Жителям Архангельской области и всем неравнодушным жителям России предложили подписать петицию против зверобойного промысла в Белом море. Ранее в региональном правительстве сообщили, что хотят возобновить добычу гренландского тюленя и кольчатой нерпы. Это вызвало волну возмущения.
Добывать тюленя и нерпу бессмысленно
Петицию «нет промышленному зверобойному промыслу в Белом море» на сайте Сhange.org опубликовала архангелогородка Елена Фокина, создатель ликвидированной Минюстом в 2023 году некоммерческой организации «Мата-Мата», которая занималась помощью диким животным.
Елена Фокина интересуется судьбой тюленей давно. В декабре 2020 года она рассказала в эфире 29.RU, где и когда в Архангельске появится Центр помощи беломорским тюленям. 5 декабря 2020 года волонтеры обсудили его появление напрямую с Владимиром Путиным. Идею появления такого центра «Мата-Мата» направили осенью 2020 года на федеральный конкурс «Доброволец России». Однако в 2023 году «Мата-Мата» была ликвидирована Минюстом. По словам самой Елены Фокиной, это произошло из-за ее политической позиции. В январе 2021 года на девушку составили три протокола за участие в акциях в поддержку Алексея Навального. Фокину также штрафовали за участие в антимусорных митингах.
В тексте петиции Елена сообщила, что добыча гренландского тюленя и кольчатой нерпы не несет практической пользы региону, зато ставит под угрозу экосистему Арктики.
— Губернатор Цыбульский лично продвигает идеи необходимости «регулирования численности» беломорской популяции ластоногих и создания, очевидно, дотационной инфраструктуры для добычи и переработки гренландского тюленя. По мнению губернатора, добыча шкур тюленей будет востребована в легкой промышленности, а жира (производство Омега-3) — в фармацевтической. Ни то, ни другое сырье не является конкурентным и дефицитным на рынке, — сообщается в тексте петиции. — Мясо тюленей в пищу практически никогда не употреблялось, за исключением времен ГУЛАГа (им кормили заключенных) и блокадного Ленинграда. Туши в лучшем случае перерабатывали для получения мясо-костной муки, которая использовалась в зверосовхозах, в худшем — оставляли, по словам очевидцев, грудами гнить на берегу Белого моря.
Автор петиции также ставит под сомнение и другую причину, по которой хотят восстановить промысел.
— Основным аргументом в пользу возобновления промысла называется якобы уменьшение из-за тюленей рыбных ресурсов. Это распространенное заблуждение.
Во-первых, в любой экосистеме действует принцип прямой корреляции — если пищевых ресурсов стало меньше, то и хищников тоже! Во-вторых, в рацион тюленей входят далеко не только промысловые виды рыб, но и ракообразные и та рыба, которую не принято людям употреблять в пищу. В-третьих, сложно обвинять в уменьшении объемов рыбных ресурсов гренландского тюленя, вид, который по большому счету заходит в Белое море всего на два месяца в году для размножения.
Елена подчеркивает, что для осознанного принятия решений о «регулировании численности» у областной администрации просто нет необходимых данных.
— Последние подробные исследования численности гренландского тюленя проводились почти двадцать лет назад и уже тогда показали снижение численности рожденных детенышей гренландского тюленя с 300 тысяч до 160 тысяч особей. В начале марта наш губернатор анонсировал научную экспедицию ВНИРО для подсчета численности гренландского тюленя в Белом море. Нам ничего не известно ни о методике подсчета, ни о географии экспедиции, ни о составе ее участников. Зато это сообщение в соцсетях Цыбульского сопровождалось инфографикой о том, что в Белом море более 1,6 млн взрослых гренландских тюленей (информация двадцатилетней давности) и что объем съеденной ими рыбы ежегодно равен промышленной добыче. Таким образом, сложно говорить о независимом и непредвзятом характере этой экспедиции.
5 марта стало известно, что в Белое море уже отправили экспедицию, которая подсчитает морских млекопитающих — на основе этого исследования и будет принято решение о том, возобновят промысел или нет.
«Это ужасающая кровавая картина»
Автор петиции считает, что добыча тюленя и нерпы в наше время — это неоправданная жестокость.
— Сейчас же планируется возобновить добычу тюленя в масштабах советского периода с использованием ледоколов, промысловых судов и вертолетов, когда число убитых на залежках тюленей может исчисляться десятками тысяч. Кроме всех перечисленных причин, недальновидности и абсурдности возобновления промышленного промысла, отдельно важно напомнить о том, как именно происходит добыча морского зверя.
Это ужасающая кровавая картина, животных настигают в самое уязвимое время, когда матери кормят недавно родившихся детенышей.
— В это время они собираются большими группами на льдинах — родильных домах. Животные не способны ни скрыться, ни защищаться. Мы требуем немедленно пересмотреть планы по возобновлению промышленного зверобойного промысла в Белом море, считаем такой способ добычи ластоногих не только негуманным, но и экономически невыгодным, неактуальным, опасным для и без того хрупкого баланса в экосистеме Арктики.
«Возвращать этот промысел — дикость»
В поддержку петиции также высказалась зоозащитница из Северодвинска Татьяна Халина. Она считает, что разрешение на убийство тюленей и нерп — это большой и бессмысленный шаг назад.
— Россия стала первой страной в мире, запретившей убийство бельков — детенышей тюленей. Зверобойный промысел в России был закрыт в 2008 году. Это был повод для гордости за страну. Возвращать этот промысел в 2024 году — дикость. Убийство тюленей нерентабельно и бессмысленно. Никто сегодня не будет носить шубы из меха бельков и нерпы, мясо тюленей невкусное. И, наконец, тюлени — очень милые животные, заниматься их убийством бесчеловечно.
Оправдывать возобновление промысла трудоустройством жителей считаем неверным шагом. Да и что за работа такая — убивать животных?
Что о возобновлении промысла говорили в областной администрации
О том, что добычу гренландского тюленя и кольчатой нерпы могут возобновить, сообщил губернатор Александр Цыбульский.
— Очередная экспедиция Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) отправилась в Белое море для изучения состояния запасов морских млекопитающих. Работают с использованием беспилотных летательных аппаратов. Для Архангельской области результаты этих исследований крайне важны.
Губернатор сообщил, что ранее промысел прекратили из-за низкой рентабельности, но теперь тюлени и нерпы составляют конкуренцию промешенному рыболовству.
— По уже ранее проведенным ВНИРО исследованиям, сегодня популяция морского зверя в бассейне Белого моря превышает 1,6 млн взрослых особей. При этом тюлени-двухлетки поедают 10–12 кг рыбы в сутки, а те, что старше, — до 30 кг. По данным ученых, при численности в 1,5 млн голов годовой объем потребления различных видов ВБР беломорской популяцией гренландского тюленя может составить более 1 млн тонн, что означает прямую и острую конкуренцию между морскими млекопитающими и промышленным рыболовством. Вопрос о рациональном использовании водных биоресурсов остается открытым на фоне появления спроса на продукцию из морского зверя со стороны фармпроизводителей и легкой промышленности. Работаем над поиском механизма, интересного и для бизнеса, и для государства — с точки зрения занятости населения и роста бюджетных доходов.
За сутки под петицией «нет промышленному зверобойному промыслу в Белом море» подписалось 839 человек. Пользователи активно продвигают ее в социальных сетях.
Ранее мы рассказали, какие звезды защищали бельков 16 лет назад и что думают специалисты из Поморья о запрете на убийство бельков.
Мы также писали про многих спасенных благодаря «Мата-Мата» животных — про краснокнижного белоголового сипа, отпущенного в Крыму, про гренландского тюленя, отпущенного в Мезени, вылеченную лису, найденную в Северодвинске, раненого медвежонка из Онеги, голубей Митю и Тинга, названных в честь антимусорного митинга.
Обо всем важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.