Пожалуй, важнейшей профессией во время пандемии (после медиков, конечно) стали курьеры. Вначале они помогали тем, кто оказался дома на изоляции, и работникам, отправленным на удаленку. А теперь приносят еду из кафе и ресторанов тем, кто не может посетить эти места без QR-кода — хотя в некоторые заведения общепита можно попасть без документов. Спрос есть, заказы тоже, вот и путешествуют люди с зелеными и оранжевыми рюкзаками из одной точки Архангельска в другую с утра до вечера.
Чтобы узнать, насколько это сложная работа, журналист 29.RU отработал одну смену в местной компании по доставке еды, для чего прошел за день пешком 12 километров. Рассказываем, сколько зарабатывают курьеры, и какие проблемы встречают на дорогах города.
Что брать с собой
Доставкой еды в Архангельске занимаются сейчас, пожалуй, большинство кафе и ресторанов, кроме уж самых маленьких заведений. Для этого они заключают контракт с сервисами по доставке — как с крупным федеральным Delivery Club, так и с местными, например, компании «Чиббис». К последним обратились и мы с просьбой дать работу на день.
Выяснилось, что всё достаточно просто: нужно получить сообщение о новом заказе, забрать еду из заведения общепита, и донести ее до заказчика. Как объяснили в «Чиббисе» во время короткого инструктажа, при этом нужно отчитаться диспетчеру о получении еды и окончании доставки. Прийти на работу нужно к 10:00 — именно во столько начинается дневная рабочая смена, которая продлится до 17:00. Есть еще и вечерняя — с 17:00 до 22:00, а по пятницам, субботам и воскресеньям — до 23:00.
В назначенное утро мне выдали большую термосумку, дождевик яркого оранжевого цвета и мобильный терминал, в который уже была вставлена чековая лента. Кроме него из техники со мной был заряженный смартфон с приложениями 2ГИС и WhatsApp и внешний аккумулятор. Ну и конечно, выдали маску с перчатками — при вручении еды всё должно быть безопасно. Вот такой боекомплект для того, чтобы делать голодным людям приятное.
Главный враг — снег на тротуаре
Больше всего работы для курьеров — в обеденное время, и заказы поступают из офисов. Мой первый вызов — доставить заказ из кафе «Купе» на Троицком проспекте в областное Управление Росреестра на Ломоносова, 206. На телефон приходит сообщение от диспетчера: в нем есть номер заказа, состав, цена, адреса. И, что важно, время на выполнение: забрать еду нужно в 12:20, а вручить заказчику в 12:41.
Выхожу из офиса во всём ярком обмундировании и иду в кафе. Там встречаются еще пара таких же доставщиков — угрюмые неразговорчивые парни, которые молча забирают свои заказы и уходят. На барной стойке уже стоит пакет для меня. В контейнерах, если верить диспетчеру, должен быть бизнес-ланч, смузи и сэндвич с семгой. Всё это добро стоит 490 рублей, причем заказ уже оплачен.
«При этом сам ты вряд ли поймешь, правильно ли тебе положили заказ или нет — кто знает, что там в этих контейнерах на самом деле?»
По цене всё сходится, поэтому аккуратно кладу пакет в сумку, закрепляю внутри перегородкой и выдвигаюсь. Попутно проверяю по 2ГИСу, сколько идти до заказчика. Выходит 25 минут, что больше указанного времени на 4 минуты. Но так как в кафе я пришел чуть раньше, то запас есть.
Дороги Архангельска зимой часто не предназначены и для автомобилей, а уж о пешеходах и говорить нечего. Главный враг пешего курьера зимой — неубранный снег на тротуаре. А если под ним еще и прячется лед, то вдвойне опасно: и сам можешь покалечиться, и заказ испортишь. Да и по такой дороге просто сложно идти, и скорость твоя становится меньше. Это во время обычной прогулки не думаешь, сколько она займет времени, а тут речь о минутах.
Подгоняемый внутренним голосом, который твердит: «Не успеешь! Не успеешь!», я быстрым шагом и практически не останавливаясь на светофорах, всё-таки успеваю добраться раньше. Забираюсь на пятый этаж в какую-то студию, отдаю заказ и в 12:36 пишу диспетчеру, что еда доставлена. Как только спускаюсь на улицу, приходит новое сообщение — времени передохнуть нет.
Фастфуд на обед и замерзший терминал
Второй заказ: забрать еду в «Starfoods», который находится недалеко от высотки, и доставить его в офис на Вологодской, 6. Лично для меня удивительно, что кто-то обедает бургерами, но, как говорится, хозяин — барин. Мое дело — доставить пакет вовремя — то есть в 13:17.
Работаю уже по накатанной: в кафе проверяю цену на пакете, чтобы не забрать чужой, укладываю в сумку и быстро выхожу. 2ГИС показывает, что дорога займет 22 минуты. По моим прикидкам этого должно хватить в обрез, даже если срезать дворами. В этот раз приходится останавливаться на каждом светофоре, а на одной из «зебр» я поскальзываюсь и приземляюсь на колено. Заказ вроде бы удержал в том положении, в каком нес, но теперь продолжаю путь прихрамывая.
На улице довольно холодно, и надеть резиновые перчатки перед тем сложно — на морозе они затвердели и не хотят натягиваться на пальцы. После пары минут борьбы с ними захожу в бизнес-центр, поднимаюсь на нужный этаж. Там неожиданно меня встречает суровый охранник, спрашивает, к кому я пришел, и сам идет к нужной двери, чтобы позвать кого надо. Через пару секунд оттуда выходит мужчина и молча протягивает мне тысячную купюру. У меня небольшой ступор: про наличку речи не было.
— А вы только так можете оплатить? Не по терминалу? — спрашиваю я.
— Нет, договаривались так, — отвечает он. Потом смотрит на пакет из «Starfoods» и понимает, что это не его заказ.
Из той же двери выходит молодой парень и говорит, что это для него, и протягивает карточку. Успокоившись, включаю терминал, но он долго думает, прежде чем провести оплату — наверное, замерз. С минуту стоим с этим парнем, замерев в молчаливых позах, пока не появляется чек. Прощаемся.
Путешествие за три километра и обратно
Новых сообщений на телефон не приходит, поэтому принимаю решение идти пешком в сторону центра города — всё равно заказы нужно будет забирать оттуда. По пути захожу в столовую, быстро ем и иду дальше.
Начинаю немного мерзнуть — всё-таки столько времени на улице. Понимаю, что лучше всего экипироваться, как будто вышел на зимнюю рыбалку: термобелье, свитер, пуховик, зимние сапоги — всё пригодится, когда из одного места тебе нужно будет сразу же идти по морозу во второе, чтобы забрать заказ. Кстати, очень хорошая вещь — перчатки, в которых можно нажимать на экран смартфона, не снимая. Только они и спасают пальцы от обморожения.
Спустя пару часов, когда я уже успел добраться до центра, приходит третье сообщение. На этот раз забрать заказ нужно в том же «Купе», а идти довольно далеко — до «Авиакасс» на Воскресенской, 116. На всё дается 23 минуты и даже по самым смелым расчетам я сомневаюсь, что этого хватит.
В кафе мне выдают пакет с заказом — в нем полный бизнес-ланч и набор суши. Контейнеры поставлены друг на друга, а на вершине этой пирамиды неустойчиво болтается баночка с соевым соусом. Переживаю, как бы она не перевернулась и не открылась во время этого похода на другую часть города. Аккуратно кладу пакет в свой короб и стараясь не сильно трясти выхожу на улицу.
К третьему заказу уже ощутимо устаешь — начинают сказываться несколько часов прогулки. Сверяюсь с 2ГИСом, выбирая маршрут покороче, и всерьез подумываю сесть на автобус — так было бы проще. Но решаю дойти на своих двоих: всё-таки интересно, успею дойти за 23 минуты, или нет? В итоге, опоздал на 10 минут, но женщина, которая ждала этот поздний обед, всё равно была довольна, никаких замечаний. Постоянно посматривая на телефон, добрел по тому же маршруту до офиса, где в 17 часов сдал сумку, дождевик и терминал.
780 рублей за смену — не предел
Как новичку, мне дали немного заказов — всего три, но их хватило, чтобы почувствовать всю суть работы. В итоге за эту пятичасовую смену я получил 780 рублей — по 130 рублей за час.
— Мы работаем с курьерами, как с самозанятыми, — пояснили в офисе компании «Чиббис». — Оплата идет почасовая — 60 рублей в час, плюс 70 рублей за заказ для пеших курьеров. В часы, когда не было заказов, мы также платим не только почасовую оплату, а добавляем до 130 рублей.
При постоянном потоке за семичасовую смену курьер может успеть доставить около 15 заказов. А в моменты большой загруженности максимум достигал 20 заказов. Кстати, как говорят в «Чиббисе», некоторые согласовывают свои смены заранее — кто-то может выйти на работу позже, а кто-то, наоборот, готов ходить с заказами полный день — с 10:00 до 22:00. Соответственно, и зарплата у всех получается разной.
Работа курьером мне не кажется сложной, но к ней нужно привыкнуть — вначале из-за постоянной ходьбы по городу быстро устаешь. Но если вы не боитесь таких нагрузок и любите свежий воздух (даже зимой), то почему бы и нет. Думать не надо совершенно, забрал заказ и иди, главное — не упасть по дороге. Полагаю, что кому-то такая работа должна нравится: всё действительно очень просто организовано, а схема «забрал — принес» работает как часы.
Но, конечно, рекомендовать её могу не всем — средняя зарплата выходит около 25 тысяч в месяц (если посчитать пятидневку с семичасовой сменой, где выпадает один заказ в час). При сегодняшних ценах этого, как ни крути, мало для полноценной жизни. Можно, конечно, пытаться работать больше и разносить заказы быстрее, но это не всем по душе. Правда, если у вас есть велосипед — дело пойдет быстрее, а если автомобиль — то совсем здорово.
Кстати, ранее журналистка 29.RU устроилась на работу кондуктором автобуса и рассказала, на сколько часов хватило ее нервов.