17 августа в Архангельске девушка-подросток сбила пенсионерку, проезжая по набережной на арендованном электросамокате. Женщина получила перелом плеча и сотрясение мозга. Это, к слову, не первый подобный случай за лето. Растет и дискуссия вокруг самокатчиков в городе: пешеходы и автомобилисты делятся своими опасениями, любители провести досуг с ветерком защищаются. Мы выбрали самые интересные комментарии читателей 29.RU на тему — узнали, что они думают о проблеме и как предложили бы ее разрешить.
«Пусть ездят по квартире — до туалета и обратно»
Самый распространенный отклик на статью — безапелляционно «запретить электросамокаты!». Естественно, вряд ли такое когда-нибудь случится, но что же предлагают читателя в целях безопасности? Некоторые пользователи Сети высказываются за то, чтобы ввести обязательные права на управление этими транспортными средствами. Среди других предложений — запретить их прокат на набережной и следить за тем, чтобы самокат не выдавали кому ни попадя.
— «Электрички» — зло, ибо являются технически мопедами, но регистрации в ГИБДД не подлежат, — считает Алексей Ионов. — Кикшеринг (система краткосрочной аренды самокатов. — Прим. ред.) — абсолютное зло, ибо дает в руки мопеды людям, которые про ПДД не слышали совсем, опыта управления и анализа дорожной ситуации не имеют.
— [Нужно] запретить прокат электросамокатов. [Разрешить] только личные с официальными правами, — пишет пользователь под ником Пешеход.
— А что, водители авто от необходимости иметь права и номер на машине перестали бухать? Выезжать на встречку? Сбивать пешеходов? — возражает ему Lazyy.
Некоторые горожане считают, что раз у самокатов есть мотор, то они вполне могут ездить не по тротуару, а по проезжей части — по аналогии со скутерами и мотороллерами.
— Гнать от пешеходов этих самокатчиков пора, — пишет пользователь сайта под ником Гостья. — Пусть ездят на своих электрокузнечиках на проезжей части.
Но водители автомобилей тоже открещиваются от такого соседства.
— На проезжей части их тоже не надо! Пусть лучше в специально отведенных местах ездят. Или по квартире до кухни/туалета и обратно на диван, — пишет в ответ Юрий.
«По велосипедной дорожке шарахаются пешеходы»
От владельцев самокатов критики повернулись к месту происшествия — самой набережной Северной Двины.
— На этой набережной все — кто в лес, кто по дрова! — пишет Людмила Семенова. — По велосипедной дорожке шарахаются пешеходы, и плевать, что это дорожка для велосипедистов. Замечание сделаешь, еще и огрызаются. По дороге так же: что самокаты, что ролики, что велосипеды — куча-мала. Идешь и в оба глаза пялишь, как бы детей не сшибли. Не отдых на свежем воздухе, а какой-то экстрим: пройдись по набережной и останься в живых. Никакой культуры и уважения к окружающим.
— Нужно просто разделить потоки пешеходов и велосипедистов/самокатчиков, как, например, в Финляндии, — советует пользователь Алекс.
Также люди напоминают, что проблема с электросамокатами есть не только в Архангельске, но и в других городах России, да и в странах Европы тоже.
— Вот когда я была недавно в Калининграде, электросамокаты были единственным, что мне не понравилось, — говорит Надежда Низовцева. — Идешь себе спокойно, и вдруг в сантиметрах от тебя — ВЖУХ! А на обычном самокате и скорость небольшая, и вообще человек его как-то лучше контролирует. Надо непременно скорость ограничивать в таких местах, надеюсь, законодатели подумают.
— Это сейчас, пока их мало, они еще не так опасны, но представьте, если электросамокатов будет в два-три раза больше. В Европе это уже большая проблема, — уверяет Татьяна Петрова.
«
С "одноразовыми" водителями я был бы внимателен
»
По вопросу высказались и сами владельцы электросамокатов. По их мнению, часто вина в столкновении может лежать и на самих пешеходах, которые ходят по тротуару действительно как хотят и не смотрят по сторонам.
— Я всегда скидываю скорость рядом с человеком, — объясняет Александр Шишелов. — Но, смотря на пешеходов, у которых в одной руке поводок как леска, а в другой — телефон и они шарахаются как пьяные то влево, то вправо, никого не замечая, начинаешь сомневаться, что всегда виноват водитель самоката. Есть очень хороший совет, причем велосипедисты меня поддержат: если к вам приближается человек на самокате или велосипеде, не нужно дергаться и метаться, идите дальше спокойно или стойте где стояли, если вы стояли, и вас ОБЪЕДУТ! Никому не нужны проблемы с законом, трата нервов, времени и, в первую очередь, здоровья. Но с «одноразовыми» водителями прокатных самокатов я был бы реально внимателен.
Его поддерживает и Евгений Колпачников, указывая, что проблемы у самокатчиков могут появиться из-за проката этих транспортных средств.
— Вы правы насчет пешеходов, я езжу каждый день на работу и с работы на электросамокате, да, по тротуару, и я сбавляю скорость перед пешеходами. Есть сигнал, но пользуюсь им в крайнем случае: лучше не пугать пешехода, он начнет метаться по сторонам. Лучше не спеша объехать. А прокатные самокаты чаще всего попадают в ДТП, из-за них закручивают гайки личным самокатам, — считает он.
Но есть и относительно примиряющие все стороны мнения: люди считают, что решить вопрос и обезопасить граждан можно не запрещая, а просто разобравшись в ситуации законно, чтобы всем было комфортно — и на тротуаре, и на автодороге.
— С такими устоями надо бы и автомобили запретить — сколько аварий в день происходит по неосторожности водителя, — пишет Даниил Макаров. — Сбивают грудных детей, пожилых, да и в принципе кого угодно. А тут самокаты — что-то непонятное для вас, так сразу проблема. Проблема-то не в людях, а в контролирующих лицах, которые должны хоть что-то делать для этого, а не в носу ковырять.
Кстати, самокатчики нередко попадают в ДТП с автомобилями. В октябре 2020 года пожарная машина насмерть сбила 9-летнего мальчика на пешеходном переходе. В мае этого года в Северодвинске мужчина на электросамокате попал под колеса автомобиля. Он отделался травмами, но его оштрафовали за то, что был без шлема и не имел права на управление транспортным средством.
Мы также опубликовали колонку активного пользователя самоката, который рассказал, как должны вести себя самокатчики на тротуаре, чтобы элементарно соблюдать нормы этики и не нарушать правила дорожного движения.