![](https://n1s1.hsmedia.ru/6b/a6/da/6ba6da77b24d94fe02f72dbeb126eb8a/656x438_1:5653_26d70b46fb6285a9ed84625ed3908e42@3000x2000_0xgRLWVYM2_5038147568422232723.jpg.webp)
Два года назад корреспонденты 29.RU побывали в мастерской новодвинца Дениса Ямова — тогда он только начинал развивать свой бизнес по реставрации обуви, над первыми заказами работал на дому. Сейчас у него просторный офис в центре Архангельска. Денис отмечает, что в работе добивается всего, «набивая собственные шишки». Для проекта «Маленький, но гордый бизнес» поговорили о его истории, лайфхаках и ошибках в ведении бизнеса, а также о планах на будущее расширение.
На старте вложил 15 тысяч рублей
Предприятие, которое с нуля создал наш герой, называется POMOR SNEAKER. Денис и двое его, как он сам шутит, невидимых помощников занимаются ремонтом и химчисткой обуви, чистят замшу, нубук и кожу, реставрируют, красят — в общем, всячески продлевают сапогам, ботинкам, кроссовкам жизнь. Также они могут отреставрировать кожаную куртку или сумку.
Но начинал Денис все же именно с обуви. Учился по материалам, которые находил в интернете, выполнял заказы в одиночку. На первых порах это было лишь увлечением, основным источником дохода был диджеинг на различных мероприятиях.
Идея попробовать себя в этой сфере пришла почти случайно. Раньше супруга нашего собеседника занималась химчисткой мебели. С появлением ребенка в их семье с этим делом нужно было завязывать. Оставшийся запас химических средств для работы нужно было либо продать, либо использовать.
— Я решил, что этим дальше можно заниматься, если сделать ребрендинг. Начал «штурмить» интернет в поисках новых идей: что можно сделать, чем привлечь клиентов, чем я бы мог отличаться. По мебели было уже много конкурентов, я был бы лишь одним из них. Совершенно случайно в интернете наткнулся на реставрацию и химчистку обуви, понял, что это интересная идея. Обучался, днями-вечерами зависал в интернете. Информации на тот момент было очень мало, приходилось даже у поставщиков химии спрашивать различную информацию, — рассказывает Денис.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/43/5b/58/435b58ca48251f37a883cd5a49179cf3/656x438_1:5653_b77538b8067415a8e4e2751db3fbb06b@3000x2000_0xxYvKypgW_9423651616809402435.jpg.webp)
На старте вложения составили всего 15 тысяч рублей — всё пошло на краски, очистители, бальзамы, кремы. Испытания проводил прямо на собственной обуви — первыми обновил ботинки, которые когда-то купил в Испании.
Денис отмечает, что если он на старте потратил всего 15 тысяч, то сегодня эти вливания уже должны быть больше — минимум 60–70 тысяч, если выполнять заказы ты собираешься один.
«Определил точно, что не буду залезать в кредиты»
Работа с химическими средствами в домашних условиях довольно быстро стала некомфортной. Заказы же появлялись, поэтому решено было арендовать помещение в Архангельске. Пункт приема и одновременно мастерскую — всего 20 квадратных метров — Денис Ямов оборудовал на улице Выучейского. Чтобы въехать туда и начать работу, пришлось вложить около 30–40 тысяч рублей. Эти деньги пошли на стройматериалы и ремонт, оборудование и материалы для работы просто перекочевали в офис.
— Я для себя определил, что точно не буду залезать в кредиты. Кредит — это долговая яма. При этом ты должен понимать, на что деньги, которые ты взял, будут направлены, сработает ли это. Я вложил те средства, которые выручал мой бизнес.
В своем первом полноценном офисе мастерская просуществовала около семи месяцев: запахи от химии стали мешать другим арендаторам. На сборы и поиск новых помещений арендодатель дал неделю. Новое место нашлось в здании, где раньше располагались цеха типографии «Правда Севера» — теперь там офисы. На обустройство потратили около 150 тысяч рублей, говорит Денис Ямов:
— Было четкое понимание, что нужно делать отдельную приемную зону и отдельно мастерскую с хорошей вытяжкой и пространством для всех этапов работы. Мы здесь уже порядка года: удобно, что это центр, тут высокие потолки, большие окна — это привлекает.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8d/27/36/8d27365d55cf79ccfa8ebd154d4bdf66/656x438_1:5653_fc1713cbc77427f58ec8396eab5dfe17@2998x1999_0x3qrGXdHl_1257011467751401503.jpg.webp)
Наш герой рассказывает, что самые большие затраты в его бизнесе, помимо аренды помещений, приходятся на химические средства для работы. Их постоянно нужно обновлять, следить за новыми технологиями. В месяц на это уходит от 20 до 35 тысяч рублей — в зависимости от плотности заказов. Зарплата сейчас в среднем составляет 40 тысяч рублей.
Пандемия коронавируса, по словам Дениса, на его бизнесе практически не отразилась: перед закрытием они набрали много заказов, а аренду владельцы помещений снизили на 30%.
— Я сюда приезжал и сам здесь самоизолировался: делал заказы. Люди по 3–4 человека приходили, — комментирует бизнесмен. — Как бы это ни звучало, но кризис я не почувствовал, так как поток клиентов у нас не уменьшился.
Как появляется комьюнити работающих с кожей
Создатель POMOR SNEAKER рассказывает, что всё о своем ремесле узнавал, изучая не только видеоролики в интернете, но и общаясь со специалистами в его или смежных областях. В Архангельске образовалось небольшое комьюнити тех, кто работает с кожей, — все его участники друг к другу настроены доброжелательно, часто выручают.
В мастерской Денису помогают всего двое человек, кто-то на аутсорсинге (например, копирайтеры, которые ведут соцсети мастерской), но за советом и реальной помощью всегда можно обратиться к умельцам, работающим в этой же сфере:
— Мы занимаемся именно реставрацией, но у нас есть люди, которые занимаются ремонтом, пошивом обуви. Есть такой узкий круг, в котором все друг другу помогают: те же ребята с «АрхКожи». К нам приходят люди, у которых могут быть особенности строения ноги, тогда мы можем предложить услуги по индивидуальному пошиву обуви, например, от наших друзей.
Наш собеседник рассказывает, что с самого начала осознавал необходимость пройти курсы для повышения квалификации, но постоянно получалось так, что поток клиентов не давал временно оставить мастерскую ради учебы. Можно сказать, что все технологии осваивались прямо в процессе работы, прибегая к советам коллег из разных городов России. Кстати, около двух месяцев назад Денис все же собирался поехать на обучение, почти как в турне, — в Краснодар, Санкт-Петербург и Уфу, но из-за коронавируса все отменилось.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/77/7e/1c/777e1c7200f5a39a50f17307bea65d1e/656x438_1:5653_413672926efc21d7a8e3f188aad55a75@2998x1998_0xluIsTjGu_8327180383318934345.jpg.webp)
По принципу «до всего доходить своим умом» Денис учил и помощников:
— Если человек даже придет сюда с какими-то навыками и знаниями, он все это оставляет там. Мы обучаем его отработанным технологиям, осваиваем вместе новые, так как технологии постоянно меняются.
«Клиент принес 12 пар, каждая — от 70 до 120 тысяч рублей»
Как признается Денис Ямов, когда он только организовывал свое дело, шел на риск. Хотелось предоставлять уникальные услуги, поэтому он сразу решил, что будет работать в основном для людей, которые знают, что такое обувь премиум-класса и уход за ней. В итоге не прогадал — оказалось, что на такие услуги есть спрос.
Если около двух лет назад в его практике самым значительным был опыт спасения угг за 30 тысяч рублей, то теперь ценник на обувь, с которой приходилось иметь дело, выше в два-три раза:
— У нас недавно был клиент, который принес 12 пар обуви. Каждая стоимостью от 70 до 120 тысяч рублей. Все пары были в коробочках, ухоженные, все на формодержателях. Мы ему всё сделали, он через неделю приехал и еще 12 или 17 женских пар обуви привез. Там каждая — от 80 до 140 тысяч рублей. Это те ценники, которые указаны в интернет-магазинах. Может, конкретно эти дешевле стоят, может, их покупали на распродажах, но это премиальная обувь, некоторые пары сделаны индивидуально, вручную.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/69/eb/4e/69eb4e1a6544241e39a28e476e9667ae/656x438_1:5653_a3ea91708b38202ad8ddd360132fa17c@3000x2000_0xNI7NgvSp_8362482411629981354.jpg.webp)
Денис Ямов отмечает, что их клиенты не обязательно покупают обувь за такие деньги, но непременно это люди, которые ценят качество и ухаживают за этой частью своего гардероба тщательно.
Средний чек на услуги мастерской Дениса сегодня — 2500–2800 рублей. Прежде чем принять заказ, он и его коллеги стараются дать клиентам подумать над тем, стоит ли вкладываться в обувь, на реставрацию которой вы потратите столько же, за сколько ее изначально приобрели.
— В 80% случаев, когда человек приносит обувь, с ней уже необходимо проводить реставрацию, а человек думает, что отделается обычной чисткой, — рассуждает наш собеседник. — Когда нам приносят обувь за 15 тысяч рублей и выше, то можно на неё потратить 2–3 тысячи. Если же мы говорим о низкосортной обуви или той, что уже максимально убита, то проще купить новую, правда.
«Шишки» и лайфхаки
Одна из главных опасностей в сфере реставрации обуви — нарушить технологию и испортить изделие. Денис рассказывает, что случаи, когда приходится понервничать из-за этого, случаются. С опытом их, правда, становится меньше. Бывало, что дельным советом выручали коллеги, но приходилось и просто признавать, что помочь не удалось — и возмещать ущерб:
— Каждая пара обуви индивидуальна. Отойдя даже на полшага от технологии, можно всё испортить. И так бывало. Сложности есть всегда, но вопрос в том, как ты к ним относишься. Была девушка одна, которая хотела уже в суд обращаться: мы от технологии чуть-чуть отошли, и всё пошло не так. Мы с юристами пообщались, они сказали — лучше возместить ущерб. А он был порядка 12 тысяч рублей. Но это был урок в 12 тысяч, вот и всё. Надо понимать, что ты по-любому запнешься и ударишься, но дальше ты просто пойдешь с этой шишкой.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b8/2b/bd/b82bbd93bbd59de0b1290bc79a8921a7/656x438_1:5653_ffb38f772b7d81ffbb77b59daa4883bf@3000x2000_0xIP48nUap_5227164119067383182.jpg.webp)
Денису, который также отвечает за организационные процессы в своем бизнесе, пришлось изучать не только технологии, но и искать решения, связанные с ведением клиентской базы и бухгалтерии. О сложностях и поисках в этой сфере он говорит так:
— Необходимо изначально вести какой-то учет, чтобы понимать, какая у тебя химия есть, какая застаивается, какие услуги пользуются спросом, а на что сделать скидки, чтобы «оборотка» была. Со временем мы наработали хорошую клиентскую базу, ее необходимо было завести куда-то. Самое лучшее — вести электронный учет, но вопрос, в какой программе. Я недавно открыл для себе CRM-систему, которая сочетает в себе возможности вести клиентскую базу, заказы и работать с бухгалтерским учетом. До этого пробовали три программы. Я всю голову сломал, пока понял, что они просто не подходят под наш профиль. Так, в моем случае всё делается методом проб и ошибок.
Был период, когда фирма принялась работать и в автосфере: например, химчисткой кожаных салонов. Такое намерение, считает теперь Денис, было ошибочным:
— Нашлись и инвесторы, которые готовы были спонсировать, предлагали помещение. Но я постоянно здесь, контролирую работу всех и на каждом этапе. Я понял, если мы займемся еще и автомобилями, то просто разорвемся.
Планы — открыть филиалы по СЗФО
За два года бизнес Дениса Ямова расширился, но останавливаться на этом он не собирается — и думает об открытии филиалов в СЗФО. Также компания собирается открыть свой небольшой шоу-рум, где будет представляться популярные модели кроссовок.
— За время работы в мастерской мы стали понимать, какие модели любят наши клиенты, какие чаще всего приносят. А теперь в скором времени они смогут их примерить в нашей мастерской. Так же можно будет заказать услугу по подбору кроссовок, — рассказывает Денис.
Среди планов было открыть пункт приема в Северодвинске, но от этой идеи решили отказаться. Сфера услуг, считает Денис Ямов, движется к тому, что общение с клиентом будет сведено к минимуму, а значит, смысла увеличивать число очных «приемок» нет.