Когда человек теряет крышу над головой, он может заселиться в маневренный фонд. Это временное жилье, которое выделяет государство для тех, чьи дома, например, сошли со свай или пострадали во время пожара. О маневренном фонде слагают легенды: известны случаи, когда комнаты, которые предлагали «переселенцам», были просто непригодны для жизни. Поэтому люди часто отказываются переезжать туда и предпочитают дальше жить в своих разваливающихся опасных домах. Это проблема не только Архангельской области, но и других регионов. Но действительно ли всё так плохо? Мы решили сами побывать в домах, где предлагают маневренное жилье в Архангельске, и пообщались с людьми, которые там живут (или отказались от такой возможности).
Этот текст мы начали готовить в конце августа, но в связи с сентябрьскими событиями отложили его и публикуем сейчас.
Все доступные для заселения варианты из маневренного фонда выкладывают на сайте администрации Архангельска. Этот список обновляется. Мы посетили несколько адресов.
Общежитие в Талагах
В общежитии на Авиационной улице под маневренное жилье выделен целый этаж. Само здание находится на окраине города: как легко догадаться по названию улицы, рядом с аэропортом.
Подъезды здесь открыты нараспашку: простые деревянные двери и никаких домофонов. Но на этаж с маневренным жильем просто так не попасть: туда ведет отдельная дверь, которая закрывается на ключ.
За дверью — коридор и еще вереница дверей. Как и в обычном общежитии.
Кухня, туалет и душевая — общие, на этаже. В коридоре стоит и часть мебели, что не вместилась в комнаты «переселенцев».
Ольга Шихова живет тут уже пять лет. Раньше у нее была квартира в «деревяшке» в центре города — на улице Володарского. Дом признали аварийным, а 2018 году там был пожар.
Здание снесли, поэтому теперь про свой дом женщина может сказать только: «Моего дома давно уже нет».
Ольга перенесла инсульт и сейчас проходит реабилитацию: делает успехи, хотя и признается, что говорить получается с трудом.
Женщине дали II группу инвалидности, поэтому приходится работать. Она устроилась уборщицей, а до болезни долго была кондуктором. Северянка признается, что ей нравилась эта работа и она хочет вернуться, когда полностью восстановится:
— Сейчас меня не возьмут, тем более далеко [придется ездить на работу], — говорит она. — Я пока не всё могу говорить: что-то могу, а что-то не могу. Но это пройдет. Скорее бы!
Северянка буквально построила жизнь заново. Теперь она ютится в небольшой комнате и вспоминает, что раньше жила в трехкомнатной квартире. Из старого дома она не смогла забрать даже свои вещи.
Ольга многое сделала, чтобы наладить быт на новом месте: сама обставила общую кухню, докупила кое-что из сантехники в общую душевую.
А вот когда она переедет на постоянное жилье, женщина не знает. Новостройка, где она ждет квартиру, пока не готова.
А вот бывший моряк, пенсионер Юрий Поднежный, живет в маневренном фонде недавно. Сюда он переехал в мае. И сделал это не по своему желанию. Из старого дома мужчину по решению суда выселили приставы.
Суд решил, что находиться в «деревяшке», где раньше жил пенсионер, просто опасно. Здание признали аварийным в 2015 году, а в 2019-м оно сошло со свай. Хотя, как говорит сам Юрий, разрушаться дом начал намного раньше.
— Еще в 2006 году меняли сваи. Одну сторону сменили, а вторую так и оставили с гнилыми. А когда дом на домкратах поднимали, он весь потрескался, потерял устойчивость. У меня же там знакомый работал, мы с ним вместе в море ходили. Он приходил ко мне пить чай, и он рассказал мне, как они там всё делали. Лишь бы наряды закрыть да денег заработать. Я знал, что дом рухнет. Издалека было видно, что он начал скатываться, стали рушиться трубы, у меня в ванной вообще пол провалился еще до того, как дом со свай сошел, — рассказывает мужчина.
Сам Юрий родом с Украины и вырос в Донбассе, но имеет российский паспорт и уже много лет живет в Архангельске. На Север приехал учиться, потом 17 лет отработал в траловом флоте. Был мотористом, а потом его сократили.
Сейчас мужчине 65 лет, и он живет на пенсию. Компанию ему составляют восемь кошек. Раньше питомцев было больше, но одна кошка потерялась при переезде. Все хвостатые — породистые. Это сиамские кошки, которых Юрий начал держать после того, как друг привез ему питомца из Сингапура.
Пенсионер признается, что хоть и не хотел переезжать, определенные плюсы в маневренном жилье нашел.
— Здесь хотя бы не сыро. Ноги перестали болеть. А то в старой квартире у меня ноги болели, потому что было сыро и холодно. Электричество есть. Там-то я бегал к соседям телефон заряжать да за кипятком, — говорит он.
Новую квартиру пенсионер ждет через полтора-два года.
«Деревяшка» в центре города
Обычно маневренное жилье находится на окраине. Много вариантов на островах, откуда нелегко добираться в центр на работу. Но есть дома и с весьма удачным расположением. Например, на улице Романа Куликова с новостройками соседствует скромная «деревяшка», где числится маневренное жилье.
Здесь предложили жить северянке Марине Анкудиновой. Она отказалась:
— Это не дом, и сараем даже не назовешь. К этому дому еще и не пройти — поддоны ломаные. По всему дому нет окон, выглядит, как после бомбежки. Просто ужас.
Женщина осталась без жилья больше 20 лет назад.
— Я жила на Кирпичном, 1. В 1990 году дом заморозили: прорвало батарею, а чинить не стали, так как дом был списан с баланса. Это было 30 декабря. У соседей и у меня были маленькие дети, нам пришлось разъехаться кто куда. Мы у родственников поселились, хотя места не было. Вот так я и осталась без жилья. Прописка была, дома не было, — говорит она.
Северянка объясняет, что современных телефонов тогда не было: куда обращаться, она не знала:
— Была молодая, 22 года... Ходила в местные организации. Постоянно отказывали. Потом узнала, что надо ехать в мэрию. Начала ездить туда, тоже отказывали. Говорили, что нет жилья.
В 2010 году к решению проблемы подключился депутат областного собрания. Женщине тогда предложили переехать в дом по адресу: Ленинская, 10.
— Я, конечно, не сообразила, что надо было сначала посмотреть, всё по-хорошему обдумать, а потом уже прописываться. Я сначала прописалась, а потом только зашла. Ключа не дали, пришлось ломать дверь. Потом оказалось, что у всех клопы и тараканы, и котов штук семь было. Вот я и попала! Просто надоело скитаться, хотелось иметь свою крышу над головой — вот и поспешила. В итоге я там почти не жила. Там жить страшно. Зато за это жилье нужно платить.
И несмотря на это квартирный вопрос остается открытым. Дом на Ленинской два года назад официально признали аварийным. Теперь Марина постоянно заходит на сайт, где выкладывают списки свободного маневренного жилья.
— Мне положена однокомнатная квартира, но их почти нет. С юристом разговаривала, он сказал, что мне в суд бесполезно подавать. Я не считаюсь малоимущей, я работаю. Суд я не выиграю. Остается, юрист сказал, только терпеть и ждать. Еще мне сказали, что если я заселюсь в маневренное жилье, то буду платить и на Ленинской, и за то жилье, которое предложат.
«Дом ветеранов» на Суфтина
Есть в Архангельске и другое маневренное жилье. Например, в «доме ветеранов» на Суфтина, 32. Нам удалось пообщаться сразу с несколькими жильцами. Они рассказали, что условия там вполне приемлемые.
Для жительницы этого дома Ирины вопрос переезда на новое место остро не стоит.
— Я и здесь могу жить, — поделилась она. — Условия замечательные.
Раньше Ирина жила на Кегострове. Три года назад там случился крупный пожар.
— На следующий день после пожара приезжал глава города (тогда это был Игорь Годзиш. — Прим.ред.), вся его команда. Я знала, что в этом доме на Суфтина есть маневренное жилье, потому что у меня тут живет подруга. И я попросила, чтобы нас поселили сюда. Нас поселили очень быстро — на третий день, — рассказала женщина.
Но не всем повезло заселиться в этот дом сразу. Соседка Ирины рассказала, что сейчас ее тоже устраивает жилье. Правда, ее маневренная квартира плотно заставлена вещами — на общей площади 42 квадратных метра живут четыре человека.
Однако раньше северянка жила в худших условиях.
— До этого мы почти пять лет жили в общежитии на Лесотехнической. Там несколько раз были пожары, потому что такой был контингент... Мы с подругой стали добиваться того, чтобы это жилье признали непригодным. Я обратилась к уполномоченному по правам ребенка, после этого нам предложили другое жилье: подруге — комнату на Воронина, а мне — эту квартиру, — сказала она.
До этого северянка жила на Бревеннике, но в 2013 году лишилась жилья из-за пожара. Постоянное жилье обещают дать к сентябрю 2024 года.
Еще одна северянка, получившая в этом доме жилье, сказала, что условия хорошие. В квартире живет ее пожилой отец.
— Условия нам очень нравятся. Спасибо тем, кто нам выделил это жилье, а то он бы жил на даче.
В этот же дом после жизни в аварийке въехала и архангелогородка Светлана Салмова. Квартира нуждалась в ремонте, и северянка судилась с городской администрацией.
В итоге жилье она привела в порядок и сделала довольно уютным.
Правда, Светлане удалось добиться устранения не всех недостатков. Например, она так и не дождалась ремонта в ванной: там отваливалась плитка и не работал сливной бачок унитаза.
Но все-таки это история со счастливым финалом. Светлана переехала жилье в новостройке. В своей колонке она рассказывала, как долго к этому шла и как в итоге получила квартиру.
Напомним, всего в Архангельске более тысячи аварийных домов. О том, как там живут люди, мы пишем регулярно.
Жильцы сошедшего со свай дома на Северодвинской дошли до Первого канала и выступили на шоу у Гордона, чтобы их дом признали опасным для жизни. Но это не помогло. Недавно здание снова упало. В этот момент там находились люди;
дом по адресу Михайловой, 6 постоянно занимает первое место в городском конкурсе на самый уютный дворик. По иронии судьбы сам дом находится в аварийном состоянии. Его должны снести, но есть одно интересное обстоятельство— раньше здесь была церковь, и сейчас местные хотят ее восстановить;
архангелогородец Роман Иванов 22 года добивался получения благоустроенной квартиры по инвалидности. В его квартире не было горячей воды, ванной комнаты, а батареи еле грели. А в этом году он получил субсидию для приобретения новой жилплощади, но этого миллиона хватит разве что на квартиру в деревянном доме на окраине;
еще одна счастливая история. Многодетная семья Митькиных из «ледяного» барака на Сульфате переехала в новостройку. Теперь те ужасные условия, в которых они были вынуждены жить многие годы, остались лишь в воспоминаниях.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.