Приветствуем вас на новой прогулке по арктическим островам! Фотограф и сотрудник нацпарка «Русская Арктика» Алексей Молоковский уже рассказал нам о милых и опасных животных Севера и прекрасных северных растениях, об огромных айсбергах и транспорте для местных исследователей — от старых машин до гигантских ледоколов. На архипелаге сохранились и исторические постройки для полярников — эти деревянные дома стоят на острове Гукера еще с начала ХХ века. Сегодня мы посмотрим, что в них сохранилось с тех времен.
Полярная станция в бухте Тихой действовала с 1929 по 1960 годы. Здесь бывали известные исследователи Севера Кренкель, Папанин, легендарный летчик Чкалов, а основана она была под началом Отто Шмидта. Помимо бытовых помещений, полярники построили здесь лаборатории и корпуса для научных наблюдений.
В 2012 году станция стала сезонным стационаром национального парка «Русская Арктика» — его сотрудники стали восстанавливать деревянные здания и изучать вещи, которые в них находились. С 2015 года эти строения признали объектом культурного наследия Российской Федерации.
— На этом старом снимке сфотографирован домик, который называли «семейным», он 1937 года постройки, — объясняет Алексей. — В нем полярники и жили. А снизу, перед ним — продуктовый склад. А если посмотреть на предыдущей цветной фотографии, то он в центре, на нем строительные леса. На его крыше я устанавливал солнечные батареи, чтобы снабжать станцию электричеством.
— Сейчас этот берег с постройками представляет из себя мемориальный комплекс — сюда привозят туристов и показывают быт первых полярников, — поясняет Алексей. — Корабль, который попал в кадр, — это старое почетное судно 1979 года выпуска. Называется оно «Мангазея», это бывший рыболов, переделанный в транспортное судно.
Рядом со станцией лежат останки самолетов — сейчас от них остались только каркасы, а остальные части давно сгнили.
На одном из домиков полярники вывешивают красный советский флаг — для аутентичности, говорит фотограф.
— Мы его специально развешиваем для иностранных туристов, — говорит он. — Они приезжают и удивляются — на острове-то коммунизм, Советский Союз.
Полярники жили в этих домах семьями долгое время, у них даже рождались дети. В старых постройках и сейчас можно увидеть детские вещи, например кроватку и игрушки.
— Машинки, лопатка — это всё осталось на острове с 30–40-х годов, — объясняет Алексей. — Что-то из этих вещей собирали и увезли на материк, но старались и оставлять, чтобы показывать туристам, как здесь была устроена жизнь. Во время Великой Отечественной войны полярники ведь безвылазно находились на архипелаге, всю войну так и прожили.
В одной из лабораторий бухты стоит много склянок. Некоторые из них очень старые и имеют историческую ценность.
— Если посмотреть внимательно, то за бутылкой с пробкой стоит еще одна бутылочка интересной формы, — говорит Алексей. — Я их помню еще со своего детства: раньше в таких бутылках продавали уксус. Они имели треугольную форму, чтобы люди их случайно не перепутали с другими и не выпили содержимое. А номера на бутылках и других предметах делались для составления перечня найденных вещей, для сотрудников, которые ведут учет.
Внутри бутылок, как оказалось, тоже можно найти предметы — может, и не представляющие ценность, но исторически интересные.
— В 1939 году полиэтиленовых пробок немного на острове было, — объясняет автор снимка. — А закрывать их надо было чем-то. Этот кусок газеты свернули и заткнули им горлышко бутылки, видимо, с каким-то ценным содержанием. А теперь можно посмотреть, из какой газеты был вырван этот кусок — написано в ней было о выступлении Молотова.
Еще один исторический документ — журнал «Огонек» 1958 года выпуска, который Алексей Молоковский нашел в одном из домиков.
Если увеличить этот снимок, то на разбитой тарелке видно морской флажок, на котором написано «СССР»: такую посуду использовали на судах.
Памятная табличка, установленная полярным исследователем Папаниным прямо среди камней острова.
А еще на станции нашли много старой кинопленки: у полярников был свой киноаппарат, с большой земли им привозили фильмы для просмотра.
Бульдозер «Сталинец», при помощи которого перевозили грузы, остался на станции, да так и стоит, успев проржаветь за десятилетия.