Прокурор Северодвинска Игорь Федоровцев требует ужесточить наказание для бывших инспекторов ДПС из Северодвинска. Они задержали пьяного помощника военного прокурора по Северодвинскому гарнизону, который вел машину, а затем сами попали на скамью подсудимых и получили условные сроки. Теперь Игорь Федоровцев направил в Архангельский областной суд апелляцию, он хочет чтобы Александра Овсянникова и Дмитрия Гришина лишили свободы на 5 лет.
Вынесенный ранее приговор прокурор посчитал слишком мягким.
— Полагаю постановленный приговор незаконным, необоснованным и подлежащим изменению ввиду несправедливости вследствие чрезмерной мягкости, — написал прокурор.
В тексте апелляции Игорь Федоровцев также многократно подчеркивает, что действия сотрудников представляли повышенную степень опасности для общества.
— Учитывая повышенную степень общественной опасности совершенных Гришиным Д. А. и Овсянниковым А. С. преступлений, тяжесть деяний, умышленную форму вины осужденных, совершивших преступления, посягающие на нормальную деятельность органов власти и авторитет государства, назначенное каждому наказание полагаю не соответствующим требованиям частям 1, 3 статьи 60 УК РФ и является несправедливым вследствие чрезмерной мягкости и необоснованного применения положений статьи 73 УК РФ.
Прокурор напомнил, что бывших сотрудников ДПС судили за превышение должностных полномочий.
— При постановлении приговора судом фактически не учтена тяжесть совершенного Гришиным и Овсянниковым преступления. Действия Гришина и Овсянникова явно выходили за пределы их полномочий, были совершены группой лиц с применением насилия и специальных средств. Преступным результатом стало существенное нарушение прав и законных интересов Богатикова К. С., закрепленных в статьях 21, 2 Конституции РФ, частях 1, 2 статьи 42 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», причинение ему физической боли и телесных повреждений характера ссадин правой лобно-височной области, левой лобно-височной области, тыльной (задней) поверхности левого предплечья в нижней трети, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов органов прокуратуры Российской Федерации, выразившееся в незаконном применении мер принуждения в отношении работника прокуратуры, а также существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в игнорировании ФЗ «О полиции», подрыве авторитета и дискредитации органов полиции, грубом нарушении таких принципов деятельности полиции, как принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина и принцип законности.
Факт того, что сотрудник прокуратуры находился за рулем в состоянии алкогольного опьянения, Игорь Федоровцев считает недостаточным для смягчения приговора. По мнению прокурора, сотрудники ДПС совершили преступление еще до того, как Богатиков отказался проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. К тому же опасности для окружающих пьяный сотрудник прокуратуры якобы не представлял:
— При этом, как следует из видеозаписей, продолжить движение на автомашине «Вольво», скрыться с места происшествия, воспрепятствовать законным требованиям сотрудников полиции он не пытался. Богатиков препятствовал лишь заведомо незаконным действиям сотрудников полиции, что не может быть учтено при учете смягчающих наказание обстоятельств, — пишет прокурор.
В своей апелляции прокурор просит назначить Александру Овсянникову и Дмитрию Гришину наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет, а местом отбытия основного наказания определить исправительную колонию общего режима. Также он требует изменить меру пресечения:
— Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменить на заключение под стражу, взять под стражу незамедлительно в зале суда. Срок дополнительного наказания распространить на весь срок лишения свободы и исчислять с момента фактического освобождения. Лишить Овсянникова специального звания «лейтенант полиции». В остальной части приговор оставить без изменения, — пишет прокурор Северодвинска.
Чтобы выяснить, почему сотрудники прокуратуры считают наказание слишком мягким, мы позвонили самому Игорю Федоровцеву, но на звонки корреспондента 29.RU он не ответил. В областной прокуратуре апелляцию комментировать отказались.
При этом органы прокуратуры как в суде первой инстанции, так и в апелляционном представлении утверждают, что сотрудник полиции должен защищать права граждан, а не использовать свои полномочия для совершения противоправных действий. Мол, государство наделяет полицию эксклюзивным правом применения насилия, но лишь в случаях, предусмотренных законом. За это, как заявляли в суде, сотрудник полиции несёт повышенную (в том числе уголовную) ответственность.
Гришин и Овсянников считают, что поступили по совести и ради безопасности общества. Однако суд решил, что ни законного, ни фактического повода у них применять силу и спецсредства к Богатикову, который якобы не оказывал сопротивление, не было. Федоровцев как раз и опирается на обвинительную речь, когда ставит вопрос об усилении наказания.
Напомним, что 22 февраля бывшие инспекторы ДПС задержали помощника военного прокурора по Северодвинскому гарнизону Кирилла Богатикова, который пьяным сел за руль после корпоратива. Видео с задержанием Богатикова распространилось в Сети. Гришина и Овсянникова уволили из МВД «за проступок, порочащий честь сотрудников МВД». Кирилл Богатиков в тот вечер отказался проходить медосвидетельствование. Позднее его лишили водительских прав на полтора года и оштрафовали на 30 тысяч рублей. Он появился лишь на одном заседании, на котором рассказал, что его переводят в Мариуполь.
28 декабря 2023 года в Северодвинском районном суде бывшим инспекторам ДПС вынесли приговор. Их осудили по части 3, пунктам «а», «б», «г» статьи 286 УК РФ — превышение должностных полномочий группой лиц с использованием спецсредств и применением насилия. Им назначили наказание в виде лишения свободы сроком в четыре года условно с лишением права занимать должности, связанные с функцией представителя власти и органов государственной власти и местного самоуправления на срок 2 года.
Напомним, что Дмитрий Гришин вместе со своей супругой Тамарой воспитывает двоих сыновей 13 и 12 лет и пятилетнюю дочку. У Александра и Елизаветы Овсянниковых в прошлом году тоже родилась дочь. Ребенок появился на свет во время судебных разбирательств. Мы побывали у обвиняемых дома, пообщались с ними и их женами — для обеих семей этот год выдался особенно тяжелым. Узнали, как изменилась жизнь северян за это время.
Ранее за уволенных напарников вступился депутат Госдумы Александр Спиридонов. Перед последним заседанием мы спросили у него, поддерживает ли он связь с Дмитрием и Александром и что думает о том, какое наказание запросил прокурор.
Также обвиняемых поддержал северодвинский депутат Сергей Илюхин, он запустил петицию с требованием прекратить уголовное дело. Ее подписали более 85 тысяч человек. Глава Северодвинска Игорь Арсентьев также сказал, что не считает Овсянникова и Гришина преступниками.