Юрий Яковлев 10 лет назад столкнулся со страшным диагнозом — ему поставили рак простаты 2-й стадии. При этом никаких болей он не испытывал: недуг показали анализы. Врачи убедили Юрия, что ему нужна операция: без нее он мог умереть. Мужчине пришлось пережить три вмешательства хирургов, пройти долгую гормонотерапию. Было больно, неприятно, сложно, но Юрий не сдался. Сегодня он с гордостью заявляет, что победил болезнь, а своим опытом считает важным делиться с другими людьми.
Поговорили с Юрием подробно о том, сложно ли было принять диагноз, как проходило лечение и что помогает ему сегодня быть оптимистом и радоваться жизни.
Трудный 2012-й!
С Юрием из Оренбургской области мы познакомились через проект «Здоровое Поморье»: в сентябре его организаторы проведут акцию для мужчин 45+. Они смогут бесплатно сдать анализ на ПСА и пройти УЗИ простаты, если анализ окажется плохим. Это поможет предупредить развитие рака простаты на ранней стадии, вовремя заняться лечением.
История Юрия Яковлева как раз о том, как важно вовремя распознать болезнь. Он столкнулся с ней в свои 63.
2012 год был тяжелым, вспоминает наш собеседник: у него умерла супруга. Переживал, а тут новый удар — рак. Юрий никогда не думал, что это может настичь и его. Хотя про заболевание знал не понаслышке.
— У меня от рака простаты умер друг. Я сопровождал его в Москву — отвез в республиканский онкоцентр. Но там уже ничего не могли сделать: у него была 4-я стадия. Через 3 месяца после поездки в Москву он умер, — говорит Юрий Яковлев.
Новость о собственном диагнозе его ошарашила. Случившееся не укладывалось в голове еще и потому, что никаких сигналов организм не подавал. Чаще при раке простаты у мужчин затрудняется мочеиспускание, появляются боли внизу живота. Юрий же чувствовал себя хорошо.
«Струя ослабла, а всё остальное было в норме. Никаких болей я не испытывал при мочеиспускании»
Анализ на ПСА при этом выявил, что показатель превышен примерно в 12 раз: при норме 4 нг/мл он был 50.
Анализ крови на простатический специфический антиген (ПСА) — простой анализ, позволяющий выявлять патологии предстательной железы, включая раковые.
Всё выяснилось, когда Юрий пришел на медицинскую комиссию для водителей: в тот момент его дочь купила машину, ему нужно было восстановить права.
— На моей карточке прямо на корке было написано: «Срочно посетить врача, потому что есть подозрение на рак простаты», — рассказывает пенсионер.
Но важная деталь в том, что эта надпись появилась еще в 2008 году. Тогда Юрий сдал анализы, но вскоре решил на время переехать к своей дочери в другой регион: найти его и сообщить о возможной онкологии врачи не смогли. К 2012-му ситуация ухудшилась: ПСА вырос, а диагноз подтвердился.
Операции и два года на гормонах
Юрий вспоминает, что сначала даже задавался вопросом, нужна ли ему операция, если его ничего не беспокоит. Из поликлиники в родном поселке Тюльган его отправили в Оренбургский онкодиспансер. Там врач убедил, что без операции опухоль будет расти, а стадия повышаться: тогда помочь медики уже не смогут.
— Я спросил, какие гарантии дает операция: мне сказали, что минимум 8 лет я проживу, — рассказывает Юрий.
«Летом 2020 года было 8 лет со времени операции. Я чувствую себя хорошо»
Врачи удалили ему предстательную железу вместе с опухолью. На подготовку к операции ушло 10 дней, на восстановление в стенах больницы после — всего 7. Юрия выписали, так как врачи посчитали, что восстановление идет хорошо.
После работы хирургов ПСА у него был 0,1 нг/мл, чтобы это значение не повышалось, мужчине назначили гормонотерапию — на 2 года. За это время наш собеседник набрал вес, из-за чего стало сложно даже нагнуться — пришлось забыть про обувь со шнурками. Также из-за приема препаратов он лишился части волос на теле.
В 2014 году потребовалась новая операция: у Юрия обнаружилась водянка яичка (в нем скопилась жидкость), и это доставляло боль и неудобства. Однако от проблемы операция не избавила: в 2016 году ему сделали двухстороннюю орхиэктомию, то есть удалили яички полностью. С этим изменением, говорит Юрий, он смирился довольно быстро: «Пенсионер уже, всё в порядке».
После состояние нашего героя стабилизировалось: в 2016 году ему отменили все препараты и лечебные процедуры. Врачи сказали обратиться к ним, если ПСА повысится до 4 единиц.
Юрий признает, что, бывало, его состояние ухудшалось. Так, в начале 2017 года он сдал анализ на ПСА, результат оказался неутешительный — 6,7 нг/мл. Но мужчина решил не бегать по врачам, а взять ситуацию под свой контроль: он перешел на постную пищу, отказавшись от сладкого и животных жиров и белков, стал больше гулять и посещать службы в храме. Последнее он делал и раньше, говорит, болезнь привела его к Богу: с дочерьми Юрий ездил по святым местам в Москве, а сейчас посещает службы в храме своего поселка.
Храм, дача и свой блог про болезнь: как изменилась жизнь
Юрий считает, что справился со смертельной болезнью достойно. По его мнению, спасло то, что он задолго до случившегося расстался с вредными привычками: отказался от алкоголя и сигарет, хотя курил 38 лет.
До болезни он старался быть активным: закалялся, но любил и попариться в бане. Сегодня он тоже ведет здоровый образ жизни, но от бани, например, пришлось отказаться — врачи запретили перегревания.
— Я пересмотрел свой рацион. У меня есть сад и огород: овощи и фрукты ем оттуда. Из мяса позволяю себе только курицу. Фактически придерживаюсь постного меню.
Среди увлечений нашего героя сейчас: работа в огороде, общение в храме. А еще он ведет собственный сайт, где в том числе детально рассказывает свою историю болезни и лечения.
Юрий — продвинутый дедушка. Уже будучи на пенсии, в 2010 году, он решил найти работу в Сети: подключил стабильный интернет и начал осваиваться — стал копирайтером. Увлекло так, что теперь он хоть и не пишет тексты на продажу, о своей жизни на сайте рассказывает с удовольствием.
К слову, история про рак простаты оказалась интересной и полезной для читателей Юрия: в комментариях ему часто пишут слова поддержки, а еще обращаются за советом.
— Ко мне было уже около 10 просьб помочь советом: в основном пишут дети, у которых отцы или дедушки болеют. Люди спрашивают, как лучше поступить, но я же не врач, — резюмирует Юрий.
«Совет один: нужно обращаться к специалистам — урологам, онкологам»
Он убежден, что после 40 лет мужчинам обязательно нужно проверяться. Насколько это важно, он оценил на собственном примере.