Переулок Водников этим летом стал, пожалуй, самым упоминаемым районом Архангельска. Дома здесь горят и сходят со свай. Проблему заметили и на федеральном телевидении — в город приезжали журналисты Первого канала, чтобы снять сюжет про ситуацию в переулке. Совсем недавно в доме на Розы Люксембург, 55, который находится в этом квартале, обвалился потолок, его же пытались поджечь. Ночью 24 апреля загорелся дом № 6 в переулке Водников. В начале июня горел дом № 8. Дом № 3 сошел со свай. А как живут в остальных домах? Расскажем о трех из них.
Переулок Водников, 5: «Дом ходит ходуном»
Здание № 5 в переулке Водников находится по соседству с домом № 3, который сошел со свай 9 июня. Меньше, чем через месяц, 2 июля управление муниципального жилищного контроля провело внеплановую проверку по исполнению обязанностей УК «Облик», которая содержит дом.
Жилищный инспектор выяснил, что сваи частично не принимают нагрузку стен. Некоторые из них расщеплены и в районе первого подъезда находятся в канализационных стоках. Окладные венцы прогнили. У половины свай — отклонение на 10–15 градусов.
Управляющей компании «Облик» выдали предписание об установке поддерживающих городков до 7 августа. Затем муниципальный жилищный контроль проведет контрольную проверку. 26 июня «Облик» признана банкротом. Связанная с управляющей компанией Ольга Климантова создала новую фирму «Фасад», которой передаются дома в переулке Водников. В бумагах, расклеенных в подъездах, указан тот же адрес офиса, что и у «Облика».
— Дом ходит ходуном в разные стороны. Мы ощущаем это на себе. Такое чувство, что качания происходят. Замечаю не только я, но и все соседи тоже. Грузовик мимо пройдет — туши свет. А когда гроза была, я выскочила на улицу, он так затрясся. Как он, бедолага, выдержал? У нас колебания идут и какая-то мелкая-мелкая дрожь, как будто сейчас рухнет, — рассказала жительница дома Татьяна Елизарова. — У нас ни одна печка не топится, не знаем, как будем эту зиму жить.
Сам дом признан аварийным 16 августа 2018 года, построен в 1940 году. На чердаке — ведра и клеенки, в квартирах из-за протечек отваливается штукатурка с потолка. В доме водятся крысы и мыши. На стенах и крыше видны повреждения от упавших деревьев.
Выучейского, 60: «Дом держится за счет печек»
Дом на Выучейского, 60 построен в 1951 году. В нем 8 квартир. По словам местных жителей, признан аварийным в 2012 году, а расселить их должны до 2024 года.
— У меня родители оба инвалиды. Папа первой степени, мама второй. Самое главное, что это был бы нормальный дом, если бы его ремонтировали. В 2012 году мы выиграли суд на капитальный ремонт. При строительстве Выучейского наш дом и соседний не подключили к хозфекальному коллектору, с чего и началась беда этого дома. Всё дерьмо лилось под дом, гнили сваи, испарения. У меня дочка здесь астматиком стала, мама астматик. После этого дом стал стремительно разрушаться. Плюс дорога чуть выше, поэтому вся вода стекает под дом, — рассказывает жительница квартиры № 7 Кристина Айрапетова.
Местные жители постоянно обращались в Водоканал, чтобы воду под домом откачивали. По их словам, не всегда на просьбы приехать реагировали. Под домом постоянно стоит вода — иногда там даже плавают утки.
— Как сказали в МЧС, дом держится только за счет печек. А печки тоже падают. Поэтому он в любой момент рухнет. Если бы домом занимались и ремонтировали вовремя, то ничего бы не было. Здесь люди покупали красивые квартиры в центре города. Муниципалов здесь не так много, — рассказала Кристина.
Крыльцо в один из подъездов отремонтировали только на прошлой неделе, хотя жильцы ждали этого много лет. Домом занималась управляющая компания «Облик», а теперь «Фасад».
На первом этаже, в квартире № 5 пришлось снять пол в подъезде, чтобы можно было открыть дверь в квартиру. Это сделали сами жильцы, — вернувшись из отпуска, они обнаружили, что внутрь не попасть. Тогда они вызвали спецслужбы, и 6 июля 2019 года в квартире № 5 специалисты Службы спасения им. Поливаного поставили маячки на трещинах. Их в квартире очень много.
Лестницы в обоих подъездах, как и дом, заметно покосились. Жильцы признаются, что каждую ночь страшно — не рухнет ли дом?
На потолке в квартире № 7 видны многочисленные протечки, печи разрушаются, повсюду трещины. Чтобы двери закрывались, их подтачивают топором. На чердаке также находятся тазики и клеенки. Заполненные детские ванночки выливают из окна чердака. Делать это непросто — лестница на чердак довольно крутая, а на чердаке нужно ходить только по балкам. Кирпичи с печи падают прямо в квартиру.
В соседнем подъезде между полом и стенами видны трещины. В доме водятся крысы и мыши. По словам Кристины Айрапетовой, её мать за день однажды поймала 16 крыс.
— Однажды, лет 6 назад, нас на полгода отключили от воды. У нас замерзли трубы, не отремонтировали вовремя. А в другой раз, где-то в 2015 году, так же отключили и долго не делали. Но мне очень повезло, я была знакома с [депутатом] Еленой Вторыгиной, она нам помогла, и нам пробили за один день водопровод от соседнего дома сюда, — рассказала Кристина Айрапетова.
Выучейского, 62: «Куда деваться — не знаем»
Дом на Выучейского, 62 построен в 1951 году. В нем 8 квартир. Аварийным не признан. Его обслуживала управляющая компания «Облик», а теперь — «Фасад».
Хуже всего обстоят дела в квартире № 1, где живет инвалид 2 группы Артём. Здесь частично отсутствуют стены между комнатами. Например, часть ванны торчит на кухне. На полу лежит мертвая крыса, по углам паутина, повсюду ползают мелкие жуки. Печка практически полностью разрушена, осталась только одна стенка, стоит неприятный запах. Унитаз частично провалился, в потолке дыры. Артёму пришлось подпилить пол в подъезде, чтобы попадать в квартиру, но дверь всё равно не открывается до конца.
— У нас дом начал с месяц назад трещать, ходить ходуном. Не первый год обращаемся в управляющую компанию, писали заявления с просьбой поставить дом на городки. Везде молчание. Стали обращаться в администрацию, ГЖИ, прокуратуру, были на приеме у Годзиша. Нашу проблему никто не решил. В последнее время стали трескаться печки, — рассказала жительница квартиры № 8 Юлия.
В частной квартире № 3 сильно перекошены полы. Кафель на полу и стенах в ванной трескается, ванная находится под наклоном, в стенах трещины.
В муниципальной квартире № 7 на втором этаже видны протечки, печки треснуты — жильцы пытались их залатать самостоятельно. Полы накренены.
— На втором этаже у нас живут пенсионеры. Им не взять ни ипотеку, ни кредит, и куда деваться — не знаем, так как дом практически сходит со свай, — рассказала Юлия.
В соседней квартире № 8 точно такая же ситуация, как и у соседей — протечки на крыше, в квартире плесень, идут трещины.
— Комиссию муниципального жилищного контроля вызывали не один раз, когда у нас текла кровля. Они приходили в феврале, когда понятно, что течь не может. А по весне нас заливает полностью, и когда дожди. И комиссия смотрит только наш подъезд, а в первый не проходит, где уже провалились сваи, — рассказала Юлия. — Я боюсь находится в квартире, особенно одна. Боимся оставлять ребенка. Не дай бог, проедет большая машина, дом тряхнет, и у нас уйдут сваи.
Сваи в доме подгнившие. На чердаке печи сырые, частично разрушаются.