Продолжаем знакомить вас с жизнью полярников на Земле Франца-Иосифа. Сотрудник нацпарка «Русская Арктика» Алексей Молоковский уже рассказал нам о красивых и опасных животных Севера, об огромных айсбергах и о транспорте разных эпох для местных исследователей — от старых машин до гигантских ледоколов. Удивительно, но летом в Арктике можно увидеть растения, мхи, лишайники и даже грибы. Показываем вместе с Алексеем, как они выглядят и где их встречают ученые.
Если смотреть издалека, то растительный мир Земли Франца-Иосифа выглядит вот так: небольшое пятно зелени на камнях.
Эта фотография была сделана в августе на острове Нортбрук — одном из южных островов архипелага. Из-за выгодного местоположения на нем можно встретить мелкую травку и цветы. Но на этой скале — только мох.
А так выглядит в июле остров Джексона, который находится внутри архипелага. Растений здесь не видно, только мох.
Летом земля островов из белой становится коричневой, но на ней можно наткнуться на островки ярких цветов.
— Эти цветы мы называем полярным маком, — объясняет Алексей. — Очень жизнерадостные желтые цветочки, по размеру примерно как лютики. Это все снято в июле — в период их цветения. Если год достаточно теплый, то они обязательно там появятся.
Другой вид цветов — камнеломка: белые цветки на высоком фиолетовом стебле. Целый ковер этого растения Алексей Молоковский сфотографировал на острове Гукера.
— Камнеломка тоже, как и все северные растения, маленького размера, — рассказывает фотограф. — На островах очень сильные ветра, а большие растения просто-напросто вырвало бы с корнем. А так они совместно со мхами выживают и потихоньку растут.
На некоторых снимках может показаться, что цветы и трава располагаются на Земле Франца-Иосифа целыми полянами, но Алексей говорит, что на самом деле это небольшие островки зелени:
— Это оптический обман, просто я снимал таким образом, чтобы это выглядело как будто их много. На самом деле травы там мало, просто взят такой ракурс. И трава там невысокая. Снимки сделаны на острове Нортбрук, где растительности больше, чем на северных островах.
— Это не водоросли, это мхи, — объясняет фотограф. — Они выглядят, как цветные камни, но на самом деле они живые. Растут они наверху, где сильный ветер, поэтому крепко держаться за камни и так выживают. Там у них есть влага, есть свет. А кроме того, на этих островах есть огромные колонии птиц, от которых остается много помета, там буквально всё в нем. Так они обогащают камни пометом и переносят семена. Где больше птичьих колоний — там и больше таких растений.
А это красные и зеленые мхи на острове Земля Александры — кстати, одном из самых безжизненных островов архипелага в плане растений.
— На этой территории осталась вода от растаявшего снега, и в ней образовались мхи. Но это самое крупное, что здесь можно найти из растений, а в основном там можно кино про Марс снимать без декораций, — говорит фотограф.
Впрочем, не все мхи похожи на камни — вот это ярко-зеленое растение, по словам Алексея, наоборот, очень мягкое и приятное на ощупь.
Еще один кадр, сделанный в июле с острова Гукера: старая лодка на берегу, льды и прибрежная растительность.
На островах, естественно, не встретишь белого гриба или подосиновика, но грибы есть и здесь. Вот такие небольшие экземпляры Алексей нашел на острове Нортбрук — они прячутся от ветра во мхах.
— Очень интересное растение, которое на ощупь очень жесткое, прямо каменистое, — говорит Алексей. — Оно крепко врастает в камни, поэтому им не страшны ветра. Так и выживают, крепко держась.
Ну и напоследок — немного о фауне, на которую можно наткнуться практически случайно, если не смотреть под ноги. На фотографии — гнездо морской утки гаги, на острове Земля Александры.
— Считается, что у гаги самый теплый пух из всех птиц, — делится Алексей Молоковский. — Она утепляет им свои гнезда, взрыхляет его вперемешку с землей и откладывают туда яйцо. Как правило, это происходит прямо на каменистой равнине. Там иногда нужно очень аккуратно ходить — а то не заметишь и наступишь на яйцо. А еще у гаг есть пара врагов, которые могут украсть яйцо — это либо песец, либо крупная птица бургомистр.
Обелиск в память о членах экспедиции герцога Абруццкого на острове Нортбрук. А вокруг — цветы, трава, всё почти как на большой земле, но не надолго.