Год назад на дороги Архангельска вышли новые низкозольные автобусы. Тогда же большинство маршрутов стала обслуживать московская компания «Рико», которой ежегодно выделяют больше миллиарда рублей из городского бюджета. Такие перемены оценили не все горожане. Жители отмечали, что в автобусы часто переполнены людьми, а водители «лихачат». Жаловались и на то, что маршруты в отдаленные части города приходится долго ждать. Мы прошлись по остановкам Архангельска и спросили у пассажиров, как они оценивают поездки в автобусах сейчас, когда механизмы транспортной системы уже должны быть отлажены.
На сайте госзакупок отображено, сколько по каждому маршруту получает «Рико». По данным на 22 октября 2022 года, у перевозчика было 28 маршрутов на общую сумму 7,684 миллиарда рублей. При этом список маршрутов не раз дополнялся новыми. Поскольку контракты заключаются на семь лет, каждый год фирма получает чуть больше миллиарда. Кроме того, перевозчик оставляет себе деньги, которые пассажиры платят за проезд.
«Мне как матери стало удобнее»
Первая наша собеседница — Екатерина — мама двоих детей. Девушка новыми автобусами довольна, но считает, что перевозчикам и городской администрации еще есть над чем работать.
— Мне как матери двоих детей, конечно, стало удобнее. Теперь все автобусы низкополые и меньше проблем с перевозом коляски. Когда были пазики, это было проблематично. Приходилось долго ждать автобуса, на который я реально могу сесть с детьми. А так — есть вопросы к некоторым маршрутам, к некоторым водителям, к самим автобусам. Например, в них очень высоко расположены поручни, и люди, которые ниже ростом, не могут дотянуться до этого шнурка.
Молодая мама добавила, что для поездок в автобусе ей приходится подбирать подходящую одежду.
— В прошлый раз я поехала и была одета тепло. Мне было некомфортно, жарко в автобусе. Сегодня я специально, зная, что много буду кататься на автобусе, оделась полегче, чтобы не испытывать этих трудностей. Но тут тоже не угадаешь, особенно в час пик. Я недавно ездила на работу утром и не смогла зайти в автобус. Это критичная ситуация. Из некоторых районов действительно тяжело уехать.
«Даже с конечной остановки не всегда получается залезть в автобус, не то что сесть на сиденье»
Девушка считает, что транспортную систему города нужно дорабатывать, а цену на проезд — снижать.
— Некоторые маршруты нужно дорабатывать, например Московский. Он сейчас активно застраивается, и если там увеличивается количество населения, то там должно увеличиваться и количество автобусов, чтобы люди могли уехать. А еще стоимость проезда ощутимо поднялась. Я вот беременна, и у меня есть двое детей. И мне, чтобы доехать до поликлиники, нужно оплатить им проезд. Сумма выходит как за такси по городу. Это ощутимо.
«Пенсионерам очень неудобно»
Пенсионеру Владимиру Ивановичу новые автобусы тоже понравились. Он говорит, что теперь ездит на дачу с комфортом.
«Автобусы теперь комфортабельные, удобные… Пазик — это просто телега по сравнению с ними»
Однако, признаётся Владимир, всё не так гладко, как хотелось бы:
— Но, с другой стороны, пенсионерам очень неудобно, что в салоне приходится подниматься наверх, чтобы сесть. По расписанию стали ходить более-менее точно, но бывает, что приходится очень долго на остановках ждать. Если задержка с одним автобусом, то получается большой разрыв. Вот сейчас я ехал, один автобус, видимо, не вышел, задержался, так народу столько набилось, что приходится половине выходить, чтобы выпустить 1–2 человек. Проблемы всё равно есть.
Беспокоит пенсионера и возрастающая цена на билеты:
— Четыре рубля — это они многовато добавили. Раньше по рублю, да по два, а тут сразу четыре. Я пенсионер, у меня 60 талончиков в месяц, вроде и незаметно. Но когда начинаешь свои деньги тратить, это уже ощутимо. Но это на их совести.
Ценой на билеты возмутился и другой наш собеседник, Егор. Молодой северянин беспокоится, что вскоре проезд подорожает еще сильнее.
— Единственное изменение — больше места в автобусах стало. Всё. Плохо, что проезд подорожал. Мне кажется, что к 2025 году проезд будет рублей 50 стоить. Это слишком много и дорого!
«На окраины ходят безобразно!»
Архангелогородец Виктор живет на Сульфате и плюсов в транспортной реформе пока не видит. По словам мужчины, добраться до удаленных частей города до сих пор трудно.
— Только хуже стало. На Сульфат 60-й стал ходить вообще безобразно. По полчаса его ждешь. «Десятки» тоже ходят с огромными интервалами. Кажется, что раньше было больше автобусов. Да, автобусы комфортнее, но их не хватает. Мне кажется, надо точно увеличить количество автобусов. На Сульфате народу живет много, но ходит туда всего два маршрута. Учитывая пробки, уехать оттуда очень тяжело.
Пожаловался Виктор и на квалификацию новых сотрудников:
— Есть проблемы с вождением. Водители пазиков всё же были лучше. Эти тормозить вообще не могут. Пока едешь, раз десять ударишься о перила. Они тормозить на остановках не умеют!
Об этой же проблеме рассказали и другие пассажиры автобусов.
— Дергаются при остановке, после светофоров, — рассказывает Светлана. — Пазики были лучше! И быстрее, и комфортнее, и вместительнее. А еще цены подняли слишком резко!
— Автобусы скользкие, дергаются, — рассказывает Анна. — Пожилым людям крайне не подходят, да и не только пожилым. Много раз наблюдала, как водители пялятся в телефон при движении. Чаще всего езжу на «десятке», никаких улучшений не заметила.
«Ситуация изменилась только внешне»
Существенных изменений в работе транспорта не заметила и пассажирка автобуса Елена.
— Я считаю, что транспортная реформа лишь внешне изменила ситуацию. Теперь это красивые автобусы, на которые приятно посмотреть. Однако внутри беды всё те же, плюс новые. Всё так же долго приходится ждать автобус. Всё так же ехать в давке. И утром, и после рабочего дня. Причем давка в пазике — это одна пытка. Это, скорее, была коллективная йога. А в новых автобусах — коллективная йога в парилке. Просто тест на выносливость. Иногда выхожу раньше своей остановки.
«В такие моменты представляю лицо счастливого Морева, который вряд ли узнает и сам проверит без показухи с камерами, как всё по факту»
«Стало очень хорошо»
Среди опрошенных корреспондентами 29.RU были и те, кому новые автобусы понравились без всяких оговорок.
— Да. Стало очень хорошо. Удобные и часто ходят. Не ломаются, — рассказала пожилая архангелогородка Светлана. — Я пенсионерка, пенсию получаю, поэтому и проезд для меня не таким дорогим кажется. Я редко куда езжу. Я на 69-м езжу на дачу в Маймаксу, на «девятке». Когда пазики были, мы дольше ждали и заходить было сложнее.
Недавно мы подробно проанализировали транспортную реформу, которая произошла в Архангельске год назад. А до этого подробно рассказывали о компании «Рико», которая на данный момент обслуживает большинство автобусных маршрутов Архангельска. Мы так же создали специальный опрос для наших читателей, чтобы оценить работу перевозчика за прошедшее время.
Жители Архангельска до сих пор жалуются на проблемы общественного транспорта. Претензий много, и все они разные, начиная с лихачества водителей и заканчивая редкими рейсами на окраины. На вопросы и претензии северян мы попросили ответить администрацию Архангельска. Почитайте, что из этого получилось.
Кстати, недавно архангельского кондуктора выдворили из России за нарушение миграционного законодательства. Из своих источников 29.RU известно, что он работал в компании «Рико», а в Архангельск приехал из Кыргызстана.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.