На перекрестке улицы Выучейского с проспектом Обводный канал стоит аварийный деревянный двухэтажный дом, в котором не живут, а выживают архангелогородцы. До недавнего времени среди них был и 33-летний северянин с инвалидностью Артём Архипов: у него в квартире обрушилась печь на кухне, а ванная комната заледенела.
После репортажа на телеканале «Настоящее время» (признан иноагентом) о его беде узнала вся страна, и с помощью волонтеров россияне собрали на покупку новой квартиры для архангелогородца за сутки более 2 миллионов рублей. На этой неделе Артём уже переехал в новое жилье. В этом репортаже мы рассказываем подробнее, как северянин вообще оказался в ужасной квартире, каково было жить там годами и как развивалась удивительная история с его переселением.
«Это страшно»
Вместе с Артёмом мы приехали по адресу улица Выучейского, 62, где он жил до недавнего времени. Это дом с покосившимся крыльцом и темным проемом подъезда. Артём признается, что находиться здесь ему тяжело — накрывают неприятные воспоминания.
Но мы все-таки заходим внутрь. И первое, что поражает, — заиндевевшая изнутри входная дверь. Наш герой на это даже не обращает внимания, к такому он давно привык.
Дальше — хуже. Слышим звук льющейся откуда-то воды. Через полминуты становится ясно откуда: это в ванной комнате потоп с потолка возле труб, вода течет по ледяным наростам. Вся ванная во льду, унитаза вообще не видно. Зайти внутрь невозможно, под ногами — каток. Всюду вмерзли в лед какие-то вещи: одежда, тапки, принадлежности для душа, в ванной и вовсе лежит табуретка. Мы не находим слов, кроме «кошмар» и «ужас», чтобы это описать.
Помещение, которое находится рядом с ванной и когда-то было в этой квартире кухней, уже давно северянином по назначению не использовалось. Тут убрали печку, стену и потолок укрепили деревом, набрали новый пол из досок. Но ванная всё равно выехала через стену на кухню, а доски наверху начали ломаться. Быть здесь попросту страшно: ощущение, что в любой момент всё может рухнуть.
— Как ты здесь жил?! — спрашиваем мы у Артёма, поскольку осознать это действительно трудно.
— Ну я же в основном в других комнатах находился, сюда особо и не заходил, — отвечает он.
В эти две комнаты, где Артём спал, ел и проводил свободное время, ведет отдельная дверь, а после нее для теплоты еще подвешено одеяло.
— Это страшно, — предупреждает молодой человек перед тем, как пригласить нас в свое, уже бывшее, жилище.
В комнатах, действительно, страшный беспорядок. Тут есть одна печка, бытовая техника, на столе и в шкафу лежат остатки еды. У окна стоит старый продавленный диван, он не заправлен. Под ногами, помимо разных мелких вещей, валяется много больших пластиковых бутылей. Артём рассказывает, что с ними он бегал набирать воду в шашлычку неподалеку, где его знали и помогали, ведь в его квартире воду набрать невозможно. В туалет, когда он не работал, ходил туда же или к соседям, а помыться иногда ездил к тете.
В другой комнате есть еще кровать, шкаф и завалы одежды, стеллаж с книгами, дисками и видеокассетами, а также письменный стол, за которым Артём занимался еще школьником. Над ним висят плакаты участников «Фабрики звезд» — он любил смотреть это шоу. С пола мы подбираем детское фото Артёма и файл с двумя его дипломами как участника танцевальной группы «Простор». Это единственные вещи, которые Артём просит нас взять сегодня с собой в новую квартиру. Снимков с мамой в этом хаосе теперь не найти.
«Побежал за жвачкой через дорогу и попал под машину»
— Мы приехали сюда с мамой из Севастополя, потому что родители разошлись. Мама была родом из Архангельска, тут жила моя бабушка и еще тетя и двоюродный брат. Сначала жили у бабушки, на Комсомольской. Потом ей построили частный дом в Соломбале, она уехала туда, а мы с мамой — в эту квартиру, — рассказал Артём.
Он был обычным школьником, любил играть и гулять. Несчастье произошло в 1997 году — Артём попал под машину, перебегая дорогу не по переходу. Ему тогда было 10 лет.
— День проучился, прибежал домой со школы. Кинул соседке портфель, и побежал через дорогу за жвачкой, и попал под машину. Было ДТП, тяжелое, — вспомнил северянин.
Из-за травм, как он рассказал, около полутора лет провел в больницах, затем долго посещал центр реабилитации, о котором вспоминает с радостью: там он занимался инклюзивными танцами в группе «Простор», участвовал в конкурсе «Красота без границ» для людей с инвалидностью. Официально не работал, жил на пособие.
Мама, как рассказал молодой человек, работала дезинфектором. Когда она была жива, в квартире были нормальные условия для жизни. Но ее не стало в 2016 году, и Артем остался жить на Выучейского, 62 один.
С тетей и двоюродным братом он поддерживал общение, но близким его не назвал. Он добавил, что у них не было возможности помочь ему с жильем. Когда точно в его квартире начались проблемы с ванной комнатой, кухней и прочие коммунальные ужасы, Артём уже не помнит. Но, вероятно, это случилось уже после смерти мамы.
— Я живу одним днем: что прошло, то прошло. Надо жить настоящим. Когда я тут жил, я не терял веру: двигался, занимался. Уходил как бы на работу, подрабатывал на центральном рынке, выполнял разные поручения там за плату, сейчас продолжаю там же, но, пока было холодно, я не ходил. Но сейчас тут меня, конечно, воспоминания гложут. Хотя было не всё так плохо, были и хорошие моменты здесь. Но я вот сюда сейчас зашел, тут остался мамин запах — я уже смирился, что ее нет. Но я не один, теперь людей много вокруг. И надо жить, а не выживать, — признался молодой человек.
В быту, говорит, ему какое-то время помогал друг семьи, он жил с ним в этой квартире. Но потом у него начались проблемы с алкоголем, и сейчас Артём с ним не общается. Помогали также соседи, особенно Юлианна Мотохова, они приносили еду.
«Верил, что рано или поздно кто-то поможет»
Однажды журналист Станислав Феофанов нашел Артёма и включил его историю в свой репортаж про ветхий деревянный Архангельск, он был опубликован пару недель назад.
По требованию Роскомнадзора, согласно приказу № 124 от 23 сентября 2020 года, начиная с 30 октября 2020 года мы обязаны предупреждать читателей о цитировании СМИ, признанных Минюстом иностранными агентами. Текст должен сопровождаться такой плашкой, причем обязательно крупным шрифтом:
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ СОЗДАНО И РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, ИЛИ РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
После этого фильма жизнь северянина с инвалидностью резко поменялась. Его нашли местные волонтеры, которые помогают людям, запустили кампанию по сбору средств на новое жилье, помогала также соседка Артёма Юлианна. Руководил местной командой неравнодушных архангелогородцев Михаил Бахтин. Он и его соратники сняли для Артёма на время квартиру в центре и, пока собирали деньги на квартиру, поселили его там.
— Я знал, что есть такие люди, верил, что рано или поздно кто-то поможет мне, не дадут так просто загнуться, — воспоминает свои впечатления от происходящего Артём.
Он сам на свое жилье раньше не жаловался официально, но этим активно занимались и продолжают заниматься соседи. Например, Юлианна Мотохова. Она вместе с другими жильцами продолжают бороться за то, чтобы либо переселиться из ветхого и аварийного дома, либо получить денежные компенсации и приобрести новые квартиры. Ведь Артём уехал, а они остались жить в этом прогнившем доме.
Мы выходим из квартиры и во дворе встречаем соседку Артёма и ее маленькую дочку. Они убирают снег. Женщина не говорит, как ее зовут, но рассказывает, что они живут прямо над Артёмом и у них условия получше. Признается, что очень рада за соседа, но они, пока администрация не предложит компенсацию, остаются тут. Пока ждем такси, к дому подбегает другая соседка — та самая Юлианна, с которой Артём дружит. Они обнимаются и обмениваются новостями. Юлианна рассказывает, что бежит от дома в переулке Водников неподалеку — там недавно сгорел дом, и она передавала помощь для семей с детьми, которые остались без вещей. Пообещав на днях заглянуть к Артёму в гости, она прощается.
Артём же вместе с нами наконец-то едет смотреть свою новую квартиру, ведь до этого волонтеры ему еще не показывали, где он будет жить, — хотели быстро обставить ее нужной мебелью и техникой и сделать своему подопечному настоящий сюрприз.
«Я — хозяин теперь всего этого?»
Михаил Бахтин встречает Артёма в коридоре девятиэтажки в центре города, где на собранные россиянами деньги удалось купить квартиру-студию. Мы поднимаемся на лифте на нужный этаж, и Михаил протягивает Артёму большой железный ключ: несколько поворотов, и он открывает северянину с инвалидностью двери в его новую жизнь.
В комнате уже ждут другие волонтеры, журналисты, пришла поздравить Артёма и директор Архангельского многопрофильного реабилитационного центра для детей, куда много лет ходил северянин, Ольга Богданова.
— Страшно, страшно! — говорит Артём, проходя внутрь.
В первые минуты он немного растерян и просто осматривает комнату и людей, ничего не говоря.
— Как тебе, нравится? — спрашивает кто-то.
— Да он в шоке еще, наверное, — отвечает волонтер Денис.
— Да, я в шоке! Я — хозяин теперь всего этого? — словно не может поверить в то, что он теперь будет жить в этой светлой комнате, Артём.
Дальше Михаил показывает ему ванную комнату, которой у него так долго не было. Теперь мужчина сможет нормально мыться. Вместе они снимают защитную пленку с экрана нового огромного телевизора. Артём плюхается на кровать с ортопедическим матрасом — мягко. Осматривает посуду, технику, холодильник. Особенно его радует робот-пылесос — не надо будет нагибаться, чтобы подбирать мелкий мусор, ведь с его травмой это непросто. На комоде возле кровати стоит в рамке общее фото Артёма с волонтерами, которое сделал фотокорреспондент 29.RU на крыльце МФЦ, где оформляли сделку по квартире, — распечатали на память.
— Вот, смотри на нас, не забывай, — комментирует Михаил.
Затем все обнимаются с Артёмом, и волонтер Виолетта не может сдержать слез.
«Жизнь сделала его немного жестче»
Пока Артём осваивается, директор реабилитационного центра рассказывает, что знает Артёма давно.
— Он девять лет у нас учился, закончил нашу школу, 9 классов. Дальше обучение продолжать не смог в силу своего заболевания, потому что у него есть проблемы с памятью: не может информацию долго держать. По характеру он был всегда покладистый, очень добрый и отзывчивый, позитивный, веселый и компанейский. Сейчас, увы, жизнь сделала его немного жестче: он может ответить не совсем корректно, — рассказывает 29.RU Ольга Богданова о Тёме (так она называет Артёма).
О его квартире на улице Выучейского она говорит так: «Там нет дома, это даже хижиной не назовешь». Она рада, что люди со всей страны помогли Артёму с новым жильем.
— Мы ведь не услышаны были: сколько писали, пытались помочь. Были обращения и к депутатам, и везде. Ответом было только одно: закон есть закон, он собственник жилья, так как мама приватизировала квартиру, не подумав о том, [что будет дальше с Артёмом]. Теперь я очень рада за него. Только хотелось бы, чтобы подключилась социальная служба, потому что он один уже не сможет. Ему нужно помогать, например, следить за финансами, за платежами. Здесь у него есть техника. Хоть мне ребята и говорят волонтеры, что я Артёма недооцениваю, что ему уже 33 года и он справится, но я знаю, что помощь потребуется, — переживает о будущем директор центра.
Она также отмечает, что ранее у северянина был социальный работник, но он от его услуг отказался. Ольга Богданова предполагает, что это произошло потому, что Артёма было сложно даже застать в старой квартире. Он не хотел там находиться, это было неприятно.
— Он просыпался, одевался и уходил из дома на весь день. Там же невозможно, — говорит она.
Сейчас Артём ходит в клуб «Ю-тайм», который организовали в реабилитационном центре. Там собираются молодые люди с инвалидностью, для них проводят мероприятия. Самое важное для Артёма и его друзей по центру — это встречи, общение, походы, чаепития. Директор также приглашает северянина после того, как отменят ограничения из-за коронавируса, снова посещать занятия в танцевальной группе «Простор».
«Большое спасибо всем, кто проявил милосердие к Артёму»
— Неожиданно! Жизнь продолжается. Огромное спасибо всем, кто помогал. Всё пойдет во благо меня и всех, кто меня окружает! Я же не единоличник, — освоившись немного в своей новой квартире, благодарит Артём россиян, которые преподнесли ему такой сюрприз.
Еще архангелогородец рассказывает, что в квартире теперь будет жить не один. Дело в том, что недавно он приютил кошку, ее назвали Буклей. Волонтеры и о ней уже позаботились и купили все нужные для животного принадлежности.
— Артём также уже ездил с нами в детский дом, в перинатальный центр и оказывал гуманитарную помощь, — рассказал Михаил Бахтин, который координировал переселение северянина.
У Михаила нет какой-то оформленной организации, он занимается благотворительностью уже четвертый год как частное лицо: помогает двум детским домам, перинатальному центру, пансионату для одиноких пенсионеров и людей с инвалидностью, приюту для животных, детям с онкологическими заболеваниями и другим.
— Мне очень много людей пишут в соцсетях, у меня разрывается Instagram, потому что в основном всю деятельность я там веду, просят помощи: у кого-то пожар, кого-то на улицу выкинули, у других срочный сбор на операцию и лечение… В общем, разные беды у людей бывают. И мы стараемся никого не бросить, не отказывать. Раньше я был один, а в этом году у меня появилась команда, и еще люди подключаются, — рассказал он о себе.
Историю Артёма Михаил узнал тоже через свой блог — подписчица скинула нарезку кадров из репортажа и попросила помочь. Тогда он вместе с другими добровольцами поехал к Артёму по старому адресу и вживую увидел, в каких условиях он жил.
— Это был ужас, по-другому не могу назвать. Я просто сам прослезился, так как мне было непонятно, как здесь живет человек: там рядом с ним были крысы, мыши, он уже к ним привык. Я вообще офигел от того, что там происходит. Ну и сам Артём изначально был агрессивно настроен, был поникшим. Он опустил руки, вообще его не радовало ничего абсолютно. И вот буквально спустя две недели общения с нами он изменился: обрел друзей, мы много времени вместе проводим, постоянно созваниваемся. То есть человек раскрывается, развивается. Он жизнерадостный, веселый, прикалывается всё время. Он поставил себе новые цели в жизни, когда увидел, что ему помогают бескорыстно, — поделился Михаил Бахтин.
Когда он и его помощники-волонтеры экстренно открыли сбор средств для того, чтобы переселить Артёма, они вообще не ожидали, что более 2 миллионов рублей люди пришлют всего лишь за сутки.
— Была цель просто помочь, и чем больше сможем сделать, тем лучше. Нам повезло, что благодаря активности в Instagram наши посты увидела волонтер из Москвы Елена Тришина. Она прилетела в Архангельск, познакомилась с Артёмом и с нами, и вместе мы объявили всероссийский сбор. В основном, конечно, то, что удалось всё сделать так быстро, — это ее заслуга. А еще правильнее будет сказать, что это все благодаря людям, которые жертвовали средства. Мы ведь просто организаторы, без их помощи нам ничего не удалось бы добиться. Поэтому большое спасибо всем неравнодушным, кто нас поддержал и кто проявил милосердие к Артёму. Вы — главные в этой истории, — заключил Михаил.
Мы добавим, что добровольцы намерены и дальше помогать Артёму, поскольку они подружились и он захотел стать участником их благотворительной команды, чтобы, как он сам выразился, «творить добро».
Не забывайте подписываться на наш новый аккаунт в Instagram — там мы показываем, что в Архангельской области не только интересно, но и красиво!