Жители Шенкурска записали видеообращение к Владимиру Путину — они просят помощи со строительством моста через реку Вагу. В видеоролике несколько северян рассказали, что из-за его отсутствия у них постоянные проблемы с дорогой. А кроме того, они считают, что из-за труднодоступности в районе сокращается население и поток туристов.
Сейчас возле города работает понтонный мост, а также машины перевозят на барже. Но местные считают, что эти способы не решает проблем округа.
— Во-первых, он не подходит по тоннажу — этим летом фуры через раз на этом мосту летели, их там выдергивали без конца, — рассказывает жительница Шенкурска Татьяна Вебер. — Транспортная доступность не обеспечена. Летом, когда речка разлилась, не мог молоковоз заехать. Молокозавод всегда страдает: они не могут завести сырье и вывезти готовую продукцию. Те, кто с лесом работают, не могут завести доски, сырье, и вывезти назад. Перевозчики берегут машины, никто не хочет рисковать и ехать на барже. У тех, кто занимается развитием туризма, весна и осень — это мертвый сезон. Никто из туристов не готов по 2–3 часа стоять на холоде в очередях на переправе.
Татьяна начала заниматься проблемой доступности транспорта с 2017 года, когда главой Поморья был Игорь Орлов. По ее словам, тогда всё закончилось тем, что губернатор пообещал построить мост к 2025 году, и в районе ждали федерального финансирования на этот проект.
— В ту пору еще Иван Новиков баллотировался в областные депутаты, и шел под этим девизом, на этой волне, — вспоминает она. — Мы думали, что нашей проблемой кто-то занимается. Затем губернатор поменялся. В конце прошлого года я обратила внимание на нацпрокет «Безопасные качественные дороги» — в область пришло федеральное финансирование. Я стала изучать этот вопрос и поняла, что нашим мостом никто не занимался. Было неприятно.
Чтобы заявиться в БКД с проектом моста, северяне обращались в администрацию района, в областное правительство, собрали более 1800 подписей для обращения в Минтранс РФ, а также писали в Правительство РФ и «Росавтодор». Обращались и в администрацию президента. Но все ответы им приходили уже от областного Минтранса.
— Там ответили, что нужно федеральное финансирование, а в бюджете области таких денег нет, — продолжает Татьяна Вебер. — Хотя в область пришли деньги по нацпроекту БКД. Но нам пояснили, что на строительство новых мостов деньги не заложены, есть только на ремонт уже существующих. Как нам сказали, проект будет стоить примерно 3 миллиарда рублей. Хотя это они говорят образно. Серьезно вопрос никто не прорабатывал. Реально нашей проблемой никто не занимался — не считал смету, не закладывал проект, изыскания делались в 2016 году, их придется делать снова.
Северяне надеются обратить внимание федеральных властей на их город не только с помощью ролика, но и на личном приеме в Москве. 1 декабря Татьяна Вебер поедет в приемную президента в столицу — со всеми документами и ответами чиновников.
Напомним, в октябре в Поморье размыло временный мост через реку Пекелицу — добраться до местных поселков можно было только на поезде. Местные жители жаловались на то, что в населенных пунктах заканчиваются продукты и медикаменты.
Еще один похожий случай произошел в Долгощелье Мезенского округа. Обоими происшествиями занялась прокуратура Архангельской области. Ведомство организовало проверку по фактам разрушений.
В 2026–2028 годах в Архангельске собираются капитально отремонтировать мосты через Повракулку и Соломбалку на Маймаксанском шоссе и улице Победы. В то же время построят мост через Кузнечиху на Кировской. Там сейчас расположен платный понтонный мост.
В 2020 году в правительстве Поморья обсуждались планы по реконструкции Кузнечевского моста с последующим возведением нового сооружения. Только первый этап работ — строительство временного объездного моста и обновление существующего — оценивался в 3,5 миллиарда рублей. Определен был и инвестор.