Сегодня утром сошел со свай дом по адресу Северодвинская, 23. Это случилось уже во второй раз: два года назад упал один подъезд, а сегодня — остальные два. Жильцы много раз пытались решить вопрос с переселением: обращались и в администрацию города, и в прокуратуру, и даже на Первый канал. Здание включили в реестр «опасных домов», но глобально ничего не изменилось. Часть семей разъехалась по съемным квартирам и дачам, а часть — осталась в «аварийке».
Рассказываем, как они во второй раз пережили падение дома и что планируют делать теперь.
«Когда знаешь, что произойдет, особо и не страшно»: как дом упал второй раз
Дом начал падать рано утром, около 07:30. Внутри находились пять взрослых и два ребенка. Услышав страшный треск, они сразу поняли, что происходит.
— Дом просто упал. Он затрещал, поэтому мы все проснулись. Когда знаешь, что произойдет, особо и не страшно. Заранее была собрана сумка с документами и ценными вещами. Потому что мы были готовы к тому, что это произойдет, — рассказал жилец дома Артем.
Артему и его семье предложили маневренное жилье, но совсем в другом районе.
— Сегодня съездили, посмотрели. Это почти на Объездной. Дом вроде ничего, но то, что он находится вдали от нашего района… Дети ходят в школу здесь, поликлиника здесь у нас. А там, даже чтобы до автобуса дойти, надо полчаса. Это ладно летом, а если зимой? — рассуждает северянин.
От такого маневренного фонда мужчина отказался. Сегодня он и его родные переночуют у знакомых. А дальше, видимо, придется снимать жилье за свой счет. Так делают многие его соседи.
Например, жительница этого дома Алена снимает жилье уже два года.
— У нас ребенку было 10 месяцев, когда дом в первый раз сошел со свай. Наша квартира тут на третьем этаже, и с ребенком тут было страшно находиться, — поделилась она.
Девушке и ее семье предлагали временное жилье на Бревеннике и в Талагах, но с грудным малышом они были не готовы переезжать в удаленные районы.
Еще одна соседка, тоже по имени Алена, тоже переехала в арендованное жилье, потому что маневренный фонд предложили слишком далеко.
— Переехали уже года полтора назад. Нам предлагали варианты, но тоже далеко, а мы тут ходим в 21-ю гимназию, — рассказала она.
Сегодня девушки приехали к своему старому дому, чтобы оценить масштабы бедствия. В старых квартирах у них остались вещи. Но пока им не разрешают их забирать. Дом обнесен сигнальной лентой, а рядом дежурит полиция — следит, чтобы никто не входил в здание, потому что оно еще может осесть.
Электричество тут уже отключили. Но всё равно уезжать из аварийного жилья планируют не все. Например, пенсионер Владимир не хочет оставлять свой дом. Соседи называют его дядя Вова. Ему «восьмой десяток», раньше он работал водителем.
В этом доме дядя Вова живет всю жизнь и вложил в него много сил: сам отремонтировал крыльцо, сам проложил мосточки. На эмоциях он много говорит о политике и о ситуации в стране. Дядя Вова подчеркивает, что он не верит властям и даже не надеется на переселение.
— Куда я поеду, как я всё брошу? Мне надо там одеться, лекарства взять. Нечего и остальным было разъезжаться, надо было палатки всем тут поставить еще два года назад. А то начали жить на дачах, квартиры снимать. Я вот возьму и останусь. Если надо, палатку поставлю, — говорит он.
Пенсионер собирается, несмотря на все запреты, вернуться в свою квартиру. Утреннее происшествие его тоже не сильно испугало. Хотя он даже получил небольшую травму: спасал телевизор, и стекло падающего серванта немного порезало мужчине ухо и шею.
«Беспредел достиг космических масштабов»: что было два года назад
Впервые дом сошел со свай 1 июня 2020 года. Здание признали аварийным только спустя 8 дней. До этого жильцы не могли переселиться даже в маневренный фонд. Кто-то ночевал в своей разрушенной квартире, а кто-то — на улице. Как и советовал дядя Вова, в палатках. Еду тогда готовили на мангале.
Когда начали предлагать временное жилье, жильцы поняли, что оно им совсем не подходит. Например, пожилой женщине с больными ногами предложили жить на четвертом этаже в общежитии.
Тогда несколько жильцов приняли участие в передаче «Мужское / Женское» с Александром Гордоном и Юлией Барановской. У ведущих ситуация вызвала волну возмущения. Александр Гордон жестко раскритиковал администрацию Архангельска за то, что они не смогли предоставить людям благоустроенное маневренное жилье, и предложил властям «просто собрать манатки и уйти».
— Беспредел в Архангельске зашкаливает. Он достиг уже даже космических масштабов, — сказал ведущий.
Однако чуда не произошло. Жильцы дома на Северодвинской новых квартир с удобствами так и не дождались. Хотя определенный эффект после передачи всё же был: здание внесли в список домов, «имеющих угрозу обрушения», а значит, примерная дата расселения жильцов стала ближе.
В городской администрации тогда сказали, что дом находится во втором этапе областной программы переселения. И перспектива жильцов — переселение в 2023–2024 году.
Кстати, после предыдущей публикации 29.RU о доме на Северодвинской прокуратура начала проверку, но люди по-прежнему оставались в аварийном жилье.
«На помощь жильцам направят деньги»: как реагируют на происшествие власти
Сегодня власти вернулись к проблеме переселения из опасного здания. Всего в доме зарегистрировано 56 человек, в том числе 11 несовершеннолетних.
Одна семья уже дала согласие на заселение в маневренное жилье. При этом дом всё еще стоит в очереди на расселение.
— Собственники получат денежную компенсацию, а наниматели — жилые помещения, — сообщили в департаменте городского хозяйства.
Также в горадмине добавили, что часть федеральных денег, которые буквально на прошлой неделе Поморью выделили на расселение домов, имеющих угрозу обрушения, направят на помощь жильцам с Северодвинской, 23.
Сейчас прокуратура снова проводит проверку. А рядом с «деревяшкой» разбирают кирпичное здание. Местные говорят, что на этом участке будут строить многоэтажный дом.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.