Несколько «деревяшек» на окраине Архангельска скоро пропадут с карты города. На их месте построят дорогу — она продолжит Московский проспект. У властей большие планы на этот проект: он даст возможность застроить пока пустующую часть Майской Горки, создать необходимую социальную инфраструктуру. Тем временем в домах под скорый снос всё еще живут люди. У многих уже, что называется, чемоданное настроение, но при этом и множество опасений: когда дадут ключи от новых квартир и точно ли вообще переселят? Журналисты 29.RU узнали, почему жильцы чувствуют себя в подвешенном состоянии, как отнеслись к большой дорожной стройке, из-за которой им придется менять место жительства, и готовы ли к этому.
Соседство «деревяшек» и новостроек: что это за район
В администрации Архангельска сообщают, что расселить и снести под строительство дороги должны десять домов — в их числе и частные, и многоквартирные. Еще один дом расселяют по адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019–2025 годы».
По данным на 20 февраля, предоставленным горадмином, в части домов, которые подлежат сносу именно из-за продления Московского, зарегистрированы 84 человека. В доме 44, к. 2 по улице Энтузиастов — 6 человек. В домах 45, 51 и 53 по улице Энтузиастов, сообщили в горадмине, регистрационный учет не ведется.
Один из новых участков Московского проспекта проложат между улицами Емельяна Пугачева и Энтузиастов. По квадрату между этими улицами и расположились приговоренные к сносу дома. Мы приехали сюда днем и сразу ощутили, будто выехали куда-то за город. Людей на улице мало, двухэтажные, к сожалению, видавшие виды «деревяшки» соседствуют с частными домиками, во дворах — дровники. Всё это походит на деревню, подумалось нам. Местные такого сравнения, как оказалось, не чураются.
— Сюда ползут отдыхать со всех каменных домов, — показывает на возвышающиеся вдали новостройки Сергей Зуев. — Как люди напереезжали, стали сюда ходить. У нас рядом лесок: грибы, ягоды тут. С собаками гуляют.
Рядом с «деревней» и правда соседствуют новостройки. Они выросли здесь за последние годы и теперь будто напирают на «деревяшки».
«Я в каменных домах никогда не жил»
Сергей Викторович Зуев — житель дома 16 на улице Емельяна Пугачева. Он первый, кто согласился поговорить с нами, хотя и всё время повторял, что спешит — дела по хозяйству.
Сергею Зуеву 64 года. На улице Емельяна Пугачева он живет с 15 лет: переехал сюда когда-то с родителями. К жизни в деревянном доме на окраине с юности привычен. Дом свой называет хорошим, крепким.
— Я бы здесь и остался, привык и воду носить, — рассуждает наш собеседник, размахивая небольшим пластиковым ведерком. — Я в таких условиях вырос — никогда не жил в каменных домах. Мать у меня получила квартиру в конце 1980-х [в каменном доме], пожила там года два-три и скончалась. Там экология другая.
К тому, что всё же придется переехать, Сергей Зуев отнесся с пониманием: «А что сделаешь? Жить-то как-то надо». Он рассказал, что квартиру ему уже подыскали, сейчас идет оформление. Переехать он рассчитывает в марте, часть вещей уже собрал. Ехать нашему собеседнику, по его словам, придется недалеко: он согласился на однушку в доме напротив ТЦ «Вертикаль». Рядом живут его родственники, поэтому он в чем-то даже рад переменам. Шутит, что в гости друг к другу можно будет в тапочках ходить.
— Мы думали, что будем жить в новых домах, а в итоге дают квартиры, которые кто-то продает. Нам подыскали варианты, выбирали мы сами, — делится Сергей Зуев. — Мне дают квартиру, равноценную моей здешней: там большая комната, большая кухня, все условия есть. Первый этаж — с велосипедом мне удобно будет. Ремонт делать не надо.
Он считает, ему и его соседям, которые не приватизировали квартиры в свое время, повезло: Сергей Викторович сомневается, что возможно купить жилье на компенсации собственникам, не влезая в дополнительные кредиты, в ипотеку.
«Два месяца сижу и жду ключи»: чем недовольны жильцы
По словам Сергея Зуева, в их доме остаются в основном люди в возрасте. Мы стучимся в одну из квартир на втором этаже и знакомимся с двумя пенсионерками, двумя Нинами Владимировнами. Женщины как раз обсуждали свой переезд и задавались вопросами — каждая своим.
Нина Владимировна — хозяйка квартиры, в которую мы зашли, возмущена, что ее семье предлагают схожий метраж, но с меньшим количеством комнат — с двумя вместо трех. Они посмотрели уже несколько вариантов в своем районе: и на Московском проспекте, и на улицах Галушина и Фёдора Абрамова. Дважды даже соглашались, но, как говорит Нина Владимировна, появились проблемы со стороны продавцов жилья — добро не дала опека. Сейчас поиск продолжается, варианты пока не устраивают: например, одно из последних предложений — в доме коридорного типа. Но это вызывает серьезные опасения.
— В дом коридорного типа я ехать не хочу, будут алкоголики ходить, стучать ко всем в двери. Я буду здесь жить, пока не выселят. Я 55 лет тут прожила. Стояла в очереди как многодетная мама, не дождалась, так теперь этим переездом нервы мотают с августа месяца, — расстроенно говорит Нина Владимировна.
Она вместе со второй Ниной Владимировной — соседкой и подругой — вспоминают, что о планах продлить Московский разговоры были еще много лет назад. Когда они только переехали в этот дом, власти говорили, что жить долго здесь не придется. Однако вышло иначе.
Дом, по словам пенсионерок, уже не такой крепкий, но аварийным он не признан. Проблемы у него те же, что и у других «деревяшек» с большой выслугой лет: крыша протекает, печки разваливаются, за водой надо ходить, туалеты прямого падения.
— Сейчас машины заездили [на стройку дороги], так мы как на качелях. Печка вся разваливается, топим улицу. Дом сам по себе ходит, пол скрипит, — делятся наши собеседницы.
Они вспоминают, что около пяти лет назад в доме меняли сваи — прямо вместе с жильцами, говорят, в некоторых квартирах из-за этого тогда перекосило двери.
Продолжаем разговор со второй Ниной Владимировной — Ильмурзиной. Она живет в соседней квартире. Здесь у нее «двушка», но на новом месте ее ожидает однокомнатная квартира. Женщина согласилась на нее, но с того момента живет в неизвестности.
— Я уже два месяца жду ключи. Половина вещей собрана, половина нет. Я понимаю, что квартиру надо расприватизировать, так как ее дают нам в наём от города, оформить, но я думала, что за два месяца это можно было сделать. Так что у меня один вопрос: почему так долго? — возмущается наша собеседница.
Женщины говорят, что от ситуации с переездом и неопределенности они уже очень устали:
— С августа месяца нас телепают, расстраивают. Уже двое умерло [за это время]: в нашем доме одна женщина и в соседнем.
«Должны были расселить в 2027-м»
Еще один дом под снос — № 38 на улице Энтузиастов — признан аварийным. Его жительница Нина Михайловна рассказала, что только рада сложившейся ситуации: по программе расселения аварийного жилья им с мужем пришлось бы ждать переезда еще несколько лет.
— Расселение планировалось на 2027 год, а теперь мы можем переехать раньше. Мы рады уехать из такого [жилья], конечно. В общем-то у нас квартира неплохая, но крыша течет, — объясняет наша собеседница.
Комната, в которой мы с ней разговариваем, заставлена коробками с вещами, а разобранный теперь шкаф оголил стену, и на ней видны разводы от протечек.
Нина Михайловна отмечает, что удобств в их доме никаких: вода с колонки, отопления нет. Здесь ее семья живет с 1980-х.
— Сначала это было общежитие управления связи, а потом жилье передали администрации. Мы остались тут: нам дали квартиру. В 2000-х делали капитальный ремонт, печку меняли, — поделилась архангелогородка.
Нина Михайловна говорит, что они с мужем на предложенную им квартиру согласились: ремонт там делать не надо — только заехать и жить. Теперь они ждут ответа и одобрения. Покидать родной район, если всё сложится, не придется, чему семья рада.
— У нас хороший район, здесь всё доступно. Да и мы к нему привыкли, — улыбается наша собеседница.
К переезду она потихоньку готовится, но когда он состоится, как и остальные наши собеседники, не знает:
— Месяц-два, и нас всё равно уберут: долго мы тут не проживем. Риелторы говорят, что надо подождать немного. Звучало 31 марта, но самый край — апрель. Пока получается, что никто на договор еще не вышел: кто-то согласился на предложенные квартиры, кому-то еще ищут.
Мы также пытались пообщаться с жителями частных домов, которые, по данным администрации, должны снести, но сделать этого не получилось — никто из хозяев к нам не вышел.
К слову, в списке горадмина, который нам предоставили в ответе на запрос, значилось пять частных домов, один из которых снесен. Но на месте мы наткнулись только на два дома: № 49 и № 53.
«Обязательно выполним»: что говорит администрация
В четверг, 2 марта, глава Архангельска Дмитрий Морев отвечал на вопросы горожан в соцсетях. Мы спросили у него про расселение людей из домов под снос. Нас интересовало, есть ли жильцы этих домов, которые уже получили ключи от своих новых квартир, и сколько их. А также сколько собственников жилья в этих же домах уже получили компенсации.
— Застройщик передал нам помещения в муниципальную собственность. После распоряжения о предоставлении жилья мы выполним обязательства. Все жильцы получат ключи в рамках соблюдения требований муниципального контракта, — ответил Дмитрий Морев.
Ранее редакция 29.RU спрашивала в администрации, в какие сроки людей должны переселить и в каких районах города для них приобрели новое жилье. Власти ответили, что освободить жилые помещения люди должны до 31 марта 2023 года. После этого начнется снос домов. Как уточнили в администрации Архангельска, жилье приобретено в Ломоносовском округе и в округе Майская Горка.
— В настоящее время еще никто не переехал в новые квартиры, — написано в ответе на запрос от 27 февраля 2023 года.
Мы также отправим дополнительные запросы в администрацию Архангельска и подрядчику — ООО «Севзапдорстрой», который занимается всеми процессами по расселению, чтобы ответить на вопросы, что нам озвучили жильцы домов под снос.
По условиям муниципального контракта от 18.07.2022 № 22003075 строительство и ввод в эксплуатацию участка автодороги, из-за которого будут сносить дома, подрядчик должен выполнить до 15 декабря 2023 года. ООО «Севзапдорстрой» — компания бывшего депутата гордумы, члена фракции «Единая Россия» Александра Нечаева. С 1999 по 2013 год он был генеральным директором, сейчас за ним осталось 70% доли в фирме. Еще по 10% принадлежат Анне Нечаевой, Николаю Жданову и Александру Морозову. Действующий генеральный директор компании — Илья Александрович Нечаев. Выручка за 2021 год — 3,4 миллиарда рублей, чистая прибыль — 169,2 миллиона. «Севзапдорстрой» занимался и занимается многими крупными дорожными проектами в Поморье. Например, компания как субподрядчик ведет работы по ремонту Окружного шоссе в Архангельске.
К слову, кардинальные изменения ждут не только район между улицей Емельяна Пугачева и улицей Энтузиастов в Архангельске. В сентябре 2022 года мы рассказывали, какие дома снесут ради 16-этажных новостроек в центре города — в квартале между Обводным каналом, улицами Логинова, Суфтина и Попова. Какой быт был у людей, живущих в «деревяшках» там, читайте в нашем репортаже.
Еще одна новая стройка предстоит в округе Майская Горка в 2029 году: там должен появиться новый квартал с 10 многоквартирными домами, школами, детсадами и физкультурным комплексом. Подобного строительства в городе не велось уже давно — практически со времен развала СССР. О том, почему в город должна вернуться подобная массовая застройка, нам рассказал архитектор Дмитрий Яскорский.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на площадках 29.RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.