Смерть 4-летней девочки, которую 22 января сбил автомобиль на пешеходном переходе в Архангельске, шокировала многих жителей Поморья. Сотрудники Госавтоинспекции много по долгу службы повидали, но это та ситуация, когда опытный инспектор не смог сдержать слез. «Думал, стал черствым за 25 лет службы, но нет, не могу к этому привыкнуть. Лежит ангелочек, маленькая девочка, ей всего четыре... Закрыл покрывалом, отошел в сторону и поплакал, не смог удержаться» — написал в своем профиле Instagram начальник управления областного ГИБДД Сергей Пожарский. Мы поговорили с ним про обстоятельства того ДТП и в целом о безопасности пешеходов и водителей.
Ситуация на Тимме: Nissan пропустил, Toyota нет
В тот злополучный вечер автомобиль Toyota, водитель которой сейчас находится под домашним арестом, двигался по улице Смольный Буян со стороны проспекта Обводного канала. Ехал он в сторону перекрестка с улицей Тимме, где установлен нерегулируемый пешеходный переход. По этой зебре в сторону гаражей и переходили дорогу женщина и двое детей: ее дочка четырех лет и семилетний племянник.
— В этот момент в левом ряду в попутном направлении ехал и автомобиль Nissan, за рулем которого находилась девушка — она уступила дорогу пешеходам, — объясняет Сергей Пожарский. — Водитель Toyota же начал перестраиваться в правую полосу и, не снижая скорости, допустил наезд, не задумываясь о том, почему Nissan стоит в левом ряду. В результате девочка погибла на месте. Мальчик сейчас находится в критическом состоянии, врачи борются за его жизнь. Женщина была контактная, но ее тоже госпитализировали. Сейчас мы ежедневно контролируем состояние ребенка и женщины.
По словам главного госинспектора по региону, освещение на месте ДТП было достаточное, там были установлены необходимые дорожные знаки.
— Конечно, нужно разместить их и над проезжей частью, и мы со своей стороны еще в декабре по этим недостаткам приняли меры: выдали предписания, составили протоколы. Знаки еще просто не успели установить. Скорость автомобиля была достаточно приличная, хотя водитель и пишет в своих объяснениях, что ехал не более 55 км/ч. Но при этом тело ребенка находилось в нескольких десятках метров от места наезда — удар был сильным, — констатирует Сергей Пожарский.
«Надо формировать нетерпимость к нарушению закона»
Главный госинспектор области добавляет, что на месте происшествия выявлены недостатки по содержанию дорожной сети — еще 17 января там были зафиксированы снежные сугробы. Но, по его словам, они не повлияли на сам факт ДТП.
Тем не менее, ГИБДД следит за очисткой улиц Архангельска, которые в этом январе изрядно завалило снегом. В прошлом году, например, в городе возбудили 95 административных дел по статье «Содержание дорог».
— Если человек подъезжает к пешеходному переходу, он должен понимать, что перед ним именно переход, на котором могут быть люди, и как минимум снизить скорость, а при наличии пешеходов полностью остановиться. Знаки должны быть установлены слева и справа, а если это четырехполосная дорога и над проезжей частью, возможна установка искусственных неровностей. Подходы к переходу должны быть очищены. Некоторые спрашивают: «Почему дорожные ограждения возле переходов такие непрочные?», а потому что их основное предназначение — направить пешехода к установленному месту перехода. Когда создаются все эти условия, у нас получается достигать хороших результатов.
Снижать количество погибших на дорогах удается, как говорит глава ГИБДД, комплексом действий: от занятий в школах до разработки логистики скорой помощи.
— В последнее время у нас снова начали летать вертолеты санитарной авиации, которые до этого годами не летали, — продолжает Сергей Пожарский. — Чем быстрее прибудет скорая, тем быстрее окажет помощь. У нас практически 25–30% пострадавших в стране гибнет, в том числе по причине того, что скорая вовремя не прибывает или приезжает не та: должны быть автомобили класса «С», реанимобили, а не УАЗик с фельдшером.
Также для безопасности в Архангельске в прошлом году поменяли режим работы нескольких светофоров, чтобы движение пешеходов не пересекалось с движением автомобиля. Такие изменения происходят и в других населенных пунктах Поморья — в том числе в Северодвинске.
— Но самое главное — это, безусловно, профилактика, — считает Сергей Пожарский. — Мы должны формировать в обществе нетерпимость к нарушению закона. Это крайне печально, но именно такие резонансные ДТП обычно имеют профилактический эффект: затрагивают душу любого человека и мотивируют его ответственнее относиться к соблюдению Правил дорожного движения. Люди сразу реагируют на подобные происшествия, социальные сети только это и обсуждают. На мой взгляд, гибель ребенка обратит внимание населения области на уязвимое положение пешеходов на дороге, в первую очередь, детей и людей преклонного возраста. Произошедшая трагедия должна оказать существенное влияние в этом отношении. Она не должна быть напрасной.
Основная задача — это снижение ДТП
По информации областного ГИБДД, в прошедшем 2021 году в Архангельской области было зарегистрировано 177 ДТП, связанных с наездом автотранспорта на пешеходов. Это на 50% меньше, чем за аналогичный период 2020 года. Погибших в таких происшествиях тоже стало меньше: в 2020-м жертвами стали 35 пешеходов, а 2021-м — 11.
— То есть мы видим существенное снижение количества погибших, почти на 70%, — резюмирует Сергей Пожарский. — Для нас это своего рода колоссальный успех. Так же, как и ДТП на нерегулируемых пешеходных переходах: их произошло меньше на 30%, а снижение числа погибших составило 75%. В прошлом году сократилось количество происшествий с детьми. Всего в 2021 году зарегистрировано 96 ДТП с участием детей и подростков. За 2020 год их было 155. За 2021 год погиб один ребенок — он был пассажиром автомобиля, а в 2020 году — три.
Особенно важно, что снижается и количество зарегистрированных ДТП по вине самих детей. В прошлом году их было 18, в 2020 году — 48, снижение более чем на 60%.
— Если говорить в целом по Российской Федерации, то Архангельская область входит в число регионов с наиболее существенным снижением показателей аварийности, — рассказывает Сергей Пожарский. — Стратегические задачи по снижению количества погибших в результате ДТП на 2021 год, которые определены в том числе национальным проектом «Безопасные качественные дороги», выполнены. 91 погибший человек за год — это исторический минимум для Архангельской области. В этом году у нас уже шестеро погибших, за январь прошлого года зарегистрировано 16 смертей на дорогах. Динамика сохраняется.
Одна из целей ГИБДД — ликвидация мест концентрации ДТП. Это юридическое понятие означает те участки, на которых часто происходят дорожные происшествия. Для того чтобы определять такие места, в области каждые полгода проводится анализ аварийности. В 2021 году их было 21.
— Госавтоинспекцией совместно с собственниками дорог принимаются меры по ликвидации мест концентрации ДТП, но необходимо понимать, что они могут и образовываться вновь на других участках дорог. Сейчас как раз мы закончили год и с учетом анализа будем смотреть, где у нас появились новые очаги, оценим результаты работы, направленной на их сокращение.
«Женщины более дисциплинированны»
А еще Сергей Пожарский считает, что женщины за рулем, как правило, более дисциплинированны, чем мужчины.
— Специально такой анализ мы не проводим, но такие исследования существуют, — говорит он. — Поэтому я бы не стал бы делать акцент, мужчины или женщины чаще попадают в ДТП. Скажу одно: женщины более дисциплинированны на дорогах.
Почитайте также мнение автоюриста — он рассказал 29.RU, что теперь грозит водителю, который сбил 4-летнюю девочку.