В Архангельске, Северодвинске, Каргополе и Онеге утвердили новый тариф на проезд в автобусах. С 26 декабря архангелогородцам вместо 29 рублей придется платить 34. В Северодвинске стоимость билета вырастет до 35 рублей. Такая же цена будет в Онеге с 30 декабря и Каргополе с 1 января. Один из читателей 29.RU поделился мнением о том, обоснованно ли такое решение. Он считает, что перевозчики преувеличивают, когда говорят, что работают в убыток. В то же время качество перевозок — совсем не на высоте, но лучшего никто уже и не обещает. Наоборот, пугают тем, что если тариф останется прежним, будет хуже.
— В преддверии Нового года агентство по тарифам и ценам решило предоставить чудный «подарок» жителям четырех городов — подняли тарифы на проезд в Архангельске и Северодвинске, в Каргополе и Онеге.
Причем в небольших городах проезд будет дороже, чем в областном центре. Тариф в Онеге взлетит на 35%, а в Каргополе аж на 46%. И никто даже не говорит о повышении качества услуг. Перевозчики заявили, что эти деньги нужны просто для того, чтобы «поддержать штаны».
Но какие у меня есть вопросы.
30 июля прошлого года правительство области выпустило постановление № 462-пп. Согласно ему, повышение цены проезда должно происходить следующим образом. До 1 сентября главы муниципальных образований собирают с перевозчиков заявления о повышении стоимости проезда. Далее муниципалитет просит у агентства по тарифам и ценам увеличить тариф. И поднять его можно было только на уровень официальной инфляции и только с 1 марта следующего года. Так было в этом году: цену проезда с 1 марта подняли на рубль.
Должны были следовать той же схеме, но сейчас получилось иначе.
В начале декабря перевозчики обратились к главам муниципальных образований: сказали, что работают в убыток и повышение тарифа на уровень инфляции их не спасет. И вот, будто под новогодний шумок, 16 декабря агентство по тарифам вносит в документы изменение, которое противоречит постановлению правительства региона.
«У нас теперь что, получается, поднимать цены на проезд можно сколько угодно раз и на любую сумму? Это же в итоге и сделали»
Итак, за четыре года тариф в Архангельске поднялся с 21 до 34 рублей. То есть, на 62%. А что мы за это получили? Я знаю, что за два года в город поступили 57 пазиков-32054 малого класса (один уехал работать в Карпогоры), 13 пазиков «Вектор Некст Доступная Среда», три пазика «Вектор Некст Доступная Среда 8.8» и два МАЗ-206. Всего 77 автобусов.
Раньше повышение цены проезда хотя бы сопровождалось обещанием обновлять автопарк и улучшать обслуживание. А сейчас перевозчики просто нагнули глав районов? Либо поднимаем тариф, либо будет еще хуже? А куда хуже?
Подвижной состав всё так же в основном состоит из ПАЗ-32054, которые морально устарели. Большая часть машин находится в таком состоянии, что на них страшно ехать. Автобусы ходят всё реже. Простой пример — маршрут № 54. До прихода «Архтрансавто» на нем работали 13 автобусов, бегали с интервалом 3–5 минут. Сейчас ходят всего четыре автобуса. Ждать приходится от 10 минут и более. И если твой автобус уехал, то смысла ждать следующего просто нет. Быстрее дойдешь до нужного места пешком. Другой пример — маршрут № 3. Раньше этот маршрут полностью был в субаренде разных перевозчиков, которые выпускали более 20 автобусов на линию. Сейчас же ходят всего 10 автобусов под крепким руководством «Архтрансавто+» (ИП Чецкий и ИП Николаев).
Есть вопросы и к работе экипажей. Весной этого года нас потрясли скандалы с пьяным водителем на 31-м маршруте и пьяным кондуктором на 5-м. Было заявлено, что они уволены, а по факту продолжают работать. На большей части кондукторов даже нет какой-либо униформы.
«И ни один из перевозчиков не предоставил прозрачную систему расчета тарифа. Всё опирается только на слова»
Простой пример, когда воспринимаешь отчеты как вранье или некомпетентность: экономист ИП Дурандин сказала, что газ подорожал на 145%. Сегодня стоимость газа на заправке — 29,19 рубля. У нас что, газ стоил в начале года 12 рублей? Быть такого не может! Такие цены были лет шесть назад. Другой пример: господин Карягин, директор «Архтрансавто», заявлял, что стоимость топлива взлетела на 220%. То есть, по его мнению, в 2019 году бензин АИ-95 стоил 17 рублей, а дизель 16 рублей? Да такие цены лет 10–15 назад были.
А наша доблестная городская администрация везде красиво отчитывается, что процент выполнения рейсов по городу 92% и выше. Вот только каким образом это делается? Снижается количество рейсов? Только по бумагам всё красиво.
Не могу пройти мимо чудного исследования муниципальных маршрутов осенью этого года. Господа, уже 26 декабря, а публичных результатов еще нет.
Да и достаточно вспомнить прошлые исследования, на которые тоже потратили деньги, но их результаты властям не пригодились. Спрашиваешь в городской администрации, когда весь этот бардак кончится, — ответ один: ждем результатов исследования, в 2022 году будут конкурсы. Вот только контракты должны были заключить еще в 2019 году, но администрация их переносит.
Что же нужно сделать, чтобы перевозки в городе были лучше?
1. Должна быть компенсация из бюджета. То есть часть стоимости проезда будет оплачивать государство. Тогда перевозчикам придется точно указывать количество проданных билетов, и тут мы посмотрим, насколько их дело на самом деле рентабельно.
2. Нужно оценить компетентность и добросовестность руководства департамента транспорта, строительства дорог и мостов, а в частности, руководителя отдела транспорта и связи.
3. Расторгнуть контракты, где реальное количество выходов на маршрут не соответствует данным в договоре. И заключить краткосрочные договора с перевозчиками, которые этот выход обеспечить могут.
4. В новых контрактных условиях прописать реальные штрафы за пропуск рейсов, указывать не максимальное количество автобусов, а минимальное. Запретить субаренду. Автобусы должны быть не старше двух лет.
Согласны с автором?