Заканчиваем подводить итоги 2019 года вместе с редакцией 29.RU. О важных и запоминающихся темах минувшего года уже рассказали Юрий Скородумов, Полина Карпович, Ярослав Вареник и Мария Гаврилова. На этот раз своими впечатлениями от 2019-го делится Элла Микушева.
Как и мои коллеги, я делала публикации о противостоянии активистов и ЧОПа на Шиесе и митингах против размещения там мусорного полигона, о взрыве рядом с Неноксой. Но были и другие новости — тоже не всегда приятные и понятные. Например, внезапно 2-й Архангельский объединенный авиаотряд оказался задействован в создании новой авиакомпании. Причем авиаторы не были согласны с этим, но кто их спрашивал? А еще в 2019 году моя «шкатулочка» историй пополнилась новыми текстами о жизни самых разных людей. Их я тоже включила в итоговую подборку.
«Арктика» — территория диалога?
Не одними экологическими протестами в 2019 году жила Архангельская область. Весной неожиданно «взлетела» еще одна спорная тема — создание авиакомпании «Арктика» на базе 2-го Архангельского и Нарьян-Марского авиаотрядов. В апреле об этом заявил губернатор на Арктическом форуме в Петербурге, а уже в мае авиаторы вышли на митинг у Соловецкого камня. На памяти у летчиков история с 1-м авиаотрядом, из которого выросла своя региональная авиакомпания, которая уже давно потеряла этот статус и сменила нескольких владельцев. Об этом несколько человек мне говорили на майском митинге.
Из этого проекта вышел Нарьян-Марский авиаотряд — ненецкие авиаторы все-таки достучались до своего губернатора. А в Архангельском — сменился руководитель, в качестве зама трудоустроили бывшего главу «Корпорации развития Архангельской области», разработка бизнес-плана затянулась. Что дальше будет с проектом «Арктика», непонятно.
Контактные зоопарки: просто бизнес на животных
Грустные новости приходили в 2019 году из контактных зоопарков. Особенно тревожно было за обитателей кочующего зверинца, которых дважды бросал хозяин. Первый раз — в Северодвинске, второй — в поселке Октябрьском. В архангельском контактном зоопарке посетителей напугали больные птицы. Попугаи ощипывали сами себя — а это признак как минимум стрессового состояния. Но даже так владелец не согласился искать для них надежные руки и расставаться с птицами. Видимо, здесь работает принцип: бизнес есть бизнес, даже если он — на животных. Изменится ли как-то ситуация из-за изменений в законодательстве — большой вопрос.
Поборы в детском саду
Поборы в детских садах и школах — тема в России неугасающая. Мое поколение было свидетелем, как наших родителей настоятельно просили сдать на ремонт класса, на установку окон в кабинете. И потом директор водила толпу мам и пап, показывая, куда потратили деньги. Видимо, эта практика в нашей стране передается по наследству — теперь мои ровесники ведут ребенка в детский сад и — кто-то добровольно, а кто-то принудительно — скидываются на различные нужды. Собственно, об этом и был один из моих текстов в 2019 году — о конфликте в детском саду «Радуга». Одна группа родителей (малочисленная) выступила против добровольно-принудительных пожертвований на покупку шкафчиков, установку окон. Вторая группа родителей, которая, собственно, и собирает деньги, считает, что ради комфорта собственного ребенка можно и тысячи рублей нести в детский сад. Некто, согласный с такой позицией, высказался в комментариях к тексту, что ради такого и кредиты незазорно брать.
Еще одна «семейная» тема — предоставление земельных участков многодетным. Причем участков, пригодных для строительства дома. За это активно бьются северодвинские семьи. Они даже вышли в декабре на митинг. Часть из них готова вложиться в жилищно-строительный кооператив, то есть не дожидаться милости от государства и самим построить квартиры. Если семья отказывается от участка, то получит небольшую компенсацию из областного бюджета — 210 тысяч рублей. С такой суммой люди тоже не согласны.
Пенсионеры-бодибилдеры и художники, необычная красота, полеты и плавучий дом
2019 год свел с очень разными людьми. У всех них чему-то учишься — стойкости, вере в себя и свою мечту, умению смотреть на мир с разных точек зрения. История Катерины Озерной — девушки с синдромом Ротмунда-Томпсона. Еще в детстве у нее начали выпадать волосы и зубы. Она небольшого роста — 1 метр 52 сантиметра. Когда её видишь в первый раз, удивляешься: на фото в соцсетях она выглядит так, будто бросает вызов всем, кто заходит к ней на страницу. В жизни она производит другое впечатление, особенно, если впервые ее встречаешь — её почему-то хочется укрыть от этого жестокого мира. Но она справляется сама — в Архангельске Катерина себя не нашла, теперь пробивает себе дорогу в столицах. Девушка снялась в клипе на песню «Красота» группы IOWA и начала сотрудничать с московским агентством «Люмпен».
Или вот фееричная история пенсионера Иваныча — он 25 лет провел в колониях, вышел на свободу и начал качаться. Теперь участвует в соревнованиях по бодибилдингу. Вот такой долгий путь к себе.
Леша Корсаков — один из лучших игроков бочча в Архангельске. В 2014 году он попал в ДТП, которое отняло у мальчика возможность ходить. Но это ему не мешает заниматься спортом и танцами. А его отец даже стал судьей соревнований, пока тренировал сына.
Александр Яшков — военный в отставке, прослужил почти 24 года на флоте. Через годы он пронес свою месту — стать художником. В 45 лет он вышел на пенсию и поступил в колледж искусств. Сейчас он уже сам преподает и участвует в выставках. Пример для тех, кто долго не решается сделать первые шаги к своей мечте или вовсе считает, что время ушло. Или, например, создатель и владелец плавучего дома Виктор Чучин. Он живет в Великом Устюге, его компания сотрудничает со «Звездочкой» и Севмашем. В последний день июля 2019-го он озадачил многих архангелогородцев: его самодельный плот с банькой, кухней и садками для рыбы не ожидали увидеть на Северной Двине. По Архангельской области он путешествует в том числе для того, чтобы увидеть места, куда сослали его бабушку с дедушкой.
А вот архангелогородец Владислав Давыдов просто путешествовать не стал — он взял и переехал в Европу. Поступил в университет в Польше, став участником образовательного проекта Евросоюза. Читателям 29.RU Владислав запомнился тем, как прямо и жестко высказался о жизни в России и отсутствии перспектив для молодежи.
Сумасшедше красивыми пейзажами удивил архангельский летчик Владимир Гомзин. Он снимает мир прямо из кабины пилота — но фотоаппарат в руки берет, только когда работает автопилот. Видео он снимает на экшен-камеру, которую просто оставляет на время полета включенной. Чувствуешь, будто сам за штурвалом. Никакой 3D-симулятор не сравнится с этим.
P
.
S
.
Об этом человеке я не делала материал для 29.RU, но не вспомнить про него я не могу. Года три назад снимала сюжет для федерального канала. В 2019 году этого человека не стало. Это врач Алексей Кордумов из поселка Рочегда Виноградовского района. Мы общались всего день, но за этот день я очень благодарна судьбе. Он любил свое дело и своих пациентов, при этом был очень скромным человеком. Мечтал о вертолетной площадке в Рочегде, чтобы туда без проблем могла летать санавиация, доказывал всем, что нужно срочно проводить интернет в поселок. Без интернета нельзя было оформить рецепты, приходилось уезжать в райцентр для этого на единственной уцелевшей машине скорой помощи. Когда мы приехали к Алексею, был как раз тот случай, и врач остался без автомобиля. Уже поступили несколько вызовов, надо было ехать. Оставалось два варианта: выезжать на нашей машине или просить знакомых прокатить до соседней деревни. По-детски робко Алексей поинтересовался у меня, можем ли мы поехать на вызов на нашей машине. И как-то радостно засуетился, когда мы согласились, побежал собираться. Очень жаль, что его не стало. Интересно, как живет Рочегда, окрестные деревни, районная больница без него?
Согласны с автором?