Что мы знаем про Кего? Территориально близкий к Архангельску остров, жизнь на котором всё же бесконечно далека от той, какую мы ведем в городе. Прошлым летом эти места прогремели на всю страну массовой дракой из-за выставки современного искусства. После местные признавались, что боятся жить здесь, чувствуют себя брошенными и забытыми. Но время идет, а значит, возможны и изменения. Чтобы проверить, так ли это, отправились туда снова: поговорить с островитянами, узнать, что заставляет их гордиться своей малой родиной, а какие проблемы кажутся нерешаемыми и погружают в уныние.
Фишки острова и проблемы — мнение уроженки Кего
Весной до Кегострова можно добраться только на буксире. Судно с прочным названием «Гранит» ходит с интервалом в 1 час 20 минут. Комфортных условий для поездки не предполагается — к вашим услугам проветриваемая палуба, грубые деревянные скамейки и громкий гул мотора. К счастью, плыть на Кего всего 15 минут, но и люди здесь в основном закаленные. Чего стоят зимние переходы на остров по ледовой переправе, продуваемой всеми ветрами.
Прямо на буксире знакомимся с Надеждой. Она с рождения живет на Кего и знает про него всё. Раньше женщина работала учителем математики, теперь — на пенсии. Про прошлое своей родины наша собеседница рассказывает с удовольствием.
— С историей России Кегостров очень плотно связан. У нас и Петр I был, и другие коронованные особы. Когда Архангельск был главным портом России, на Кегострове была таможня. И благодаря этому у нас есть такая фишечка — коса из камней. Это удивительно, потому что у нас на острове вообще нет камней, а коса вся ими усыпана, — говорит Надежда. — А это было такое распоряжение. Каждый импортный корабль заграничный, он обязательно с собой камни привозил и разгружал на берег, тем самым его укрепляя. Но самое главное, у нас зарождалась вся авиация севера. Первые самолеты, первые прыжки с парашютом — всё было связано с Кегостровским аэродромом.
Настоящее острова полно проблемами — Надежда этого не скрывает, но она уверена: на других территориях России их не меньше. Среди главных проблем Кего она называет транспортную. Обсуждает недавнюю задержку в работе буксиров, случившуюся из-за ледохода.
— Такие задержки периодически случаются: приходится просто на берегу стоять или по магазинам прятаться. Наши знают все точки рядом с причалом, все окрестные магазины. Мы ждем вокзала, который обещают к концу навигации открыть. Надеемся, что до начала следующего сезона его действительно доделают, потому что так нельзя, — сетует женщина.
Проблемы с транспортом случаются не только в период ледохода, но и летом, когда Кего атакуют туристы. Надежда считает: одного теплохода для того, чтобы увезти на остров и обратно всех желающих — и местных, и отдыхающих — очень мало.
— Я считаю, что летом у нас в 15–20 раз возрастает население, и отдыхающих очень много. И все мы на один пароход — вот это страшно. Я не против туризма, надо обязательно его развивать, но тогда и проблему решать надо: люди должны ездить еще на чем-то.
Наша собеседница рассказывает, что постоянно на Кегострове давно не живет: на зиму она переезжает в город. Так живут и многие другие уроженцы Кего, потому сегодня это скорее остров дачников и туристов.
«Мы, те островитяне, кто не может этих проблем переносить, — давно уехали, а кто остался — тот к ним привык»
То, что остров пустеет, особенно заметно, говорит Надежда, по наполняемости классов в местной школе:
— У нас очень хорошая школа была, шикарное здание городского типа. Сейчас — по одному классу на каждой параллели. А на освободившиеся площади перенесли детскую и взрослую поликлиники. Там прекрасные условия, хотя сдавать анализы все равно нужно в городе.
Самое сложное — зависеть от погодных условий
По пути на каменную косу, которую нам разрекламировала Надежда, знакомимся с местной жительницей Татьяной Сумароковой. Она работает в той самой школе, о которой мы говорили выше: часть своего класса она как раз вывела на субботник.
Как и наша предыдущая собеседница, Татьяна родилась на Кегострове, но несколько лет назад, не выдержав проблем с транспортной доступностью, переехала в Архангельск. Однако бросить родную школу не смогла.
— Это моя малая родина, но есть проблемы с транспортом, а у меня дети. Сын в кадетском корпусе — ему неудобно отсюда было ездить, дочь дополнительным образованием занимается, на которое уходит много времени, — объясняет причины своего отъезда с Кего Татьяна.
О проблемах с транспортом она, как и Надежда, рассказывает очень подробно. Зимой по переправе, говорит Татьяна, ходить сложно, но это фактически самый надежный способ успеть всё вовремя. Теплоход летом тоже хороший вариант, но рейсы могут и отменить из-за погодных условий.
Если, допустим, туман или большая волна, то теплоход либо отменяет рейсы, либо переносит их, и тут ты уже вынужден планировать свою жизнь по-другому. Это неправильно. Это очень тревожит, нервирует. У меня ведь как у педагога есть график работы, в который нужно уложиться.
«Делать свою работу абы как или наспех, мы, учителя, не привыкли»
Отмечает Татьяна и проблему с огромным количеством пассажиров в летние дни: она подтверждает, что попасть на теплоход летом бывает очень трудно из-за большого количества отдыхающих, катающихся туда-сюда. Для нашей собеседницы эти поездки — необходимость, поэтому просто закрыть глаза на эти неудобства не получается.
Татьяна Сумарокова согласна: Кегостров и правда постепенно вымирает. Но виноваты в этом не только транспортные проблемы, считает она, но и отсутствие комфортной среды, хорошего жилья здесь, на острове. Вот как, по мнению нашей собеседницы, можно было бы поправить положение, если бы городские власти заинтересовались Кегостровом и его развитием.
— Можно было бы создать здесь какую-то базу отдыха — земли много, земля хорошая. С речной переправой можно было бы тоже что-то сделать: хотя бы теплые теплоходы для людей в межсезонье пустить. Я думаю, тогда тут многие обустраивали бы жилье, корнями бы прорастали.
«В свое время тут было два лесозавода, свой мебельный цех. Люди не нуждались в том, чтобы заказывать что-либо — всё делалось здесь»
Сейчас такого нет, во многом из-за этого нет и жилья, пригодного для проживания. Я думаю, молодое поколение не захочет жить в доме, где нет удобств, а здесь большинство домов с печным отоплением, без водопровода, без канализации, — говорит Татьяна.
Содержание жилфонда, который еще всё же имеется, отмечает она, тоже оставляет желать лучшего. Вот почему:
— Есть управляющая компания «Контакт», которая занимается всем этими хозяйственными вопросами. И к ним очень много вопросов. Например, ремонт печей компания производит только за деньги. А как быть, если это муниципальное жилье? Они обязаны его ремонтировать. Ведь это не я разбомбила свою печь в квартире, это дом сходит со свай. Но всё делается за деньги. Даже почистить трубу — стоит денег, а без этого ведь не истопишь печь.
«Со своим домом не соскучишься»: кому на Кегострове жить хорошо
Заметим, что трудности местного быта, больше похожего на деревенский, заставляют унывать не всех. Возиться со своим домом в радость нашему следующему собеседнику, Павлу Николаевичу. Правда, занимается он этим всерьез только в отпуске или по выходным. Большую часть времени мужчина проводит в Северодвинске: там он живет и работает.
— Со своим домом, знаете, не отдохнешь — ремонт. Вот сейчас баню подтопил, на кладбище сходил, катер под берегом… Не соскучишься. Это неплохой вариант для летнего домика в деревне. Близко к городу, а больница и прямо здесь есть.
Мужчина признаётся, что с радостью жил бы здесь и круглый год, но позволить себе этого не может, так как работать негде.
— Вот если бы была здесь работа, можно было бы жить, как и везде в России. Раньше здесь жизнь кипела! Магазинов было штук семь, был клуб, два лесозавода, колхоз, аэропорт был — я в молодости там работал, — вспоминает Павел Николаевич.
По Кегострову мы прогуляли несколько часов и за всё это время встретили лишь одного человека, который живет тут постоянно. Это 75-летняя бабушка, из скромности утаившая свое имя. Зато наша собеседница охотно рассказывает, что сейчас готовится к посевной: мечтала об этой поре всю зиму.
— Скоро с мужем будем садить в теплицах помидорчики, огурчики, картошечку. Землю готовим. Я зимой не могу дождаться, когда сезон наступит: до того надоест лежать на диване, что весной скорее бежишь в огород, — улыбается пенсионерка.
Она говорит, что всю жизнь проработала в колхозе: занята была даже в выходные. Теперь она наслаждается пенсией. И Кегостров для этого ей вполне подходит:
— У нас такие перцы в том году выросли: лучше, чем в магазине даже! Мы делаем закрутки, потом всю зиму едим свои огурцы, свои помидоры. Капусту сами квасим. Так что у нас всё есть, плохо нам, что ли?
Вот таким открылся нам Кегостров в разговорах с людьми, которые знают его как свои пять пальцев. Кому-то из наших собеседников на самом деле тяжело наблюдать забвение родных мест, другие же рады возделывать свой кусочек земли, невзирая на порой гнетущую обстановку вокруг. Но в любом случае всех их объединяет, нам кажется, любовь или как минимум неравнодушие к родным местам. А это уже дает надежду на изменения в будущем. И они в общем-то уже есть. Так, ранее мы рассказывали вам о Елене Левковой — жительнице Кего, которая начала водить экскурсии по родному острову, чтобы влюбить в него туристов.