СЕЙЧАС -15°С
Все новости
Все новости

«Главное — не упасть по дороге»: как журналист 29.RU работал доставщиком еды в Архангельске

Кто и что заказывает на обед в Архангельске, и сколько за это платят курьеру

Журналист 29.RU Юрий Скородумов примерил на себя форму курьера и узнал, чего стоит их работа

Поделиться

Пожалуй, важнейшей профессией во время пандемии (после медиков, конечно) стали курьеры. Вначале они помогали тем, кто оказался дома на изоляции, и работникам, отправленным на удаленку. А теперь приносят еду из кафе и ресторанов тем, кто не может посетить эти места без QR-кода — хотя в некоторые заведения общепита можно попасть без документов. Спрос есть, заказы тоже, вот и путешествуют люди с зелеными и оранжевыми рюкзаками из одной точки Архангельска в другую с утра до вечера.

Чтобы узнать, насколько это сложная работа, журналист 29.RU отработал одну смену в местной компании по доставке еды, для чего прошел за день пешком 12 километров. Рассказываем, сколько зарабатывают курьеры, и какие проблемы встречают на дорогах города.

Еще чуть-чуть и видео загрузится

Видео: Кристина Полевая

Что брать с собой


Доставкой еды в Архангельске занимаются сейчас, пожалуй, большинство кафе и ресторанов, кроме уж самых маленьких заведений. Для этого они заключают контракт с сервисами по доставке — как с крупным федеральным Delivery Club, так и с местными, например, компании «Чиббис». К последним обратились и мы с просьбой дать работу на день.

Выяснилось, что всё достаточно просто: нужно получить сообщение о новом заказе, забрать еду из заведения общепита, и донести ее до заказчика. Как объяснили в «Чиббисе» во время короткого инструктажа, при этом нужно отчитаться диспетчеру о получении еды и окончании доставки. Прийти на работу нужно к 10:00 — именно во столько начинается дневная рабочая смена, которая продлится до 17:00. Есть еще и вечерняя — с 17:00 до 22:00, а по пятницам, субботам и воскресеньям — до 23:00.

Экипировался во всё оранжевое и готов доставлять еду и радость заказчикам

Экипировался во всё оранжевое и готов доставлять еду и радость заказчикам

Поделиться

В назначенное утро мне выдали большую термосумку, дождевик яркого оранжевого цвета и мобильный терминал, в который уже была вставлена чековая лента. Кроме него из техники со мной был заряженный смартфон с приложениями 2ГИС и WhatsApp и внешний аккумулятор. Ну и конечно, выдали маску с перчатками — при вручении еды всё должно быть безопасно. Вот такой боекомплект для того, чтобы делать голодным людям приятное.

Главный враг — снег на тротуаре


Больше всего работы для курьеров — в обеденное время, и заказы поступают из офисов. Мой первый вызов — доставить заказ из кафе «Купе» на Троицком проспекте в областное Управление Росреестра на Ломоносова, 206. На телефон приходит сообщение от диспетчера: в нем есть номер заказа, состав, цена, адреса. И, что важно, время на выполнение: забрать еду нужно в 12:20, а вручить заказчику в 12:41.

Иногда маршруты доставщиков пересекаются

Иногда маршруты доставщиков пересекаются

Поделиться

Выхожу из офиса во всём ярком обмундировании и иду в кафе. Там встречаются еще пара таких же доставщиков — угрюмые неразговорчивые парни, которые молча забирают свои заказы и уходят. На барной стойке уже стоит пакет для меня. В контейнерах, если верить диспетчеру, должен быть бизнес-ланч, смузи и сэндвич с семгой. Всё это добро стоит 490 рублей, причем заказ уже оплачен.

По цене всё сходится, поэтому аккуратно кладу пакет в сумку, закрепляю внутри перегородкой и выдвигаюсь. Попутно проверяю по 2ГИСу, сколько идти до заказчика. Выходит 25 минут, что больше указанного времени на 4 минуты. Но так как в кафе я пришел чуть раньше, то запас есть.

Внутри сумки есть специальная передвижная перегородка, которой можно покрепче закрепить контейнеры

Внутри сумки есть специальная передвижная перегородка, которой можно покрепче закрепить контейнеры

Поделиться

Дороги Архангельска зимой часто не предназначены и для автомобилей, а уж о пешеходах и говорить нечего. Главный враг пешего курьера зимой — неубранный снег на тротуаре. А если под ним еще и прячется лед, то вдвойне опасно: и сам можешь покалечиться, и заказ испортишь. Да и по такой дороге просто сложно идти, и скорость твоя становится меньше. Это во время обычной прогулки не думаешь, сколько она займет времени, а тут речь о минутах.

Подгоняемый внутренним голосом, который твердит: «Не успеешь! Не успеешь!», я быстрым шагом и практически не останавливаясь на светофорах, всё-таки успеваю добраться раньше. Забираюсь на пятый этаж в какую-то студию, отдаю заказ и в 12:36 пишу диспетчеру, что еда доставлена. Как только спускаюсь на улицу, приходит новое сообщение — времени передохнуть нет.

Как передвигаться по таким дворам и не упасть — загадка

Как передвигаться по таким дворам и не упасть — загадка

Поделиться

Фастфуд на обед и замерзший терминал


Второй заказ: забрать еду в «Starfoods», который находится недалеко от высотки, и доставить его в офис на Вологодской, 6. Лично для меня удивительно, что кто-то обедает бургерами, но, как говорится, хозяин — барин. Мое дело — доставить пакет вовремя — то есть в 13:17.

Заказ принят — пошел отсчет до момента доставки

Заказ принят — пошел отсчет до момента доставки

Поделиться

Работаю уже по накатанной: в кафе проверяю цену на пакете, чтобы не забрать чужой, укладываю в сумку и быстро выхожу. 2ГИС показывает, что дорога займет 22 минуты. По моим прикидкам этого должно хватить в обрез, даже если срезать дворами. В этот раз приходится останавливаться на каждом светофоре, а на одной из «зебр» я поскальзываюсь и приземляюсь на колено. Заказ вроде бы удержал в том положении, в каком нес, но теперь продолжаю путь прихрамывая.

Натягивать резиновые перчатки на морозе — то еще удовольствие

Натягивать резиновые перчатки на морозе — то еще удовольствие

Поделиться

На улице довольно холодно, и надеть резиновые перчатки перед тем сложно — на морозе они затвердели и не хотят натягиваться на пальцы. После пары минут борьбы с ними захожу в бизнес-центр, поднимаюсь на нужный этаж. Там неожиданно меня встречает суровый охранник, спрашивает, к кому я пришел, и сам идет к нужной двери, чтобы позвать кого надо. Через пару секунд оттуда выходит мужчина и молча протягивает мне тысячную купюру. У меня небольшой ступор: про наличку речи не было.

— А вы только так можете оплатить? Не по терминалу? — спрашиваю я.

— Нет, договаривались так, — отвечает он. Потом смотрит на пакет из «Starfoods» и понимает, что это не его заказ.

После мороза не работают не только руки, но и техника

После мороза не работают не только руки, но и техника

Поделиться

Из той же двери выходит молодой парень и говорит, что это для него, и протягивает карточку. Успокоившись, включаю терминал, но он долго думает, прежде чем провести оплату — наверное, замерз. С минуту стоим с этим парнем, замерев в молчаливых позах, пока не появляется чек. Прощаемся.

Путешествие за три километра и обратно


Новых сообщений на телефон не приходит, поэтому принимаю решение идти пешком в сторону центра города — всё равно заказы нужно будет забирать оттуда. По пути захожу в столовую, быстро ем и иду дальше.

Разминуться с курьером на узкой лестнице очень сложно

Разминуться с курьером на узкой лестнице очень сложно

Поделиться

Начинаю немного мерзнуть — всё-таки столько времени на улице. Понимаю, что лучше всего экипироваться, как будто вышел на зимнюю рыбалку: термобелье, свитер, пуховик, зимние сапоги — всё пригодится, когда из одного места тебе нужно будет сразу же идти по морозу во второе, чтобы забрать заказ. Кстати, очень хорошая вещь — перчатки, в которых можно нажимать на экран смартфона, не снимая. Только они и спасают пальцы от обморожения.

Спустя пару часов, когда я уже успел добраться до центра, приходит третье сообщение. На этот раз забрать заказ нужно в том же «Купе», а идти довольно далеко — до «Авиакасс» на Воскресенской, 116. На всё дается 23 минуты и даже по самым смелым расчетам я сомневаюсь, что этого хватит.

Во время доставки есть волнение за заказ — не перевернулся ли?

Во время доставки есть волнение за заказ — не перевернулся ли?

Поделиться

В кафе мне выдают пакет с заказом — в нем полный бизнес-ланч и набор суши. Контейнеры поставлены друг на друга, а на вершине этой пирамиды неустойчиво болтается баночка с соевым соусом. Переживаю, как бы она не перевернулась и не открылась во время этого похода на другую часть города. Аккуратно кладу пакет в свой короб и стараясь не сильно трясти выхожу на улицу.

К третьему заказу уже ощутимо устаешь — начинают сказываться несколько часов прогулки. Сверяюсь с 2ГИСом, выбирая маршрут покороче, и всерьез подумываю сесть на автобус — так было бы проще. Но решаю дойти на своих двоих: всё-таки интересно, успею дойти за 23 минуты, или нет? В итоге, опоздал на 10 минут, но женщина, которая ждала этот поздний обед, всё равно была довольна, никаких замечаний. Постоянно посматривая на телефон, добрел по тому же маршруту до офиса, где в 17 часов сдал сумку, дождевик и терминал.

Летом работать курьером было бы проще — удобнее ходить по чистому асфальту, а еще лучше — развозить еду на велосипеде

Летом работать курьером было бы проще — удобнее ходить по чистому асфальту, а еще лучше — развозить еду на велосипеде

Поделиться

780 рублей за смену — не предел


Как новичку, мне дали немного заказов — всего три, но их хватило, чтобы почувствовать всю суть работы. В итоге за эту пятичасовую смену я получил 780 рублей — по 130 рублей за час.

— Мы работаем с курьерами, как с самозанятыми, — пояснили в офисе компании «Чиббис». — Оплата идет почасовая — 60 рублей в час, плюс 70 рублей за заказ для пеших курьеров. В часы, когда не было заказов, мы также платим не только почасовую оплату, а добавляем до 130 рублей.

Перед тем, как выйти, нужно наметить маршрут — лучше не по центральным улицам, а срезать дворами

Перед тем, как выйти, нужно наметить маршрут — лучше не по центральным улицам, а срезать дворами

Поделиться

При постоянном потоке за семичасовую смену курьер может успеть доставить около 15 заказов. А в моменты большой загруженности максимум достигал 20 заказов. Кстати, как говорят в «Чиббисе», некоторые согласовывают свои смены заранее — кто-то может выйти на работу позже, а кто-то, наоборот, готов ходить с заказами полный день — с 10:00 до 22:00. Соответственно, и зарплата у всех получается разной.

Еще один плюс такой работы — всё время находишься на свежем воздухе

Еще один плюс такой работы — всё время находишься на свежем воздухе

Поделиться

Работа курьером мне не кажется сложной, но к ней нужно привыкнуть — вначале из-за постоянной ходьбы по городу быстро устаешь. Но если вы не боитесь таких нагрузок и любите свежий воздух (даже зимой), то почему бы и нет. Думать не надо совершенно, забрал заказ и иди, главное — не упасть по дороге. Полагаю, что кому-то такая работа должна нравится: всё действительно очень просто организовано, а схема «забрал — принес» работает как часы.

Но, конечно, рекомендовать её могу не всем — средняя зарплата выходит около 25 тысяч в месяц (если посчитать пятидневку с семичасовой сменой, где выпадает один заказ в час). При сегодняшних ценах этого, как ни крути, мало для полноценной жизни. Можно, конечно, пытаться работать больше и разносить заказы быстрее, но это не всем по душе. Правда, если у вас есть велосипед — дело пойдет быстрее, а если автомобиль — то совсем здорово.

Одни предпочитают доставлять днем обеды, другие — ужины по вечерам. Но есть и те, кто может отработать сразу две смены

Одни предпочитают доставлять днем обеды, другие — ужины по вечерам. Но есть и те, кто может отработать сразу две смены

Поделиться

Кстати, ранее журналистка 29.RU устроилась на работу кондуктором автобуса и рассказала, на сколько часов хватило ее нервов.

  • ЛАЙК5
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter