По Архангельску сегодня запустили новые автобусы московского перевозчика «Рико». Журналист 29.RU прокатился на автобусах № 9, 64 и 65. Он засек время ожидания, время в пути и поделился своим развернутым мнением.
На автобусах я езжу очень редко. Поездок в Архангельске за год наберется, наверное, 10. Предпочитаю велосипед и променад по обледеневшим тротуарам, — готовлю акробатические номера, стараясь не упасть.
Автобусы ассоциируются у меня со стрессом. Ты вжимаешься в уголок, зажатый в толпе людей. В запотевшем окне не видно, где ты едешь, а остановки не объявляют. В салон входит кто-то пьяный и начинает скандалить. Кондуктор раздражен после тяжелого дня. Флюиды сгущаются. Прольется ли сегодня кровь или ты сможешь доехать до дома невредимым?..
Возможно, я просто не приспособлен к поездкам на автобусах. Общественный транспорт в Архангельске создан для смелых людей. Сильных духом. Чтобы доехать, ты должен бороться. Должен толкаться к выходу. Должен кричать, что хочешь выйти. Иначе ты просто не выберешься из салона.
Да, с автобусами у меня не ладится. Типичный пример: я решил поехать на левый берег в гости. Остановки не объявляли, да и останавливался автобус не везде. С каждым пройденным километром моя уверенность, что я доберусь, уменьшалась. Она совсем пропала, когда меня высадили на конечной. Я сел в автобус в обратном направлении, зная, что мне нужно выйти на следующей остановке после магазина. Я так и сделал. Кто же знал, что то, какая остановка будет следующей, зависит лишь от желания водителя. В общем, мою остановку проехали и мне пришлось идти в гости пешком. Когда я решил часов в 21 вернуться домой в центр, я был избавлен от автобусных страданий: общественный транспорт просто перестал ходить.
Хочу сказать, что автобусы особенно важны, если ты живешь на окраине. На такси до Маймаксы я доехал за 600 рублей. Иногда авиабилеты стоят немногим дороже. Вот и выбирай — Питер или Маймакса. Ну и это на 600 рублей больше, чем поездка на автобусе. Потому что сегодня она была бесплатной.
С Маймаксы до театра кукол я добрался за час и семь минут. Из них 10 минут я стоял на остановке и столько же в пробке. С «Вертикали» до Урицкого я доехал за 17 минут, часть пути стоял в пробке. Еще 15 минут ждал автобуса № 64, то есть весь путь занял 32 минуты. Третья поездка, с Урицкого до театра кукол, заняла 30 минут, из которых 20 я ждал автобус. Быстрее было бы пешком дойти. Время ожидания автобусов = интервал. Я специально пропускал транспорт, чтобы засечь, сколько времени до следующего.
Информационное табло в автобусе № 9 заработало не сразу: сначала оно просто напоминало, на каком маршруте я еду. Зато объявляли каждую остановку, останавливались тоже везде. В автобусе № 64 на табло посмотреть не удалось: если стоишь в передней части, его не видно. В этом автобусе остановок не объявляли. Еще в нем предательски вращался поручень — несколько раз я чуть не упал из-за этого. В автобусе № 65 переднюю дверь не открыли: водитель лукаво улыбался, смотря, как я стою перед ней. Попав внутрь, я понял причину его поведения: водитель открыл свою дверь, чтобы было удобно общаться с кондуктором, который сидел рядом. Открытая дверь водителя преграждает проход к передней двери автобуса — вот ее и не открывают.
Зато меня ни разу не спросили, выхожу ли на следующей! Еще, чтобы пассажиры не мозолили глаза разваливающимися деревянными домами или кашей на дорогах, на стёкла повесили таблички, чтобы можно было не видеть городской панорамы, а представлять себя, к примеру, в Париже. На табличках — важная информация, например, требование пристегнуть ремни. Ремней в автобусе я не заметил. Наверное, надо с собой приносить. Забавно, что водитель в автобусе № 64 постоянно смотрел свой маршрут на картах в телефоне. Коллеги замечали то же самое на других маршрутах.
Добрался я, в общем-то, без приключений. Разве что в пробках постоял. Особой давки не было, но на некоторых участках автобус был заполнен людьми. Вряд ли мои сегодняшние поездки сильно отличаются от тех, что были раньше. Разве что кондукторы не успели преисполниться ненавистью ко всему живому и катали бесплатно. Автобус красиво выглядит и выделяется в потоке — это хорошо. Моим коллегами повезло меньше: в одном случае автобус заблудился и поехал не туда, в другом пришлось бороться за выживание и свободное место. Ну или хотя бы чтобы просто попасть в автобус, настолько было много людей.
Да, автобусы теперь ходят на газу. Но важно ли это пассажиру? Ему главное — добраться на работу вовремя, желательно не в давке и не сломав в поездке конечность. Удалось ли избавиться от основных проблем? Ну, очевидно, нет. Хотя перевозчик вышел еще не на все маршруты. Транспортная реформа в Архангельске — совсем как благоустройство территорий: традиционно не могут сдать в срок.
Да и не знаю, можно ли назвать то, что сейчас происходит в городе, полноценной транспортной реформой. В городе не появилось ни одной выделенной полосы для автобуса. Остановки по большей части представляют собой уродливые продуваемые коробки из профлиста, мало чем отличающиеся от мусорных площадок. Проезд — один из самых дорогих среди городов, в которых я бывал. Штат кондукторов продолжат содержать. Валидаторов в автобусах я не заметил, а они должны быть по контракту. Какой-то транспортной карты вроде «Тройки» или «Подорожника», по которой было бы выгоднее ездить на всём транспорте, нет. О скидках при оплате безналом я не слышал. Пересадочных тарифов, когда можно оплатить проезд один раз, а затем в течение какого-то время пересаживаться, нет.
Скорее, в городе произошли обновление подвижного состава и монополизация: перевозки отдали крупному игроку на рынке, к тому же связанному с семьей бывшего генпрокурора РФ. В какой-то части комфорт вырос: остановки объявляют (пока не везде), есть табло (которые не видно с любого конца салона), а автобусы новые (ура). С другой стороны, всё те же давка, ожидание, пробки и уродливые непрактичные остановки.
Согласны с автором?