Вы наверняка смотрели военную драму «Балканский рубеж» (если нет, то самое время посмотреть) и могли заметить там харизматичного бойца Тимура «Гирея». Его роль исполнил Нодар Джанелидзе, который на сегодняшний день снялся уже во многих проектах и нашел своего зрителя. Не многие знают, что актер родился и вырос в Архангельске, в самой обычной семье — родители Нодара работали на заводе. Путь северянина к мечте, к актерской карьере, был непростым, но при любых жизненных трудностях он не терял веру в то, что всё у него получится. Ранее Нодар Джанелидзе стал гостем прямого эфира 29.RU — он приехал в родной город на несколько дней. Мы решили собрать самые интересные моменты беседы с нашим земляком в этом материале.
Перед тем, как стать актером, таскал доски и зашивал обувь
Нодар Джанелидзе — обычный парень со 2-го лесозавода. Именно так говорят об актере его знакомые и старые друзья из Архангельска, которые росли или работали вместе с ним. Зарабатывать сам Нодар начал сразу после школы: летом работал укладчиком пиломатериалов, а во время учебы в вузе прошивал обувь по ночам — подрабатывал в обувной мастерской. Так и крутился. К профессии актера северянин пришел не сразу, хоть и с детства пробовал себя в этом искусстве.
— В детстве я был очень шебутной мальчик и в своей 27-й школе ходил в театральный кружок. Там у меня всё получалось, были какие-то роли хорошие. Но я понимал, что я из обычной семьи и, живя в Архангельске, куда-то стартануть в другой город сложно. Была очень всем известная широко профессия бухгалтер, я пошел на нее учиться. Успешно довольно-таки закончил (Архангельский экономический техникум. — Прим. ред.), сразу после этого меня взяли на третий курс «Финансы и кредит» в АГТУ, ныне это САФУ. А уже потом я подумал: «Нет-нет, всё-таки мечта меня съедает», — вспоминает актер.
На четвертом курсе Нодар покинул университет и начал шагать навстречу к мечте. Поддерживала его в этом мама — она увидела объявление в газете о том, что Архангельский молодежный театр набирает учеников. Там будущий актер получил свою первую театральную роль.
— Я пошел туда, проходил какие-то мини-тренинги. Стартовали со спектакля «Завтра была война» по Васильеву, где я получил первую в жизни роль, выцарапал ее, можно сказать: сыграл бабушку Фариду — дежурную по школе. Ходил с колокольчиком и в валенках. Большая благодарность Виктору Петровичу Панову, очень много дал, сильнейший режиссер, и слава богу, он есть в Архангельске и никуда отсюда не уезжает, — рассказывает Нодар Джанелидзе.
«Жил на улице и ночевал в подъездах»
Поступить в столицу на бюджет (платно учиться у Нодара не было возможности) получилось не сразу. Актер приехал в Москву на добор во ВГИК на курс Владимира Грамматикова, но его не взяли. Несмотря на это, возвращаться домой наш земляк не стал.
— В столицу пробиться было трудно, потому что приезжают со всей страны, очень большой поток поступающих. Во МХАТ, допустим, 200 человек на место. Я поступал во все университеты, куда только можно, как и все. Получилось так, что я еще полгода в Москве на улице прожил, в подъездах ночевал, — вспоминает наш собеседник. — Потом поступил в ГИТИС на эстрадное отделение к Валерию Гаркалину. Понял, что это не мое, и начал поступать заново. Мне мама опять же сказала, что ей приснился сон, что я учусь в Петербурге. А набор там чуть-чуть попозже идет. Я приехал в Питер и, на удивление, попал почти ко всем мастерам.
«До поступления какое-то время работал в театре Джигарханяна монтировщиком, там же и жил в бытовке, была возможность хоть поспать в тепле»
На вопрос о том, легче ли поступить на актерское в Санкт-Петербурге, чем в Москве, как считает актер, нельзя дать однозначный ответ.
— Просто другой подход, может. Мне кажется, я был таким очень ярким для Москвы тогда, а они искали более сдержанных героев. А может, были просто не мои мастера, потому что самое важное — поступить к своему мастеру, чтобы он увидел в тебе ту природу и харизму, которая ему нужна, и понял, что может тебя чему-то научить. И мне повезло, что я выбрал Семена Яковлевича Спивака и пошел к нему (Нодар поступил в СПбГАТИ — Прим. ред.).
«Большой актер формируется из пережитых чувств»
Как правило, не бывает такого, что при исполнении какой-либо роли Нодар Джанелидзе играет самого себя. Сыграть персонажа в кино ему помогает собственный пережитый опыт — в своей работе актер пользуется чувствами, которые уже испытывал в реальной жизни.
— Всё есть ты. Когда мы учились у Спивака, он говорил, что большой актер формируется из пережитых чувств. Если ты кого-то в жизни ненавидел, ты можешь так же ненавидеть в кино, добавляя по градусу. То же касается и позитивных чувств: если ты любил, то знаешь, как любить — безответно или, наоборот, с чувством и желанием. Есть любовь к маме, к родным, а есть такая, от которой сходишь с ума, когда ты прошел этот пубертатный период, — рассказал актер.
При этом, как уверяет Нодар, есть определенные моменты, которые просто можно сыграть, даже если ты ни разу с этим не сталкивался в жизни.
— Допустим, если я играю какого-то начальника, я в жизни никогда им не был и, наверное, не буду. Но можно вложить в себя понимание, что ты владеешь ситуацией и от тебя очень много зависит. Какой-то великий актер однажды увидел, как один его коллега готовится к роли и специально для этого месяц не ел. И он ему сказал одну простую фразу: «А ты не пробовал просто сыграть?».
Но всё же актер признается, что есть роли, которые даются ему сложнее. Одна из таких — роль Порфирия Петровича в спектакле «Преступление и наказание». Тогда Нодар учился в БИИЯМС на курсе Льва Эренбурга.
— У меня не получалась роль, не складывалась и всё, пока я не встретил дедушку с бабушкой, и он ей так бросил: «Ой, да ладно тебе, нет-нет, да и да». Я начал копаться в этой фразе, и вдруг меня как стрельнуло. Буквально за ночь нашел зерно роли — сделал из Порфирия Петровича, можно сказать, такое «облако в штанах», очень мегапозитивный он был, улыбающийся, истерически смеялся до слез. И это выводило из себя Раскольникова. И в какой-то момент я снимал всю игру, вытирал платком лицо и менялся полностью: спину выпрямлял, говорил серьезным голосом.
Определенные трудности возникли у Нодара и с исполнением роли «Гирея» в «Балканском рубеже», который показали в более чем 35 странах. На данный момент это самый крупный проект, где был задействован актер. За день до съемок оказалось, что половину роли он должен говорить на сербском языке. Как признается Нодар, это была настоящая паника, нужно было быстро соображать.
Вместе с тем актер решил освежить роль, добавив в сценарий свою интерпретацию персонажа.
— Роль, на мой взгляд, казалась скучной: я туда добавил и песни, и шутки. Я вообще люблю, когда в кино добавляют юмор — сразу персонажи какие-то живые становятся, — отметил Нодар Джанелидзе.
Играть в театре и кино — в чём разница
Мы спросили у Нодара Джанелидзе, чем различается актерская игра на сцене и по ту сторону камер, а также где ему комфортнее. Как ответил наш собеседник, ему хорошо и там и там. Но в театре, по его мнению, артистам позволено чуть больше — в кино эмоции «увеличивает» камера, поэтому их приходится немного «прибирать» таким характерным актерам, как он.
«В театре ты можешь развернуться, сыграть как угодно, и получится яркий персонаж, за счет выпуклости он будет понятен зрителю»
— Опять же в театре есть такая история, что ты долго-долго готовишь роль, репетируешь, придумываешь нюансы, уже знаешь, откуда ты достанешь салфетку, как её расправишь, что ты будешь делать в этот момент — плакать или смеяться. И в какой-то из дней можешь сыграть немножко иначе, в зависимости от того, каким ты пришел с утра, какое у тебя настроение, — рассказал Нодар. — В кино есть дубль, в театре его нет — забыл текст, извини, едем дальше. В кино можно переговорить, на монтаже что-то уберут, склеят, добавят. Может, где-то это и обнуляет немного твою профессию.
А еще в театре, как отметил Нодар Джанелидзе, артисты знают друг друга уже наизусть, а в кино всегда разные партнеры со своей техникой и школой, и под всё это нужно подстраиваться, чтобы в кадре ощущалось взаимодействие между персонажами. Но один из явных плюсов кино, который выделяет актер, — это возможность увидеть мир.
— Два города, в которых я был в Белоруссии, — это два города, где я снимался. Когда мы снимали «Брестскую крепость», я побывал в Бресте. Сейчас у меня закончился проект в Минске, там мы снимали сериал «Абсурд». Когда бы я в Минск еще поехал? По нашей стране поездил, и это такие классные воспоминания, возможность и поработать, и отдохнуть, например, вечером искупаться в море — это же чудесно.
«Из "Великолепной пятерки" посмотрел одну серию»
Нодар снялся уже более чем в 95 проектах, и, как правило, никогда не пересматривает фильмы и сериалы, в которых он снимается. К примеру, из «Великолепной пятерки», которая стремительно набрала популярность, актер посмотрел только одну серию.
— Когда я увидел в первый раз себя на экране, я совершенно себе не понравился. Я как характерный актер, если начну себя выстраивать, то у меня потом не будет получаться другая роль какая-то. Я буду думать уже не о том, как просто органично это сделать, а буду думать, что если бы так рукой, например, повел, было бы классно. И живость начнет теряться, — считает Нодар Джанелидзе.
Кстати, изначально сериал «Великолепная пятерка» был рассчитан на 32 серии. Нодар думал, что снимется в одном сезоне и поедет обратно в Москву (съемки сериала проходят в Санкт-Петербурге). В феврале команда проекта планирует доснять уже 4-й сезон, и не исключено, что на этом сериал не закончится.
— Так получилось, что мы все связаны: Леша Красноцветов, Костя Гришанов и Андрей Горбачев в параллельном курсе со мной учились в институте, Егор Кутенков вообще мой лучший друг. В общем, собралась классная компания, мы друг друга нашли — все такие разные и яркие. Сразу в сериал принесли долю юмора, каких-то человеческих взаимоотношений, это стало интересно людям, — рассказал актер.
Оправдана ли критика российского кино?
Несмотря на плотный график, Нодар иногда находит время на просмотр кино, в том числе и российского. Из наших актеров он выделяет Владимира Машкова, Евгения Миронова и Константина Хабенского — ему интересно наблюдать за тем, как они строят свою роль.
Вместе с тем Нодар не отрицает, что критика российского кинематографа бывает заслуженной и несмотря на то, что есть отдельные хорошие проекты, в России выходит много второсортного кино, считает актер.
— У нас, может, сейчас не та стадия, за которую можно хвалить. Сейчас новые интернет-платформы появляются, огромное количество каналов, создается конкуренция, которая позволяет каждому проекту чем-то брать: качеством, хорошими актерами, неординарным сценарием, еще чем-то. В этой конкуренции рождаются такие искры, которые запоминаются и откладываются, и мы говорим: «Да всё хорошо у нас в российском кино». Просто был этот период в 90-е, когда всё рухнуло, система того же старого кинематографа, ушли старые звезды, и поднимать всё это заново очень сложно. Но это происходит, и, конечно, мы еще оглядываемся на этот Голливуд, с которым ничего не произошло: он шел и развивался безостановочно. Но я не за то, чтобы догонять, я люблю французское, итальянское кино, обожаю Ким Ки Дука, корейское кино. Но оно всё разное, свое.
«И у нас в России тоже, я считаю, есть предпосылки, чтобы кино было своим»
Кстати, в июле в Архангельске побывала телеведущая Яна Чурикова. Она поделилась впечатлениями от поездки в своем профиле в Instagram. Ранее Архангельскую область показал в своем документальном фильме на Первом канале Валдис Пельш. Его съемки прошли в Архангельске, в музее «Малые Корелы», Сольвычегодске, Кенозерье, Каргополе и Пинеге.
В 2020 году на канале «Культура» показали целый сезон тревел-программы «Ехал Грека», посвященный городам и деревням Поморья. А до этого, летом того же года, в Архангельской области несколько выпусков для своего кулинарно-туристического ютьюб-канала «Съедобное Несъедобное» снял Михаил Ширвиндт. Он удивлялся красотам северной природы, побывав в «Малых Корелах», и ценам на хрен в Архангельске.