Здоровье проблема Северянина после инсульта везли до больницы 17 часов: разбираемся, что с медициной в глубинке

Северянина после инсульта везли до больницы 17 часов: разбираемся, что с медициной в глубинке

Как организована медпомощь в Верхнетоемском районе, где это произошло, — ответили в Минздраве

Верхнетоемский округ — это большое количество небольших поселков и деревень. К сожалению, получить медпомощь здесь бывает довольно трудно

Жительница Архангельска рассказала о печальной ситуации с медициной в Верхнетоемском округе, где живут ее родители-пенсионеры. Этим летом у ее отца случился инсульт, после чего он долгое время ждал помощи от медиков. Сначала скорая ехала около 4 часов в их небольшой поселок Ламбас. Затем северянина пришлось переправлять на пароме через реку и уже оттуда на автомобиле реанимации везти до Котласа. Всё это продолжалось с раннего утра и до вечера.

В округе не хватает медицинских кадров, нормальных дорог и транспорта. Рассказываем подробнее, как была организована помощь северянину, а также что говорят об этой проблеме в региональном Минздраве.

Обо всем важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — по каналу в Telegram.

«Большая часть поселков — без медицинского персонала»

Верхнетоемский — один из южных округов Архангельской области. Здесь нет крупных городов, только сёла, деревни и поселки. Есть среди них и достаточно большие населенные пункты, а есть совсем маленькие. Население округа, по данным на январь 2023 года, — 11 299 человек (для сравнения, население Архангельска — 298 617 человек).

Архангелогородка Надежда Суслонова выросла в здешнем поселке Ламбас, а затем уехала из округа. Но она продолжает поддерживать связь и с родственниками, и с друзьями, которые остались в глубинке. Больше всего местных сейчас беспокоит проблема медицинской помощи.

По словам Надежды, раньше в районном центре — селе Верхняя Тойма — в полную силу работала центральная больница. Она есть там и сегодня, но, как утверждает северянка, теперь это небольшой терапевтический стационар с единственным на весь район врачом-терапевтом.

— Он работает в стационаре, на прием его не запускают, — говорит она. — Больше там нет ни одного узкого специалиста и ни одного врача, работают фельдшеры и медсестры (эту информацию не подтверждают в Минздраве, об этом мы пишем ниже. — Прим. ред.). Моя родина, поселок Ламбас, находится в 100 километрах от Верхней Тоймы. У нас нет врача, нет вообще никакого медперсонала. Там живет порядка 100 с чем-то человек — в основном, естественно, возрастные люди, которым нужна медицинская помощь. В нескольких соседних населенных пунктах есть медсестра или фельдшер, но большая часть поселков вообще без медицинского персонала.

Карта Верхнетоемского района. Верхняя Тойма, где находится центральная больница, располагается возле паромной переправы

Надежда рассказывает, что ближайший к Ламбасу фельдшер работает в Согре, которая находится в 20 километрах. Но до местного ФАПа нельзя доехать — к деревне ведет пешеходный мост. Но и в другую сторону, до Тоймы, бывает трудно добраться.

— В районе очень много поселков, но очень плохие грунтовые дороги, — продолжает она. — После Верхней Тоймы до Двинского дорога асфальтовая, а дальше идут грунтовки. Когда сухо или когда зима, там можно проехать на легковой машине, в остальное время — практически невозможно. А единственная в районе аптека, к слову, есть только в Тойме.

«Позвонила в 3:30 — прибыли в 7:30»

Отцу Надежды в этом году исполнится 65 лет. Большую часть из них он отработал шофером на местной лесозаготовке, а еще он известен как тот, кто может довезти местных жителей куда нужно на своей «буханке». Он же, как единственный владелец автомобиля, привозит соседям лекарства и другие нужные вещи. Теперь же, когда сам водитель заболел, его некому оказалось довезти до врачей.

Первый инсульт случился с пенсионером 8 мая, когда он был в Архангельске после операции. Из-за этого он еще некоторое время находился в областном центре и проходил реабилитацию. А когда она закончилась — вернулся домой.

— Второй инсульт произошел уже 22 июля, — говорит Надежда. — Он закричал в 3 часа утра. Мне позвонила мама: «Надя, у папы, по ходу, второй инсульт». Что делать? Врача в Ламбасе нет.

Мать Надежды звонила в ближайшее место — в Согру, — потому что там есть фельдшер.

— Но это была пятница, а фельдшер тоже человек, она отдыхала. До нее не могли ни дозвониться, ни достучаться, — с сожалением говорит Надежда.

Родной дом Надежды в Ламбасе, где проживают ее родители

Надежда, находясь за много километров от родителей, тоже стала искать медиков, которые бы могли помочь отцу.

— Я понимала, что скорая может быть только в Верхней Тойме, — объясняет она. — Дозваниваюсь, с горем пополам, до больницы. Там мне говорят: «Это должен делать следующий поселок Двинской». Звоню в Двинской, там говорят: «Мы сейчас узнаем всё у Тоймы». Вышло так, что я им позвонила в 3:30, а в итоге они прибыли в Ламбас в 7:30. Как я понимаю, скорая из Двинского поехала сначала в обратную сторону, в Тойму. Там они заправились, потому что заправка есть только там, забрали бумаги и потом только поехали в Ламбас.

Медики забрали отца Надежды и отвезли в Верхнюю Тойму, где его осмотрел терапевт и принял решение вызвать реанимацию из Котласа. Для этого пенсионера пришлось переправлять через реку на пароме и уже на другом берегу перекладывать в машину реанимации.

— Уже на реанимобиле примерно в 20 часов он попал в реанимацию в Котласскую ЦРБ, — поясняет Надежда. — Хорошо, что у моих родителей есть кому им помочь. Мы сняли квартиру в Котласе, отправили туда маму. Она сходила к главврачу, попросила, чтобы ее пускали к папе. Так она к нему ходит в больницу, и от нее мы получаем информацию. Там, кстати, тоже один невролог на всех, к ней очень сложно попасть.

В Ламбас на машине въехать можно, а вот в соседнюю Согру, например, уже нет — туда ведет пешеходный мост

«Медики к папе будут ездить или он к ним?»

Сейчас отец Надежды чувствует себя уже лучше. Но появились другие проблемы: пенсионеру нужно получить инвалидность, а для этого его должны наблюдать медики, которых в Ламбасе нет.

— Его должны наблюдать и потом принять решение о получении инвалидности, — говорит Надежда. — Смысл в том, что папа, живя у себя в поселке, не получает никакого наблюдения. Там просто некому за ним наблюдать. Я звонила в областной Минздрав и задала вопрос: «Если его три месяца никто не будет наблюдать, не будет ли это причиной того, что вы ему не дадите инвалидность?» Перезванивают через три дня: «Его должны наблюдать в Тойме». Но до Тоймы путь в 100 километров по грунтовой дороге, рейсовых автобусов там нет. Спрашиваю: «Медики к папе будут ездить или он к ним?» Говорят, что должен он ездить.

Вид на Ламбас с высоты птичьего полета

Так как условий для этого в округе нет, а пациент после инсульта с трудом ходит, в итоге Надежде предложили оставить отца под надзором врачей в Архангельске.

— То есть человек, проживающий всю жизнь на территории Архангельской области, имея там дом, отработав там всю свою жизнь на благо государства, не имеет права там получить помощь, — рассуждает Надежда. — Но люди там продолжают жить. Даже если их там останется человек 10, они что, не имеют права на врача? Да хотя бы на медсестру! Они что, не заработали, не заслужили? Получается, что житель Архангельска имеет право на инвалидность после инсульта, а житель области — нет.

Общение с Минздравом

Возмущенная этим случаем, Надежда опубликовала гневный пост на своей странице во «ВКонтакте». К вышеупомянутой истории архангелогородка добавила рассуждения о подготовке новых врачей еще со школы.

— Чтобы поступить на медика, нужно учиться в 10–11-м классах с направлением химбио, на остальных направлениях химию и биологию просто не преподают, — приводит она пример со своей дочерью. — В городе всего несколько школ было с таким направлением, и нам пришлось переводиться из своей, а в деревне куда переводиться? Итого у ребят из деревень просто нет возможности учиться, даже если есть желание стать врачом и вернуться домой лечить своих же близких!

На этот пост ответили в Минздраве Архангельской области. В их комментарии нет конкретики по поводу долгой доставки пенсионера в больницу, но указано, как именно они помогают медицине в Поморье.

— На модернизацию первичного звена здравоохранения ежегодно тратится более миллиарда рублей, — указывает Минздрав. — Средства направляются на строительство новых и модернизацию имеющихся объектов здравоохранения, приобретается высокотехнологическое оборудование и автомобильный транспорт, что повышает доступность медицинской помощи для населения. Министерством здравоохранения и государственными медицинскими организациями Архангельской области постоянно проводятся мероприятия по улучшению кадровой ситуации.

Скорая помощь доехала до Ламбаса спустя четыре часа, а до Котласа северянина довезли вообще вечером

Надежда в ответ на эту информацию предложила министерству отследить цепочку, по которой человек с инсультом добирался долгое время по бездорожью до медицинской помощи.

— Деньги огромные выделяются, а люди живут хуже, чем в 1991 году! — заметила она.

«Действительно, нехватка кадров»

Мы также обратились с региональный Минздрав с просьбой прокомментировать случай с пенсионером. Исполняющая обязанности министра Жанна Пылаева мало рассказала об этом инциденте, но пояснила, что подобные больные из Верхнетоемского округа по правилам госпитализируются именно в Котласскую ЦРБ.

По информации ведомства, в Верхнетоемском районе работает одна больница, 24 ФАПа и четыре врачебных амбулатории. В Верхней Тойме есть станция скорой помощи, а в Двинском — подстанция: для выездов есть пять автомобилей, на которых работает две фельдшерские бригады. В поликлинике, как утверждают в Минздраве, ведут прием участковый терапевт, невролог, отоларинголог, офтальмолог, акушер-гинеколог, два участковых педиатра и два фельдшера. Также в ответе указывают, что медпомощь жителям Ламбаса оказывает фельдшер Горьковской врачебной амбулатории.

Главное, с чем соглашаются в Минздраве, — недостаточное количество медиков в глубинке.

— Действительно, в настоящее время в Верхнетоемской ЦРБ существует нехватка медицинских кадров, — признает Жанна Пылаева. — Доступность медицинской помощи сельским жителям связана с кадровым дефицитом, существующим не только в государственных медицинских организациях Архангельской области, но и в медицинских организациях других регионов РФ. В настоящее время в Архангельской области действует системный пакет мер по привлечению и закреплению медицинских работников.

В Минздраве Поморья признают, что в округе не хватает медиков

Сейчас в СГМУ обучаются 12 будущих медиков, которые затем должны будут вернуться для работы в Верхнетоемской больнице.

В период с 2019 года по 2022 год в Верхнетоемской ЦРБ приступили к работе 9 молодых специалистов, обучавшихся в рамках целевой подготовки. В 2023 году планирует приступить к работе врач-стоматолог. В 2024 году планируется трудоустройство врача-хирурга. Также с выпускниками 2023 года заключены договоры о целевом обучении в ординатуре по специальностям «хирургия», «акушерство и гинекология» — трудоустройство в 2025 году, — указывает Жанна Пылаева.

По поводу большого времени на доставку пациентов в ответе министерства ничего нет. А по вопросу оформления инвалидности пенсионеру из Ламбаса в министерстве просто подтвердили, что такого пациента действительно должны наблюдать врачи. Как рассказала 29.RU дочь пенсионера Надежда Суслонова, отец всё-таки вернулся домой в поселок и один раз уже ездил в больницу Верхней Тоймы — в этом ему помогал сын, который специально для этого приезжал к родителям.

А вы сталкивались с проблемой вызова медиков в районах Поморья? Напишите об этом в комментариях или обратитесь в редакцию 29.RU в наших соцсетях. Мы готовы рассказать о вашей проблеме.

Что еще почитать о здравоохранении в Поморье

  • Жители деревни Пустошь тоже жалуются на медицину: во время летнего отпуска фельдшера обращаться за помощью попросту не к кому, говорят они. На это ответили в Минздраве.

  • Заслуженный врач РФ Леонид Зубов ответил, есть ли у жителей Архангельской области преимущества по здоровью в сравнении с южанами, а также — чем чаще всего здесь болеют.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
21
ТОП 5
Мнение
Архангелогородка не ест мясо: чем она питается
Анонимное мнение
Мнение
Хотите помочь и этим убиваете: научный сотрудник рассказала, можно ли кормить птиц в Архангельске
Анонимное мнение
Мнение
Вы это замечали? Набережная Архангельска, где есть целый граффити-вернисаж
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Мой лучший пиджак — с мусорки»: журналистка 29.RU рассказала, как экономит на одежде
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления