После ухода майских снегопадов в Архангельске стало заметно теплее, а горожане потянулись на улицы. Вместе с теплой погодой в городе стало намного больше шума. Водители автомобилей включают музыку на всю улицу, а кроме того проснулись мотоциклисты, которые любят разгоняться на зеленый свет. А на тротуары возвращаются уличные музыканты — кого-то их появление радует, а кого-то откровенно раздражает. Корреспондент 29.RU Юрий Скородумов рассуждает, как звучит город с их приходом, и можно ли с этим что-то сделать.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.
Идешь, бывает, по Чумбаровке — а там сидит одинокий гитарист и поет песни, которые все знают наизусть. Причем выступает он так часто, что наизусть ты их знаешь именно в его исполнении. А на набережной таких музыкантов летом можно встретить буквально через 100 метров: поющие и молчащие, играющие с усилителем и без, кто-то под «фанеру», кто-то надеется только на свой аккомпанемент. Материал, который они исполняют, — условный «русский рок» с вариациями в других жанрах.
Отдельное недоумение вызывают вокалисты, которые просто включают фонограмму-минусовку и пытаются снять один-в-один то Кипелова, то группу Scorpions. Получается такое караоке на людях. Только если в баре платишь за исполнение сам, то здесь, наоборот, просишь денег у прохожих.
Можно увидеть и целую группу музыкантов (даже ударная установка есть!), по которым не поймешь, то ли они выступают с обрезками песен, то ли репетируют у всех на виду. Или того хуже: стоят несколько школьников, которые, по ощущениям, буквально вчера взяли в руки гитары, но уже подключили их к комбику. Их игра вообще похожа, скорее, на настройку инструментов.
Знакомо? Вполне могу предположить, что кто-то рад возвращению музыкантов на улицы как появлению подснежников весной. Другие же горожане припомнят совсем другое, что оттаивает из-под снега.
Казалось бы, вокруг деревья цветут, Северная Двина на солнце переливается, суденышки по ней туда-сюда ходят. Вам этого не хватает? Не хочется гулять и наблюдать за этим в тишине? Обязательно хочется слышать на фоне «Батарейку» или «Выхода нет»? Чумбаровка — тихая улица, на которой прячешься от шума автомобилей, но неизменно попадаешь под децибелы иного рода.
Удивляюсь людям, которые радуются постоянным прогулкам рядом с уличными музыкантами. Ну раз ты сыграл, люди послушали, два сыграл. Но когда ты каждый летний вечер сидишь и поешь одни и те же песни, которые и в оригинале-то уже надоели, не то что в каверах...
При этом совершенно нет претензий, например, к женщине, которая играет на аккордеоне (или баяне?) — ее можно встретить на той же Чумбаровке. Просто хорошая ностальгическая фоновая музыка. Или к гитаристу, который играет американский сёрф на нормальной громкости, которая не режет слух. Вообще, именно негромкая инструментальная музыка прекрасно сочетается с Архангельском. И поклонники такой музыки находятся — вспомните, сколько человек пришло на концерт Дениса Стельмаха на берегу Двины, где он играл на старом пианино прямо под открытым небом.
Если отвлечься от вкусов: рядом же расположены дома, в которых живут обычные люди. У кого-то из них наверняка есть маленькие дети, которые имеют обыкновение спать не только в промежутки, установленные «законом о тишине». Неужели им не надоедает, когда у них под окнами Цоя горланят? Недавно в Архангельске проводили фестиваль сварки — там как раз жильцы жаловались на шум. В случае с музыкантами ситуация не сильно отличается.
С прошлого года в Санкт‑Петербурге начали контролировать уличных артистов: там, чтобы выступать на улице, нужно регистрироваться на сайте — тогда тебе выделят определенное время в определенной точке города. Причем, выступления можно проводить в «тихих», «умеренных» и «громких» местах. В «тихих» нельзя использовать звукоусиливающую аппаратуру и играть на ударных. В «умеренных» можно использовать аппаратуру мощностью до 500 Вт, а в «громких» — более 500 Вт. Ощущение, что в Архангельске всё пространство — именно что «громкое».
Можно ли как-то контролировать уличных артистов в Архангельске? А кто будет определять, что хорошо звучит, а что плохо? Запрещать, конечно, не выход. В конце концов, хочется и хорошей музыки, качественного наполнения общественных пространств звуками, но в то же время не надо никого ущемлять и строить систему запретов.
Можно ли сейчас как-то решить эту проблему? Это вряд ли. Но до тех пор набережная Архангельска звучит не лучше, чем в нулевые, когда на каждом шагу работали шашлычки — из них, помнится, тоже громко звучала музыка. Правда, в записи.
Согласны с автором?