Мы завершаем цикл репортажей «Обитаемые острова», в которых мы рассказывали о жизни на островных территориях Архангельска. Вдогонку к самым интересным фотографиям из наших поездок и личного мнения Юрия Скородумова о будущем этих земель мы решили подвести итог и рассказать, чем нас поразил каждый из островов.
Кегостров — один из самых популярных островов Северной Двины — оказался интересен не только пляжами, куда едут летом туристы, но и историческими фактами. По одной из легенд, наше государство началось именно отсюда, когда Петр I заказал молебен о Российском государстве в здешнем Ильинском храме. Есть и другая легенда, что на Кего гостил Александр I. Во времена интервенции здесь был лагерь военнопленных, а еще на этом острове зародилась Северная авиация.
На острове Пустошь нас поразили ухоженные старинные дома — их строили высокими из-за частых наводнений, а лоцманы еще и закладывали под углы дома корабельные якоря — была такая примета. Но за последние 30 лет серьезный подъем воды в Двине был пару раз, и новые дома строят уже обычными. Внутри домов сохранились большие русские печи и «голландки».
Бревенник удивил нас отсутствием элементарных жизненных удобств. Здесь на улице могут по нескольку дней лежать трупы, ожидая, когда их увезут на другой берег на кладбище. Немощным старушкам приходится растапливать снег и использовать его в хозяйстве. А в местной больнице нет ни аптеки, ни канализации: в туалет они ходят на улицу, а зимой — в ведро.
На Хабарке есть недавно отремонтированная, но закрытая больница. В пустом здании нас встретила только санитарка. Множество кабинетов просто не открываются, хотя в них всё подготовлено для обслуживания пациентов. Власти, как предполагают жители, решили, что обслуживать остров нерентабельно — слишком большие затраты для такого количества людей. Теперь сюда один день в неделю приезжает врач из 7-й поликлиники.
Вознесенье примечательно сочетанием двух вроде бы несочетаемых вещей. Во-первых, остров популярен своим храмом, который постепенно восстанавливают с советских времен и находят под побелкой лики святых. А во-вторых — здесь есть музей космоса, который расположен в ранее засекреченном здании, куда раньше зайти могли лишь ученые да военные.
Остров Краснофлотский — по сути, один из спальных районов Архангельска — интересен цветными украшениями на фасадах деревянных домов. Если бы их регулярно обновляли и ремонтировали, то это был бы самый красочный из наших островов.
В Конецдворье, на острове Конешном, есть известная Никольская церковь — «лицо деревни», как говорят местные жители. Только вот содержат теперь её только они одни — до 2018 года здание принадлежало епархии, но она от неё отказалась, объясняя, что в деревне слишком маленький приход. А затем в церкви отключили электричество, и местная администрация ничего не может сделать, чтобы вернуть его.
Повракула — деревня, ставшая пригородом Архангельска, здесь стоит обелиск памяти венгерских военнопленных, погибших во Второй мировой войне. В те голодные времена венгры работали на Сульфате и часто ходили по деревне и собирали лебеду и крапиву. Кто-то зарабатывал ремонтом внутри домов, кто-то выменивал у местных детей хлеб на самодельные игрушки. Здесь же, в Повракуле, умерших иностранцев хоронили в общих могилах — их фамилии теперь увековечены на этих двух камнях.
Заостровье интересно своей природой и настоящим культом вокруг выращиваемого здесь картофеля. Дело в том, что этот большой остров издавна славился своей картошкой, и до сих пор за здешними деревнями тянется слава «картофельных королей». Что уж говорить, если здесь даже праздник в честь этого корнеплода проводят.
В деревне Нижнее Рыболово на острове Тиноватике нас приняли за грабителей, которые выискивают по домам старинные иконы. Здесь стоит посмотреть, опять же, на деревянную архитектуру, самодельные украшения во дворах и то, как здесь засыпают дорожные ямы капустой.
В Кальчино жители рассказывают, как в годы войны смотрели с острова на бомбардировку Архангельска, а в их огородах можно найти заржавевшее оружие. А еще здесь много лодок — и тех, что до сих пор на плаву, и старых карбасов, гниющих на берегу.
На Ластольском острове работает небольшой музей, где местные жители организовали три выставки: одна комната сделана как старинная поморская изба, вторая — большой зал, посвященный советскому периоду 50–70-х годов. А в третьей комнате воссоздали быт обычной советской квартиры с соответствующими вещами — от трюмо до магнитофонов.
Ну а последний остров – Княжестров — известен всем как место, где одна старушка начала возрождать старинный храм Введения во храм Пресвятой Богородицы, который был построен здесь в XVII веке. Он еще не завершен, но работа проделана колоссальная.
Кстати, проблемы островных территорий начали обсуждать местные чиновники и общественники — появилась даже мысль построить на острова мосты из Архангельска.