Мой дом Городская среда, за которую стыдно проблема «На нашем доме будто шапка-невидимка»: как семья из Бакарицы борется за переселение из аварийки

«На нашем доме будто шапка-невидимка»: как семья из Бакарицы борется за переселение из аварийки

В Архангельске сменилось уже три мэра, а Ивановы всё еще живут в почти столетней «деревяшке»

Мы побывали в гостях у семьи Ивановых, которые никак не могут дождаться переселения из неблагоустроенного жилья

Дом семьи Ивановых, к которым мы поехали в гости на Бакарицу, видно с дороги сразу: он большой, двухэтажный, деревянный и покосившийся. Ему почти 100 лет. В 2019 году его официально признали аварийным, хотя жилье Михаила Александровича считается непригодным для постоянного проживания еще с 2013 года.

То есть уже около восьми лет пенсионер ждет переселения: он ходил на приемы к мэрам, писал письма в администрацию, судился. Теперь отчаявшаяся супруга Михаила Александровича говорит, что они собираются ехать стыдить архангельские власти в программе на Первом канале, раз ничто другое не помогает. Пока же Ивановы рассказали свою печальную историю, которая типична для многих жителей архангельских «деревяшек», нам. А мы спросили у администрации, когда же всё-таки семья сможет переехать (спойлер: совсем нескоро).


«Всё трясется, как будто у нас Токио какое-то»

Дом по адресу улица Нахимова, 2, по словам Михаила Иванова, построен в 1927 году. Хотя в документах указано, что чуть позже — в 1930-м. Михаил Александрович живет в нем с шестимесячного возраста — его сюда привезла из Смоленской области мама в 1947 году. Правда, тогда тут была коммуналка, и они с матерью жили в самой маленькой комнатке. Всего в квартире обитали восемь семей, жили дружно, а Исакогорская лесобаза, которая и выдавала жилье, следила за своими домами — делали все нужные работы и вовремя, как вспоминает теперь с завистью к старым порядкам пенсионер.

Так сейчас выглядит дом № 2 по улице Нахимова

Сейчас Михаил Александрович проживает в квартире № 3 с супругой Галиной, а также с одной из дочерей, Светланой. Тут же прописаны еще одна дочь, Наталья, и внук Егор. Живут в доме еще несколько семей. Оба крыльца покосились, у жильцов проседают печки, из-за чего их становится невозможно топить. У одной из соседок печь вовсе убрали, и ситуация с домом в целом стала еще хуже.

Михаил Иванов на покосившемся крыльце своего дома

В квартире Ивановых прохладно. Галина ходит по квартире в валенках. В ее комнате также практически постоянно включен обогреватель.

— Еще в том году приезжали специалисты МЧС, составили акт о том, что печки аварийные, их топить нельзя. В соседнем подъезде уже все рухнули, почему дом и тянет в ту сторону. Но там живут собственники и только один человек в муниципальной квартире, — рассказала Светлана.

Печки и стены в доме давно пошли трещинами

Но не топить печки нельзя. Раньше в доме было отопление по трубам, но их срезали еще в 1993 году. Михаил Александрович показал нам заметку в местной газете по этому поводу, куда он жаловался. Он хранит ее вместе со всеми документами.

Стены пошли трещинами, делать ремонт в этом жилье уже бесполезно

Перекошены и стены, и дверные проемы, также у них в квартире треснули стеклопакеты — вероятно, из-за подвижек свай. Окна квартиры Ивановых выходят на железную дорогу.

— Ночью здесь ходят груженые составы, и у меня в комнате, например, посуда хороводы водит. Всё трясется, как будто бы у нас Токио какое-то или подземка рядом, — рассказала Светлана.

Она полагает, что это соседство добавляет опасности, ведь аварийный их дом от таких «трясок» может еще быстрее сойти со свай.

Стеклопакет треснул — вероятно, от подвижек свай

Управляющая компания «Заречная», по словам жильцов, работает «отвратительно». Михаил Александрович показал квитанцию — у них многотысячный долг, который он объясняет так: за услуги по содержанию дома, которых по факту нет, платить не хочется. Ежемесячно семья оплачивает только тысячу рублей — столько брали за содержание в 2015 году. Потом, считает пенсионер, начали необоснованно прибавлять. Сейчас, судя по квитанции, за содержание дома просят почти 1800 рублей в месяц.

— За что тут платить? Ничего же не делают. Вот сейчас листовки нам клеили, что в связи с пандемией будет дезинфекция. Но мама с папой же постоянно дома: никого тут не было. Кроме бездомных котов, которых подкармливаем, никто не приходит, — отметила Светлана.

Почти все двери в квартире уже не влезают в свои проемы и не закрываются до конца

— Я сам колонку чищу, все мосточки вычищаю и дыры латаю, ремонтирую печки и трубы. А когда мы в УК как-то делали запрос, нам прислали в ответ бумагу: оказывается, у нас есть дворник! Но мы что-то его ни разу не видели, — добавил Михаил Александрович.

Горячей и холодной воды здесь нет. Ивановы ходят на колонку с ведрами, а мыться ездят в муниципальную баню в район Дамбы (платят 295 рублей за помывку).

Мэры меняются, а проблема не решается

Переписку с чиновниками по поводу своего жилья семья Ивановых ведет с 2013 года. Именно тогда межведомственная комиссия от администрации города признала комнату № 1 в квартире № 3, где зарегистрирован Михаил Александрович, непригодной для проживания, а проведение капремонта — экономически нецелесообразным.

У Михаила Александровича полно документов, согласно которым он и его семья уже должны были быть переселены

— Дом неблагоустроенный, оборудован печным отоплением, электроосвещением. Последний капремонт дома производился в 1971 году. По данным Архангельского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ», по состоянию на 20 декабря 2011 года физический износ здания составляет 67%, — сказано в заключении комиссии от 2013 года.

В этом же документе перечислены все недостатки дома, которые не позволяют в нем жить людям дальше, говорится, что требуется расселение.

Отрывок из заключения акта по обследованию дома в 2013 году

В 2014 году суд, куда обращался за справедливостью Михаил Иванов, обязал мэрию Архангельска предоставить ему благоустроенное жилье по договору соцнайма вне очереди. Однако с тех пор прошло уже восемь лет, а Ивановы всё еще не сменили адрес, решение суда не исполнено. За это время в Архангельске сменилось три мэра: сначала был Виктор Павленко, затем администрацией руководил Игорь Годзиш, с недавних пор глава города — Дмитрий Морев. К первым двум Ивановы обращались письменно или лично.


— Обращался я в администрацию, они только отфутболивают: «Ждите, ждите, ждите». К Годзишу на прием ездили в 2016 году, велели ждать. На время предложили только нам маневренное жилье на Дамбе, через речку домик: по 6 квадратных метров на человека. А там в таком же состоянии жилье, хуже нашего, — рассказал пенсионер о том, почему семья не стала переезжать.

В 2019 году, уже после визита к Игорю Годзишу, к ним в дом снова приехала комиссия и признала уже весь дом аварийным и требующим расселения. В таком статусе он и существует до сих пор. Были еще суды по искам, которые Ивановы подавали к администрации города. Решение всегда в их пользу, однако это мало помогает делу.

Галина Иванова уже не знает, когда они с мужем и дочкой смогут переселиться в новое жилье. Чиновники не называют никакой конкретной даты

«Указать конкретную дату не представляется возможным»

И несмотря на то что квартира Ивановых признана непригодной для проживания еще в 2013 году, а дом целиком (и с сильным запозданием, как говорят Ивановы) — в 2019 году, его всё еще не включили в региональную программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Это и возмущает семью из Бакарицы больше всего. Они считают, что про них попросту забыли, когда составляли программу.

— Такое ощущение, что на нашем доме шапка-невидимка. Нас не видят, будто мы вообще не существуем. Я недавно ездила к адвокату, и она посмотрела: дом по адресу Нахимова, 14 стоит в программе переселения, а нашего дома почему-то там нету. А по заключению БТИ, кстати, у нас здесь пять домов, в том числе и наш, вообще не существуют, у них в документах всё зачеркнуло было. Другие получили квартиры, а мы как бы остались, — рассказала Светлана.

Кухня в квартире находится отдельно от других комнат, сразу после входа в коридоре. Здесь семья готовит и запасает воду, которую носят из колонки

Чиновники отвечали им, что в программу переселения поквартирно попасть нельзя, должен быть признан аварийным целый дом. Поскольку дом по адресу улица Нахимова, 2 был признан аварийным только в 2019 году, он не вошел в этап программы, которая расселяет людей только из тех домов, которые такими признали до 2017 года. Редакции 29.RU в ответе на запрос по ситуации с семьей Ивановых ответили то же самое.


— Постановлением правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-пп утверждена адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019–2025 годы». В реестр аварийных многоквартирных домов включены многоквартирные дома, признанные в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу вследствие физического износа в период с 01.01.2012 до 01.01.2017. Многоквартирный дом № 2 по ул. Нахимова в г. Архангельске в данную программу не включен, так как на указанную дату аварийным не признан, — так звучит официальный ответ.

Это переписка Михаила Иванова с сообществом правительства области. Как следует из ответа, бюджета на переселение всех нуждающихся не хватает

Таким образом, всё, чего удалось добиться сейчас жильцам, — предложение переехать в маневренный фонд, который их не устраивает по условиям, а также небольшие денежные компенсации. Деньги администрация выплатила за неисполнение судебных решений: как нам ответили в пресс-службе горадмина, Михаил Иванов получал компенсацию дважды, в 2017 и 2019 годах, в сумме 100 тысяч рублей. Приобрести какое-либо жилье взамен опасного на эти деньги пенсионеру невозможно.

Михаилу Иванову сейчас 74 года, за жильем он следит сам в меру возможностей, так как до «управляйки» трудно достучаться

Что касается предоставления другого жилья, то в администрации города нам рассказали, что решение суда по дому № 2 на улице Нахимова находится на исполнении, а вместе с ним у горадмина еще 1305 таких решений, которые исполняются в порядке очереди. Ивановы на данный момент в этом списке на 643-м месте.


— В настоящее время на сайте муниципального образования «Город Архангельск» размещена информация о пустующих муниципальных жилых помещениях, требующих проведения текущего ремонта. При согласии граждан на проведение ремонта за счет собственных средств данное жилое помещение может быть предоставлено во исполнение решения суда. Ознакомиться со списком жилых помещений Иванов М. А. и члены его семьи могут на официальном интернет-портале, — добавили в администрации.

Мы спросили также, могут ли жильцы получить денежную субсидию вместо того, чтобы ждать переселения. Такие субсидии выплачиваются из расчета 36 430 рублей за 1 квадратный метр жилого помещения, однако на них в бюджете на 2021-й и плановый период 2022–2023 годов предусмотрено только 6 миллионов рублей, и на них тоже очередь.

Михаил Александрович и дочь Светлана в коридоре своей квартиры

— При подходе очереди и при наличии денежных средств у администрации муниципального образования «Город Архангельск» для выплаты гражданам субсидий во исполнение судебных актов взамен предоставления жилого помещения по договору социального найма Иванову М. А. будет предложена денежная выплата, — сказано в ответе на запрос редакции.


Кроме того, в горадмине сообщили, что «указать конкретную дату расселения жильцов указанного дома не представляется возможным». В программу по расселению, предусмотренную на 2019–2025 годы, как мы уже говорили, аварийка на Бакарице не попадает. Но семья Ивановых хотела бы восстановить справедливость: они просят всё же включить их дом в эту программу жильцов, чтобы они могли получить жилье как можно скорее, а не ждать времени после 2025 года. Дочь и супруга отмечают, что Михаилу Александровичу сейчас уже 74 года и он и физически, и морально устал бороться с коммунальными неурядицами аварийного дома и постоянно чинить то, что уже давно должно было быть снесено.

Сейчас Ивановы написали от руки письмо на имя губернатора, такое же хотят направить и на имя нового главы Архангельска Дмитрия Морева. Готовится и новый иск в суд. Кроме того, разозленные годами ожидания архангелогородцы собираются обратиться на федеральное телевидение.

— К Гордону поедем! На передачу «Мужское / Женское», в Москву. Пусть там взывают нашу администрацию к ответу, почему мы должны еще до 2025 года тут жить?! — возмущена до края Галина Иванова.

Кот Ивановых, кажется, тоже ждет переселения. Как думаете, дождется?

Редакция 29.RU будет следить, как развивается эта история.

По данным администрации Архангельска, на январь 2021 года на территории Исакогорского и Цигломенского округов в микрорайоне Бакарица аварийными и подлежащими сносу признаны 34 многоквартирных дома, в которых зарегистрированы 903 человека. Многоквартирные дома, признанные в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу вследствие физического износа в период с 1 января 2012 по 1 января 2017 года, подлежат расселению в рамках адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019–2025 годы». Многоквартирные дома, признанные аварийными после 1 января 2017-го, будут расселены при формировании и реализации в последующие годы федеральных программ по расселению домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.


После визита к семье Ивановых мы также прогулялись по зимней морозной Бакарице и показали, как она сейчас живет, — смотрите фоторепортаж Ивана Митюшёва в нашем сюжете «Правда с окраин города». Почитайте и другую резонансную историю, которая связана с проблемой переселения людей из ветхого жилья в Архангельске: молодому человеку с инвалидностью, который проживал в деревянном аварийном доме с ледяной ванной, без воды и туалета, собирали деньги на квартиру жители всей России по инициативе волонтеров. В итоге за сутки ему собрали более двух миллионов рублей, и он смог купить себе новое жилье. Накануне Артём Архипов впервые увидел свою новую квартиру — посмотрите, как это было, в нашем материале.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
118
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Архангелогородка не ест мясо: чем она питается
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления