят на нормальных фундаментах из бетонных свай, они могут стоять и 100 и 150 лет совершенно спокойно. Таких домов в Архангельске тоже много.
«Почему деревянные сваи не выдерживают»
По словам Дмитрия, большинство ветхих домов построены на деревянных сваях, которые не выдержали проверку временем и изменения в городском благоустройстве.
— Есть моменты, которые способствовали тому, что дома начали падать десятками. Раньше в Архангельске не было ливневой канализации и вода не уходила с дорог и улиц. Были только открытые канавы, но они были неудобны для людей. Грунтовые воды при этом были почти на почти на поверхности. Копнешь 1–2 раза, и уже вода. После того как по центральным улицам Архангельска проложили ливневую канализацию, грунтовая вода опустилась на 2-метровую и больше глубину.
Оказалось, что в сухой земле дерево гнет быстрее, чем во влажной.
— Как ни странно, деревянные сваи прекрасно ведут себя и нормально функционируют, когда полностью находятся во влажной среде. Такой естественный процесс у древесины. Поэтому, когда земля высохла, благодаря эффективной работе ливневой канализации и сваи оказались вне влажной среды, дома начали массово съезжать со свай. Это можно наблюдать на Выучейского, Суфтина, в центре города. Везде, где закладывалась ливневая канализация, сваи начинали гнить, а дома «ехать».
По словам архитектора, сохранить дома с деревянными сваями можно только одним способом. Он трудный, но выполнимый.
— Как спасать эту ситуацию? Нужно менять деревянные сваи на бетонные, другого варианта тут нет.
«Деревянные дома можно модернизировать»
При этом, поясняет Дмитрий, жизнь в деревянном доме может быть комфортной и соответствовать требованиям современности.
— Инженерное оборудование в этих домах, конечно, желательно приводить к современным стандартам. Их можно модернизировать.
Если же возможности модернизировать старый дом нет, то даже такую неприятность, как туалет прямого падения, по словам архитектора, можно пережить.
— Трагедии я здесь не вижу. Что касается туалетов прямого падения, в просвещенной Европе это до сих пор является разумеющейся нормой во многих поселениях. В этом плане у нас не всё так плохо. Да, это не очень приятно пахнет, да, это не так гигиенично, как «ватерклозеты», пришедшие к нам опять-таки из Европы. Но при разумной и правильной эксплуатации такие самопадные туалеты могут быть и в двухэтажных, и даже в трехэтажных домах, я лично здесь ничего страшного не вижу. Поэтому тут вопрос содержания надлежащего этих туалетов — вот он стоит на первом месте. Нужно говорить именно о культуре их содержания.
Дмитрий считает, что при правильной эксплуатации туалет прямого падения может быть довольно комфортным.
— В первую очередь нужно вовремя и системно проводить не только очистку, но и, самое главное, делать максимальную дезинфекцию. И необязательно это делать хлоркой, из-за которой иногда невозможно дышать и запах которой всем нам известен с советских времен. Сейчас есть много отечественных препаратов для санитарной очистки выгребных ям. Это огромный рынок, на котором есть много различных предложений. Если и жильцы, и управляющие компании будут относиться к содержанию уборных ответственно, то всё будет хорошо.
Впрочем, по словам эксперта от туалетов прямого падения всё равно нужно уходить.
— В новых домах, конечно, нужно проводить центральную канализацию. Это даже не обсуждается.
«Людей нужно переселять туда, где есть хотя бы канализация»
Дмитрий Яскорский соглашается с мнением Владимира Путина о том, что в Архангельске нужно строить новое жилье из дерева. Однако поясняет, что к такой инициативе нужно подходить с умом.
— С идеей строить новые деревянные дома в Архангельске я полностью согласен. Но в любом случае вопрос возникает: «где строить?». Будем ли мы строить такие дома, скажем, в центре города? Ну очевидно, что нет. Малоэтажная застройка уместна на окраинах, например на Зеленце, на Левом берегу, в Маймаксе. Люди там привыкли жить, постоянно пользуясь землей и огородами, многоэтажная застройка там просто не нужна. А вот маленькие деревянные дома — почему нет? Тем более что сейчас есть эффективные утеплители с вентилированными фасадами. Это будут теплые дома.
Главное, говорит Дмитрий чтобы окраины были доступны.
— Другое дело, что надо исходить из того, где эти дома все-таки строят. Там, где люди не просто живут, а там, где есть работа. Чтобы людям не приходилось тратить на дорогу несколько часов каждый день. А уж какого типа дома в таких местах строить, это уже должны определять и горожане вместе с городскими властями.
Эксперт также отметил, что проблему ветхих деревяшек нужно решать комплексно, переселяя людей с труднодоступных окраин ближе к центру города.
— Ветхий деревянный фонд с самопадными туалетами находится в основном на островных территориях. На Хабарке, на Бревеннике. Оттуда давно людей надо переселять. Там нет работы, а до города добираться трудно. Людей надо переселять на материковую часть Архангельска. Туда, где есть хотя бы канализация.
Напомним, уже более 200 деревянных домов в Архангельске входят в программу комплексного развития территорий. Жильцы домов под снос выходили на митинг: они остались недовольны условиями. Людям предложили компенсацию 60 000 рублей за квадратный метр, но новое жилье будет стоить дороже. Люди просили внести поправки в Жилищный кодекс, чтобы выплата была больше. Региональные власти заявили, что помогут выйти на федеральный уровень. Часть предложений запланирована к рассмотрению Государственной Думой на весенней сессии.
Больше узнать о застройщиках и о том, сколько домов они расселяют, можно в отдельном материале.
Всю информацию по теме мы собираем в отдельном сюжете.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на площадках 29.RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.